Реферат|Психология

Неклассический вектор в современной психологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 16

  1. Введение
  2. Анализ проблемы неклассического вектора в современной психологии, представленной в основных позициях Д.А. Леонтьева и Н.В. Чепелевой
  3. Заключение
  4. Список литературы

Размышляя о судьбах современной психологии, представитель научной династии российских психологов: сын Алексея Алексеевича Леонтьева Дмитрий Алексеевич Леонтьев, представляет возможность ее дальнейшего развития только при условии глубокого теоретико-методологического анализа ее предмета, объекта, содержания и концептуальной системы. Это находит подтверждение во вновь оживленном обсуждении за последние годы выдвинутой Д. Б. Элькониным идеи «классической» и «неклассической» психологии.

Создателем неклассической психологии Эльконин считал Л. С. Выготского, полагавшего, что «психические функции даны в форме социальных отношений, которые выступают источником возникновения и развития самих этих функций у человека». Иными словами, «неклассическая» психология – это и есть психология культурно-историческая. Осознать исходный замысел культурно-исторической психологии и означает увидеть в ней венчающую знания о развитии человека в природе и обществе дисциплину, предметом которой является понимание механизмов преобразования культуры в мир личности и порождения в процессе развития личности культуры.

В данной работе освещен анализ трех статей посвященных вопросам неклассическому вектору современной психологии, перспективам неклассической психодиагностики, рассматриваемых Д.А. Леонтьевым, а также  методологическим основам исследования личности в контексте постнеклассической психологии, освещенной Н.В. Чепелевой.

 

Анализ проблемы неклассического вектора в современной психологии, представленной в основных позициях Д.А. Леонтьева и Н.В. Чепелевой

Общеизвестным является тот факт, что все научные школы современной психологии берут свое начало из античной философии, вокруг которой формировались первые школы, каждая из которых базировалась на принципах, выдвинутых ее основоположником. Постепенно из философских школ стали выкристаллизовываться фрагменты естествознания, начались попытки эмпирически познавать мир. Стала формироваться база эмпирического знания, на основе которых сформировались современные школы.

Практически любая из них содержит громадный массив общепринятого знания и единый общий язык, на котором представители разных стран и научных школ разговаривают между собой. Д.А. Леонтьева видит большое значение современных школ по сей день, так как они сохранили свое значение прежде всего как институт социализации ученых, как место, где они осваивают базовые навыки профессионализма. Разные школы, конечно, представляют, предлагают и проверяют альтернативные взгляды, но эти альтернативные взгляды касаются уже сравнительно частных вопросов — они могут быть глобальны по масштабу, но основная часть общепринятого поля знаний не зависит от расхождений в этих вопросах. Это поле разные школы возделывают с разных сторон, будучи частью единой научной индустрии. Естественным наукам потребовалось достаточно много времени, чтобы к этому состоянию прийти. Мы согласимся с позицией Д.А. Леонтьева о том, что на современном этапе границы между школами размываются. Разные направления и школы не столько работают в рамках отдельных конкурирующих учений, сколько возделывают единое поле, используя более или менее единый язык описаний, общую терминологию — конечно, с некоторыми вариациями и нововведениями, специфичными для отдельных школ и направлений, но которые затрагивают не весь понятийный аппарат, а лишь какую-то его часть, фрагмент.

Леонтьев соглашается с Элькониным в том, что неклассическая психология — это наука о том, как из объективного мира искусства, из мира орудий производства, из мира всей промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека. И дополняет это содержание тем, что можно говорить в данном случае о процессе циркуляции психологических содержаний из индивидуально-психологической в предметно-объективированную форму и обратно, осуществляемом посредством механизмов опредмечивания и распредмечивания.

Классическая психология по Леонтьеву включает естественнонаучный детерминизм применительно к поведению человека, который детерминирован причинами, толкающими его к определенным действиям. То есть классическая психология задается вопросом «почему?», а неклассическая – «зачем?», кроме того, классическая психология, с целью познания человека призывает его обмерять, изучать, тестировать. А неклассическую Леонтьев, вслед за Бинсвангером, определяет как призывающую проникнуть в его жизненный мир, который включает в себя внешний мир (то, что окружает человека), внутренний мир и совместный мир, в котором осуществляется диалог, обмен, взаимодействие с другими людьми. Таким образом, Леонтьев приходит к выводу, что классической психологией понимается психология, строящаяся по образцу естественных наук, как субъект-объектное познание, основанное на методологии эмпирического исследования. К характерным образцам классической психологии можно отнести бихевиоризм, особенно классический, и дифференциальную психологию, а также (в более современной модификации) когнитивную психологию. Соответственно, к неклассическим по Леонтьеву относятся все подходы, пытающиеся в той или иной степени отойти от этой парадигмы или полностью ее заменить, противопоставить естественнонаучной методологии гуманитарную.

Анализируя особенности перехода классической психологии к неклассической, Д.А. Леонтьев называет его прорывом и считает причастным к упомянутых выше ученых таких, как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, который заложил основы неклассического подхода в узком смысле слова, рассматривая ее с методологической позиции, эксплицированной Д.Б.Элькониным, который выводит ее из общего замысла подхода Л.С.Выготского, особенно в его поздних работах.

Также участником такого прорыва он выделяет М.М.Бахтина, который в своих новаторских работах показал принципиальную разомкнутость сознания человека и смысловое взаимодействие сознаний. Он показал, что в таком процессе как диалог, который выходит за рамки классической парадигмы в человекознании, происходят взаимодействия и взаимопереходы смыслов, то есть в диалогическом общении сознание разных людей оказывается разомкнутым по отношению друг к другу.

Еще одним исследователем по мнению Д.А. Леонтьева, внесшим немало знаний, приведшим к революции в психологии выступает Альфред Адлер. Он отмечает его смелость и принципиальность позиций, позволивших ему уйти от естественнонаучного детерминизма применительно к поведению человека. Адлер считал, что мы должны по отношению к человеку задавать не вопрос «почему?», который задавал Фрейд, а вопрос «зачем?», и только через указание на цели, которые человек себе ставит, мы можем понять действие человека.

Вслед за Адлером, Леонтьев выделяет такого деятеля, как Людвиг Бинсвангер, являющегося основоположником экзистенциальной психологии и психиатрии. Он ввел в обиход такое понятие как жизненный мир: чтобы понять человека, бесполезно его обмерять, изучать, тестировать, надо проникнуть в его жизненный мир, который включает в себя внешний мир (то, что окружает человека), внутренний мир и совместный мир, в котором осуществляется диалог, обмен, взаимодействие с другими людьми.

Эти прорывы (не случайно все они оказались так синхронны) привели к развитию и становлению нового взгляда на человека, который можно назвать неклассическим в широком смысле слова.

В свою очередь, Леонтьев связывает гуманитарный подход с двумя ключевыми особенностями. Первая — это активное включение в рассмотрение социально-исторического, культурного контекста, рассмотрение человека не как вещи среди вещей, а как укорененного в мире культуры, с которым он взаимодействует и из которого себя строит. Гуманитарная, или неклассическая психология рассматривает личность не как природный объект, а как культурный, искусственный объект, как произведение. Вторая особенность — рассмотрение личности как творца этого произведения, активного субъекта, не столько формируемого извне или изнутри заранее заложенными программами, сколько как самосозидающего, самодетерминируемого. Только гуманитарный подход в состоянии понять субъектность человека (agency) — его способность быть не просто побуждаемым изнутри и извне, а источником и причиной своих действий.

  1. Леонтьев Д. А. Неклассический вектор современной психологии // Постнеклассическая психология. 2005. № 1
  2. Леонтьев Д.А. Перспективы неклассической психодиагностики // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. №4(12).
  3. Чепелева Н. В. Методологические основы исследования личности в контексте постнеклассической психологии // Актуальные проблемы психологии и психологическая герменевтика. 2010.
  4. Том 2. Выпуск 6. С. 15 – 25.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское