Курсовая работа|Гражданское право

Осуществление опеки и попечительства (патронажа) в отношении граждан

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2012 | Страниц: 40

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Опека и попечительство как институт права и законодательства

  • 1. История развития института опеки и попечительства 
  • 2. Особенности опеки и попечительства как института российского права

Глава 2. Общая характеристика деятельности органов опеки и попечительства

  • 1. Понятие и сущность органов опеки и попечительства
  • 2.Полномочия органов опеки и попечительства

Глава 3. Проблемы деятельности органов опеки и попечительства и способы их преодоления

  • 1. Проблемные аспекты деятельности органов опеки и попечительства
  • 2. Пути повышения эффективности деятельности органов опеки и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время вопросы регулирования правоотношений по опеке и попечительству приобрели в России особую значимость. Cегодня без поддержки государства многие сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, не в состоянии решить большинство социальных, жилищных, финансовых вопросов, что влечет появление многих острых проблем, таких, как пьянство, высокая смертность, преступность, в том числе и подростковая, беспризорность и т.д.

В этой связи одним из наиболее удачных решений проблемы устройства несовершеннолетних, обеспечения их надлежащими условиями жизни, питания, образования, воспитания можно назвать опеку и попечительство. Данная форма воспитания несовершеннолетних является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.

Опека и попечительство представляют собой форму временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях и для обеспечения иных его интересов, в частности, применительно к несовершеннолетним, воспитания, обеспечения достойных условий жизни и т.д.

В настоящее время активно проводится политика государства по изменению существующего порядка защиты прав граждан, нуждающихся в особом внимании в силу ряда причин, в частности, возраста, состояния здоровья, умственного и психического развития и т.д.

Данный институт обеспечивает перемещение бремени основных забот с государственных или муниципальных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики.

Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему содержатся в специальных детских учреждениях. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Однако не может не радовать, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Представляется очевидным, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный материальный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В то же время четко не закреплены соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

Следует отметить, что практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института.

Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с деятельностью органов опеки и попечительства.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов опеки и попечительства.

Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности осуществления опеки и попечительства в отношении граждан.

Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) рассмотреть историю развития института опеки и попечительства над несовершеннолетними; 2) дать общую характеристику деятельности органов опеки и попечительства; 3) проанализировать проблемы деятельности органов опеки и попечительства и способы их преодоления.

Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический, а также анализ документов.

Теоретическую базу исследования составили научные работы ученых правоведов, исследующих проблемы деятельности органов опеки и попечительства, чьи труды были внимательно изучены нами в процессе написания данной работы.

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили различные источники информации, значительное место среди которых занимают нормативные правовые акты: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, иные нормативные и правовые акты органов государственной власти и общественных объединений, международные правовые акты.

Научная новизна данной работы состоит в том, что с позиции комплексного анализа исследуются особенности деятельности органов опеки и попечительства, исследуются актуальные проблемы в данной сфере и предложены пути их совершенствования.

Прaктичecкaя знaчимocть рaбoты зaключaeтcя в тoм, чтo рaзрaбoтaнныe рeкoмeндaции мoгут быть иcпoльзoвaны при рeшeнии практических зaдaч в деятельности органов опеки и попечительства .

 

ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  • 1. История развития института опеки и попечительства

Потребность в опеке существовала в России во все времена. На том или ином историческом этапе в зависимости от социально-экономического развития и сообразно задачам, определяемым государством, по-разному решались вопросы опеки над несовершеннолетними и совершеннолетними недееспособными (ограниченно дееспособными) лицами.[1].

Основной задачей современных органов опеки и попечительства  является устройство всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

При родовом строе и в период господства большой патриархальной семьи основанием учреждения опеки являлось отсутствие родительской власти. После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые занимали место умерших. Забота о личности подопечного ребенка была уделом семьи и представляла собой обязанность исключительно нравственного порядка. Более позднее правовое регулирование распространялось лишь на имущественные отношения. Поэтому с юридической точки зрения опека в большей степени предназначалась для охраны родового имущества, нежели личности осиротевшего ребенка. Если же у ребенка не было никакого имущества, то чаще всего он был обречен на «призрение всем миром» и нищенствовал, живя мирским подаянием.

Период правления Петра I характерен стремлением упорядочить опеку над несовершеннолетними. Вместо бессистемного участия частных лиц и небольших организаций в деле призрения осиротевших детей государство стало проявлять активную деятельность по их устройству. В этот период получила развитие идея государственного попечения о детях-сиротах с помощью специальных детских учреждений.

В эпоху царствования Екатерины II произошли серьезные перемены в правовом регулировании отношений по опеке над детьми. Все преобразования по устройству несовершеннолетних касались положения разных категорий детей, носили государственный характер и полностью были подчинены принципу сословности. Вместе с тем, впервые законодательно обращалось внимание на воспитательную миссию опекуна, хотя обязанности опекуна по воспитанию подопечного и были вторичны.

Законодательные основы опеки над осиротевшими детьми, разработанные в период правления Екатерины II, существовали довольно долго и стали составной частью Свода Законов Российской Империи, каждое последующее издание которого сохраняло прежние по своей сути правовые предписания в части, касающейся опеки над детьми-сиротами. Однако на общегосударственном уровне предпринимались попытки иного устройства несовершеннолетних, что свидетельствует о стремлении законодателя найти наиболее удачные и эффективные варианты опеки над детьми, потерявшими свою семью и родителей.

Вплоть до 1917 года опека над несовершеннолетним, утратившим родительское попечение, устанавливалась не столько по соображениям нравственного порядка - воспитание осиротевшего ребенка, - сколько ради соблюдения имущественных интересов подопечного и его родственников. Вместе с тем, последовательное изменение норм об опеке в тот период демонстрировало осознание того, что забота о личных и имущественных интересах детей составляет обязанность государства.

В 1917 году произошла ломка сословного института опеки: опека над осиротевшими детьми приобрела общегосударственное значение. Новая семейная политика социалистического государства, которой сопутствовало массовое увеличение числа детей, утративших родительское попечение, вследствие войн, революции и голода, привели к коренному пересмотру назначения и сущности опеки над несовершеннолетними. Впервые государство начало формировать юридическую базу для защиты ребенка как личности, главной целью установления опеки стало надлежащее воспитание подопечного ребенка в семье, заменяющей родительскую[2].

Многие разработанные в советский период принципы правового регулирования отношений по опеке над несовершеннолетними, утратившими родительское попечение, нашли свое отражение в Семейном кодексе РФ 1995 года. К их числу относится: установление опеки с целью воспитания и защиты личности ребенка; совпадение прав и обязанностей опекуна с правами и обязанностями родителей; безвозмездность опеки; ее добровольность; своевременное выявление детей, оставшихся без родительского попечения; закрепление в законодательстве требований к личности опекуна; совместное проживание опекуна и подопечного ребенка; государственный надзор и контроль за деятельностью опекуна.

Переход России к рыночным отношениям и, как следствие, смена государственного курса в экономической и социальной жизни страны, потребовали изменений семейного законодательства в части, касающейся опеки, с тем, чтобы она не утратила своего смысла, растворившись в нормах гражданского права.

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 г. - № 237.
  2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об опеке и попечительстве"// "Собрание законодательства РФ", 28.04.2008, N 17, ст. 1755.
  3. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"//"Собрание законодательства РФ", 23.04.2001, N 17, ст. 1643.
  4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"// "Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
  5. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"// "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
  6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)// "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
  7. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011)// "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
  8. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011)// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  9. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2012)// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  10. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012)// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  11. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 (ред. от 11.04.2006) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием"// "Собрание законодательства РФ", 15.04.2002, N 15, ст. 1434.

Учебная и специальная литература

  1. Астахов. П. На бедных родителей заведут паспорта помощи// "Российская газета" - Федеральный выпуск №5372 (293)
  2. Беспалов Ю.Ф. Реализация семейных прав ребенка в Российской Федерации.-М.: Юрист, 2007.
  3. Варывдин, В. А., Клемантович, И. П. Управление системой социальной защиты детства: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России,2004.
  4. Глазкова, Е. Ю. Участие органа опеки и попечительства в гражданском судопроизводстве в качестве субъекта, защищающего права и законные интересы других лиц. СПб., 2006.
  5. Емелина Л.A. Развитие семейного права в России: теоретический и историко-сравнительный анализ. Монография. М., 2008.
  6. Магдесян Г.А. Теоретические аспекты гражданско-правового регулирования опеки и попечительства в Российской Федерации. Дисс.канд.юрид.наук. М., 2009.
  7. Маркосян А.В. Юридические факты в семейном праве современной России. -М.: Элит, 2007.
  8. Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства. Спб., 2010.
  9. Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России. История и современность. -М.: Юристъ, 2003.
  10. Рабец A.M. Традиционные и современные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2008.
  11. Степанян А.С. Правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации. Дисс.канд.юрид.наук. М., 2007.
  12. Сурков, В. П. Роль органов опеки и попечительства в охране жилищных прав несовершеннолетних граждан /В. П. Сурков. //Актуальные проблемы частноправового  регулирования. -Самара : Самарский университет, 2004. -С. 382 - 384
  13. Урматова, Т. О. Эволюция правового статуса органов опеки и попечительства /Т. О. Урматова. //Семейное и жилищное право. -2007. - № 4.- С. 32 – 36.

Материалы судебной практики

  1. Дело № 29397/11// Архив Нижегородского областного суда
  2. Дело 2-956/11// Архив Ленинского районного суда

Интернет-ресурсы

  1. http://opekaweb.ru/news.php?ocd=view&id=718

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Гражданское право
2015 год 35 стр.
Курсовая Нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений
asyamolova
Курсовая работа Гражданское право
2014 год 40 стр.
Курсовая Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо
Telesammit
Курсовая работа Гражданское право
2015 год 42 стр.
Курсовая Договор участия в долевом строительстве
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2015 год 32 стр.
Курсовая Договор хранения на товарном складе
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2011 год 38 стр.
Курсовая Договорное оказание рекламных услуг
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское