Психоанализ выступает понятием, которое превратило область бессознательного, введенное З. Фрейдом, в предмет науки. З. Фрейд основные положения о психоанализе раскрыл в своей книге «Толкование сновидений» вышедшей в 1900 году. В ней рассматривались сновидения в качестве разрядки, высвобождения эмоционального напряжения, выраженные в абстрагированной реализации влечения, в скрытой символике образов реального мира. Описываются также механизмы выстраивания данных образов: вытеснение, сгущение, искажение и ряд других изменений, происходящих под бдительной «цензурой сознания» [6].
Книги З. Фрейда появившиеся в 1900 и 1901 годах, такие как: «Психопатология обыденной жизни» и «Психология сновидений» считаются условным временем рождения данного направления, так как в них сформулированы основные принципы. Психоанализ, в отличие от предыдущих направлений, особенно гештальт-психологии, радикально преобразовал не только предмет психологии, но и приоритетность, выставив на ведущее место не интеллект, а мотивацию. В этой школе предметом психологии выступили бессознательные, глубинные структуры психики, а метод их анализа разработанного данной школой стал психоанализ [5].
В появлении данной школы ведущая роль отводится, бесспорно, З. Фрейду. Можно сказать без преувеличения, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд выступает ученым, который во многом оказал влияние на дальнейшее развитие современной психологии и направил ее по определенной траектории развития. Данный факт связан не только с содержанием его концепции, а также и с его личностными особенностями. Доказательства бессознательного в содержании психики, а также значений сексуального влечения и агрессии не были принципиально новыми для психологии. Без З. Фрейда, возможно, что концепция бессознательного, которая, была бы все равно создана, не смогла завоевать бы такой популярности, и так быстро получить признание во всем мире. Возможно, что она была бы также более традиционной и конформной по своему содержанию. Вследствие этого психоанализ, в отличие от гештальт-психологии и бихевиоризма так и не стала самостоятельной школой, а в большей степени сплавом отдельных теорий бессознательного. Лишь в определенной степени сей факт послужил на пользу психоанализу, так как каждая его концепция выступила самобытным, оригинальным взглядом на бессознательное, на его роль в психической жизни индивида, тем самым заложив основу для собственных школ [11].
1. Возникновение и становление психоаналитической теории
З. Фрейдом были заложены основы психоаналитической концепции. Фрейд дод влиянием Дарвина и Гете выбрал медицинский факультет Венского университета в 1873 году. В годы учебы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке. Эта деятельность определила во многом будущую уверенность Фрейда о существенной роли биологических оснований психической жизни у человека, привлекло его внимание к сексуальным и физиологическим параметрам, которые определяют бессознательные устремления человека. Фрейд, получив докторскую степень в 26 лет, из-за материальных трудностей был вынужден заняться частной практикой. Вначале он работал хирургом, но, в дальнейшем он заинтересовался психиатрией, и главным образом связью между физическими болезнями и психическими симптомами. К 1885 году он добился в Венском университете престижного положения лектора [11].
Фрейд получил стипендию при поддержке Брюке с целью поездки в клинику Ж. Шарко в Париже. Данная стажировка не только утвердила приоритет для Фрейда роль гипноза в лечении истерии, но и впервые открыла завесу бессознательного, так как Шарко в своих сеансах гипноза демонстрировал роль неосознаваемых мотивов в действиях человека. Фрейд вернувшись в Вену вместе с известным психиатром И. Брейером приступает к исследованию динамики истерий и публикует ряд работ по этой теме. Постепенно Фрейд отходит от Брейера, настороженно относящегося к предположениям о связи неврозов с сексуальными отклонениями. С той же настороженностью Брейер относится и к новому методу лечения истерии - психоанализу, хотя и соглашался с Фрейдом о неэффективности гипноза. В дальнейшем, проводя анализ своего научного пути, Фрейд писал о своей боязни в принятии ответственности за сделанное им открытие и пытался разделить это открытие с другими учеными.
Фрейд полагал, что во взаимоотношениях с Брюке, Шарко, Брейером он трансформировал свои отношения с отцом. Воспоминания о детстве и сложных семейных отношениях, в которых Фрейд, боялся и уважал авторитарного отца, всегда держался около любящей и мягкой матери, в значительной мере оказали влияние на содержание его теоретических взглядов. Желание замены реального отца учителем привело его к двойственному отношению к учителям – с одной стороны восхищенное поклонение, а с другой – желание найти собственный путь в науке и превзойти своих учителей. В следствие чего, начинают вырисовываются основы концепции З.Фрейда об Эдиповом комплексе и трансфере, которые потом займут важную роль в его теории личности [5].
Впервые З.Фрейд начал говорить о психоанализе еще в 1896 году, а в 1897 он уже стал проводить систематическое самонаблюдение, которое фиксировал в своих дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», где он впервые публиковал важные положения собственной концепции, которые были дополнены в его дальнейших книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Я и Оно» (1923). Его идеи постепенно приобретали признание, а в 1910 году Стенли Холл приглашает его в Америку прочитать лекции, где его теория обретает особую известность и популярность. Работы Фрейда стали переводиться на многие языки. Вокруг З.Фрейда постепенно образовывается кружок его последователей и почитателей, в который входят А. Адлер, К. Юнг, О. Ранк, Ш. Ференци и др. В Вене после образовании психоаналитического общества, психоаналитическое движение расширяется, чьи его филиалы открываются во всем мире, приобретая все большее количество сторонников. Вместе с тем З.Фрейд в своих взглядах все более ортодоксален и догматичен, он не приемлет малейшие отклонения в своей концепции, бракуя все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, которые предпринимались его учениками. Это факт приводит к отдалению, а потом и к разрыву с З.Фрейдом самых талантливых его последователей – Юнга, Адлера, Ранка [11].
По мере роста известности З.Фрейда росло и количество критических работ, которые были направлены против его воззрений. Положение Фрейда становится опасным после захвата Австрии немцами, Фрейд начинает подвергаться преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства, и в 1939 году он умирает, оставив созданный им мир после себя, полностью открытый для критики и толкований [6].