ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДОВАНИЯ
1.1. Конституционное право наследования
1.1. Свобода права наследования
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ НАСЛЕДОВАНИЯ
2.1. Основание наследования и основание призвания к наследованию
2.2. Наследственная трансмиссия
ГЛАВА 3. ПРАВО НА ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ДОЛЮ В НАСЛЕДСТВЕ
3.1. Эволюция отношения к праву на обязательную долю в наследстве
3.2. Проблемы регулирования права на обязательную долю в наследстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Наследственное право как подотрасль гражданского права представляет собой систему норм, регулирующих отношения, связанные с переходом имущества от одних лиц (наследодателей) к другим лицам (наследникам). Исследования последних лет позволяют сказать, что наследование представляет собой оптимальный механизм перехода имущественных прав и обязанностей, обеспечивающий нормальное существование гражданского оборота, отношения собственности, развитие предпринимательской и иной инициативы граждан. Наследование является одним из старейших институтов гражданского права. На современном этапе в юридической науке повысился интерес к проблемам наследования, потому что на протяжении двадцати с лишним лет в России происходит формирование рыночных отношений, а они накладывают свой отпечаток на проблемы нотариата в целом и наследственного права и необходимого наследования в частности.
Конституционный Суд РФ определил значение права наследования, указав, что «роль и значение наследования могут меняться в зависимости от степени развития общественных отношений (экономических, политических, правовых и др.), но в любом случае состоят в обеспечении уверенности гражданина в том, что все нажитое им имущество, имущественные права и созданные им материальные блага перейдут после его смерти к его родным и близким либо к тем физическим и юридическим лицам, которых он назначил»[1].
Поскольку в России все более масштабно осуществляется процесс совершенствования распределительных отношений, значение института наследования не теряет своей актуальности. Современное правовое регулирование отношений по наследованию имущества, подобно регулированию отношений собственности, носит комплексный, межотраслевой характер. Во-первых, этим регулированием установлена сама возможность наследовать и завещать имущество с помощью конституционных и гражданско-правовых норм. Во-вторых, нормы гражданского права определяют правомочия граждан по распоряжению своим имуществом на случай смерти и границы их свободного усмотрения. В-третьих, к институту наследования следует относить и установленные законом способы защиты наследственных прав граждан от посягательств со стороны других лиц (это нормы гражданского и уголовного права о защите отношений по наследованию имущества).
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДОВАНИЯ
1.1. Конституционное право наследования
В Конституции Российской Федерации[2] закреплено, что право наследования гарантируется (ч. 4 ст. 35). Это положение включено в главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и является непосредственно действующим.
В юридическое понятие прав и основных свобод человека и гражданина включаются законодательно оформленные юридические возможности, которыми обладают все граждане государства и находящиеся на его территории лица, не обладающие таким статусом.
Как отмечает М. Баглай, эти две категории обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закреплены за лицом только в силу его принадлежности к государству[3].
Конституционное право наследования относится к категории прав человека. Им на территории Российской Федерации обладают как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Конституционное право наследования можно рассматривать в двух аспектах: субъективном и объективном смыслах. Право наследования в субъективном смысле – это возможности наследника и наследодателя в отношении наследственного имущества. Оно включает возможность наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, возможность наследников на принятие наследства. Будучи субъективным, оно представляет собой материально обусловленную и обеспеченную государством и правом возможность определенного поведения субъекта в целях обладания социальным благом – наследственным имуществом, а также в целях передачи нажитого при жизни имущества другим лицам – наследникам. Субъективное право наследования одновременно является и нормой объективного права, поскольку вытекает из ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации. Конституционное право наследования в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, составляющих институт конституционного права, регулирующий порядок и пределы реализации правомочий наследника и наследодателя.
Право наследования имеет сложную юридическую природу. Оно начало формироваться в эпоху первобытнообщинного строя. «В соответствии с первоначальным порядком наследования в роде имущество умершего переходило к остальным членам рода. Оно должно было оставаться внутри рода. Ввиду того, что составлявшие наследство предметы были незначительны, наследство умершего делили между собой его ближайшие сородичи; в случае смерти мужчины – его родные братья и сестры и братья матери; в случае смерти жены – ее дети, родные сестры, но не братья. По той же причине муж и жена не могли наследовать друг после друга»[4]. Решающую роль в становлении права наследования сыграл переход от общинной к частной форме собственности, т.е. его появление связано с возникновением права собственности на недвижимое имущество. «Пока недвижимость была собственностью рода, этой возможности не существовало. Но когда новый владелец недвижимости окончательно сбросил с себя оковы верховенства собственности рода и племени, у него появилось право распоряжения этим имуществом, в т.ч. в порядке наследования»[5]. Это позволяет считать конституционное право наследования личным правом и отнести к числу прав первого поколения, получивших закрепление в эпоху буржуазных революций. Данное право впервые было закреплено в конституционном законодательстве развивающихся буржуазных государств. Так, в Декларации прав человека и гражданина от 16 августа 1789 года, составляющей часть Конституции Франции, закреплено, что собственность является неприкосновенным и священным правом[6]. Поэтому право наследования, являющееся структурным элементом права собственности получило закрепление и развитие в «Кодексе Наполеона» 1804 года, «который стал одним из конститутивных элементов французской нации и послужил примером для многих законодателей за пределами Франции с XIX по XXI век»[7]. В нем содержится раздел «о наследовании», в котором устанавливаются все основные положения в сфере наследования.
В силу возникновения права наследования в догосударственный период его можно отнести к числу естественных, неотчуждаемых, неотъемлемых прав личности, принадлежащих человеку от рождения, впоследствии получивших закрепление в позитивном праве. По мнению русского философа В.С. Соловьева, взаимосвязь естественного и позитивного права проявляется как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве[8].
Следует отметить, что конституционное право наследования обусловлено наличием частной собственности, поскольку по наследству могут переходить только те объекты движимого и недвижимого имущества, которые находятся на праве собственности у лица. В свою очередь, и конституционное право наследования выполняет своеобразную вспомогательную функцию по отношению к конституционному праву частной собственности, составляющему экономическую основу нашего общества. Оно позволяет собственнику свободно распорядиться своим имуществом на случай смерти посредством завещания, оно является одним из законных способов приобретения имущества в собственность. Это позволяет отнести конституционное право наследования к числу экономических прав. Не случайно оно закреплено в ст. 35 Конституции Российской Федерации, посвященной, прежде всего, праву частной собственности, без наличия которой не было бы и права наследования.
Учитывая то, что социально-правовой статус личности обеспечивает потребление и обмен полученных материальных и иных благ, создание условий, гарантирующих достойную жизнь[9], защиту интересов социально-незащищенных категорий лиц, конституционное право наследования является одним из механизмов обеспечения социальной защиты, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность защиты имущественных прав несовершеннолетних или нетрудоспособных иждивенцев умершего вопреки его воле, выраженной в завещании (право на обязательную долю в наследстве ст. 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации – далее ГК РФ)[10]. Кроме того, оно в определенной степени решает задачу материального обеспечения широкого круга лиц, нуждающихся в особой защите в силу возраста, по состоянию здоровья и т.д. Следовательно, конституционное право наследования содержит в себе элементы социальных прав.
В современном мире сформировалась категория основных (фундаментальных) прав и свобод, «которые наиболее полно соответствуют природе человека и гражданина, выражают его положение в системе социально-общественных связей и в силу своей значимости закреплены в Конституции (Основном законе) государства»[11].
Думается, по своей значимости конституционное право наследования является фундаментальным правом, так как от его реализации в определенной степени зависят материальное благополучие будущих поколений россиян, стабильность правовых отношений в сфере регулирования и защиты права собственности, оно удовлетворяет интересы общества в воспроизводстве отношений собственности во времени, несмотря на смену поколений.
Основным право наследования является и по форме, поскольку закреплено в Основном законе Российского государства – Конституции. Таким образом, право наследования, как по содержанию, так и по форме является основным (фундаментальным).
В науке конституционного права дискутируется вопрос о существовании универсальных прав личности, т.е. прав, приемлемых для всех стран и народов современного мира[12]. Одни ученые критикуют идею универсальности прав человека, аргументируя это тем, что западные представления и идеи (индивидуализм, либерализм, свободный рынок и т.д.) фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям[13]. Они отмечают, что «самоочевидные истины», которыми обладают другие цивилизации, зачастую являются барьером для принятия и реализации прав человека, провозглашенных в международных правовых документах, несмотря на их признание в национальном законодательстве. Объясняется это их неразрывной связью с национально-культурной традицией[14].
Другие ученые выступают за идею универсальности прав. При этом они либо полностью отрицают, либо не рассматривают в качестве приоритета необходимость учета национально-культурной традиции, более того, некоторые из них видят в ней угрозу «общечеловеческому» в правах[15].
Представляется, что утверждение о неприменимости европейских стандартов прав человека к странам иных культурно-исторических типов следует отчасти признать спорным. Выступая против «форсированного навязывания чужой культуры»[16], нельзя не признать, что существуют права человека, которые вытекают непосредственно из природы человеческой личности в силу их особой природы, признаются прямо или косвенно всеми странами мира независимо от их принадлежности к той или иной цивилизации. К числу таких прав относится конституционное право наследования, т.к. оно признается не только законодательством всех стран и народов мира, но и соответствует национально-культурным традициям.
Правоотношения, направленные на реализацию конституционного права наследования, носят комплексный характер. Необходимо разделять конституционно-правовое наполнение правоотношений по реализации права наследования, закрепленного в Конституции РФ, и гражданско-правовую оболочку оформления правоотношений по реализации конституционного права наследования. Рассматриваемые правоотношения характеризуются тем, что содержат в себе и частноправовые и публично-правовые начала. Публично-правовые начала права наследования проявляются в общей заинтересованности, интересах общества в воспроизводстве отношений собственности во времени, несмотря на смену поколений[17].
Поиск оптимального баланса сочетания публично-правового и частноправового в регулировании права наследования становится необходимым условием обеспечения гарантий реализации конституционного права наследования.