Актуальность исследования. В настоящее время вопросы регулирования правоотношений по опеке и попечительству приобрели в России особую значимость. Cегодня без поддержки государства многие сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, не в состоянии решить большинство социальных, жилищных, финансовых вопросов, что влечет появление многих острых проблем, таких, как пьянство, высокая смертность, преступность, в том числе и подростковая, беспризорность и т.д.
В этой связи одним из наиболее удачных решений проблемы устройства несовершеннолетних, обеспечения их надлежащими условиями жизни, питания, образования, воспитания можно назвать опеку и попечительство. Данная форма воспитания несовершеннолетних является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.
Опека и попечительство представляют собой форму временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях и для обеспечения иных его интересов, в частности, применительно к несовершеннолетним, воспитания, обеспечения достойных условий жизни и т.д.
В настоящее время активно проводится политика государства по изменению существующего порядка защиты прав граждан, нуждающихся в особом внимании в силу ряда причин, в частности, возраста, состояния здоровья, умственного и психического развития и т.д.
Данный институт обеспечивает перемещение бремени основных забот с государственных или муниципальных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики.
Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему содержатся в специальных детских учреждениях. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Однако не может не радовать, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Представляется очевидным, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный материальный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В то же время четко не закреплены соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.
Следует отметить, что практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с деятельностью органов опеки и попечительства.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов опеки и попечительства.
Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности осуществления опеки и попечительства в отношении граждан.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) рассмотреть историю развития института опеки и попечительства над несовершеннолетними; 2) дать общую характеристику деятельности органов опеки и попечительства; 3) проанализировать проблемы деятельности органов опеки и попечительства и способы их преодоления.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический, а также анализ документов.
Теоретическую базу исследования составили научные работы ученых правоведов, исследующих проблемы деятельности органов опеки и попечительства, чьи труды были внимательно изучены нами в процессе написания данной работы.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили различные источники информации, значительное место среди которых занимают нормативные правовые акты: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, иные нормативные и правовые акты органов государственной власти и общественных объединений, международные правовые акты.
Научная новизна данной работы состоит в том, что с позиции комплексного анализа исследуются особенности деятельности органов опеки и попечительства, исследуются актуальные проблемы в данной сфере и предложены пути их совершенствования.
Прaктичecкaя знaчимocть рaбoты зaключaeтcя в тoм, чтo рaзрaбoтaнныe рeкoмeндaции мoгут быть иcпoльзoвaны при рeшeнии практических зaдaч в деятельности органов опеки и попечительства .
ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- 1. История развития института опеки и попечительства
Потребность в опеке существовала в России во все времена. На том или ином историческом этапе в зависимости от социально-экономического развития и сообразно задачам, определяемым государством, по-разному решались вопросы опеки над несовершеннолетними и совершеннолетними недееспособными (ограниченно дееспособными) лицами.[1].
Основной задачей современных органов опеки и попечительства является устройство всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
При родовом строе и в период господства большой патриархальной семьи основанием учреждения опеки являлось отсутствие родительской власти. После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые занимали место умерших. Забота о личности подопечного ребенка была уделом семьи и представляла собой обязанность исключительно нравственного порядка. Более позднее правовое регулирование распространялось лишь на имущественные отношения. Поэтому с юридической точки зрения опека в большей степени предназначалась для охраны родового имущества, нежели личности осиротевшего ребенка. Если же у ребенка не было никакого имущества, то чаще всего он был обречен на «призрение всем миром» и нищенствовал, живя мирским подаянием.
Период правления Петра I характерен стремлением упорядочить опеку над несовершеннолетними. Вместо бессистемного участия частных лиц и небольших организаций в деле призрения осиротевших детей государство стало проявлять активную деятельность по их устройству. В этот период получила развитие идея государственного попечения о детях-сиротах с помощью специальных детских учреждений.
В эпоху царствования Екатерины II произошли серьезные перемены в правовом регулировании отношений по опеке над детьми. Все преобразования по устройству несовершеннолетних касались положения разных категорий детей, носили государственный характер и полностью были подчинены принципу сословности. Вместе с тем, впервые законодательно обращалось внимание на воспитательную миссию опекуна, хотя обязанности опекуна по воспитанию подопечного и были вторичны.
Законодательные основы опеки над осиротевшими детьми, разработанные в период правления Екатерины II, существовали довольно долго и стали составной частью Свода Законов Российской Империи, каждое последующее издание которого сохраняло прежние по своей сути правовые предписания в части, касающейся опеки над детьми-сиротами. Однако на общегосударственном уровне предпринимались попытки иного устройства несовершеннолетних, что свидетельствует о стремлении законодателя найти наиболее удачные и эффективные варианты опеки над детьми, потерявшими свою семью и родителей.
Вплоть до 1917 года опека над несовершеннолетним, утратившим родительское попечение, устанавливалась не столько по соображениям нравственного порядка - воспитание осиротевшего ребенка, - сколько ради соблюдения имущественных интересов подопечного и его родственников. Вместе с тем, последовательное изменение норм об опеке в тот период демонстрировало осознание того, что забота о личных и имущественных интересах детей составляет обязанность государства.
В 1917 году произошла ломка сословного института опеки: опека над осиротевшими детьми приобрела общегосударственное значение. Новая семейная политика социалистического государства, которой сопутствовало массовое увеличение числа детей, утративших родительское попечение, вследствие войн, революции и голода, привели к коренному пересмотру назначения и сущности опеки над несовершеннолетними. Впервые государство начало формировать юридическую базу для защиты ребенка как личности, главной целью установления опеки стало надлежащее воспитание подопечного ребенка в семье, заменяющей родительскую[2].
Многие разработанные в советский период принципы правового регулирования отношений по опеке над несовершеннолетними, утратившими родительское попечение, нашли свое отражение в Семейном кодексе РФ 1995 года. К их числу относится: установление опеки с целью воспитания и защиты личности ребенка; совпадение прав и обязанностей опекуна с правами и обязанностями родителей; безвозмездность опеки; ее добровольность; своевременное выявление детей, оставшихся без родительского попечения; закрепление в законодательстве требований к личности опекуна; совместное проживание опекуна и подопечного ребенка; государственный надзор и контроль за деятельностью опекуна.
Переход России к рыночным отношениям и, как следствие, смена государственного курса в экономической и социальной жизни страны, потребовали изменений семейного законодательства в части, касающейся опеки, с тем, чтобы она не утратила своего смысла, растворившись в нормах гражданского права.