Актуальность темы. Выборы на Тайване 16 января 2016 года ознаменовались значимой потерей политической власти президентом Ма Инцзю и его партией Гоминьдан. Эти выборы продемонстрировали отход от политики Ма, проводившейся в течение последних восьми лет, и поставили под удар уверенность и спокойствие Китая, заинтересованного в установлении мира, в сближении и развитии отношений между двумя берегами Тайваньского пролива.
Шестой президент - Ма Инцзю, представляющий Гоминьдан, - был избран в 2008 г. и переизбран в 2012 г. Его полномочия заканчиваются в марте 2016 г.
Для участия в выборах зарегистрированы три кандидата: Цай Инвэнь (ДПП), Эрик Чу (Гоминьдан) и Джеймс Сун (Первая народная партия).
Фаворитом считается Цай Инвэнь (59 лет). Она получала образование на Тайване, в США и Великобритании, доктор юридических наук. Занимала ряд постов в правительствах Гоминьдана и ДПП. Лидер партии в 2008-2012 гг. и с 2014 г. Участвовала в президентских выборах 2012 г., получила 45,63% (второе место).
Главными темами ее предвыборной программы стали экономические проблемы. Она делает ставку на необходимость модернизации различных отраслей экономики (точного машиностроения, биомедицины), развитие технопарков. Выступает против широкой интеграции острова в экономику материкового Китая, при этом не призывает к отказу от экономического сотрудничества с КНР.
Неоднократно заявляла о необходимости вступления Тайваня в Транстихоокеанское партнерство - международную экономическую организацию, целью которой является создание зоны свободной торговли в регионе. Сторонница введения термина "тайваньская нация" и переименования страны в "Республику Тайвань". Согласно опросам, Цай Инвэнь поддерживают 40-46% опрошенных. Наблюдатели называют ее победу уже практически предрешенной.
Эрик Чу (Чжу Лилунь; 54 года) получил образование на Тайване и в США, специалист в области финансов и бухгалтерского учета, имеет докторскую степень. В 1998 г. стал депутатом парламента, возглавлял финансовый комитет. Позже занимал различные должности в региональных и центральных органах власти, в т.ч. пост вице-премьера (2009-2010 гг). С 2010 г. - мэр Синьбэя. С января 2015 г. - председатель партии Гоминьдан. Выступает за политическое и экономическое сближение с КНР.
Цель исследования изучить президентским выборам на Тайване.
На основании цели поставлены задачи:
- Изучить историю развития, процесс;
- Рассмотреть избирательную систему Тайваня;
- Изучить причину успеха выбора президентских выбор на Тайване;
- Рассмотреть итоги президентских выбор на Тайване.
Предмет исследования президентские выборы на Тайване (2016).
Объект исследования Президентские выборы на Тайване (2016).
Курсовая работа выполнена из двух глав введения, заключения, списка литературы.
Глава 1: Описание политической системы на Тайване
- История развития, процесс
Тайвань провозгласил независимость в 1949 году и имеет статус частично признанного государства.
Несогласие тайваньского электората с кризисом в отношениях с материком стало основной причиной полной победы Ма Инцзю на выборах в 2008 году. Его переизбрание в 2012 году в основном рассматривалось как одобрение его умеренной политики в отношениях с Китаем, направленной на примирение с Пекином. Будучи заинтересованными в становлении мира и стабильности в Тайваньском проливе, правительства президента-республиканца Джорджа Буша и президента-демократа Барака Обамы оказывали мощную поддержку этому историческому изменению направления политики тайваньского правительства в отношении Китая. Теперь избранный президент Цай Инвэ́ нь и ее Демократическая прогрессивная партия (民主進步黨) стараются сохранить мир, экономические выгоды и положительные взаимоотношения, установившиеся в проливе. Следуя пожеланиям абсолютного большинства тайваньцев, они стараются избегать конфронтации с Китаем.
Тем не менее они отказываются поддерживать концепцию «единого Китая», просматривающуюся в так называемом консенсусе 1992 года – соглашении, которое использовали Пекин и правительство Ма для удовлетворения требований о признании Тайваня частью Китая, в качестве основы становления мира в проливе, и более 20 экономических и прочих соглашений, подписанных сторонами за последние восемь лет.
Настойчивость в поддержке консенсуса 1992 года сопровождается предупреждениями Китайской Народной Республики о серьезных последствиях для мира в проливе и развитии негативных событий без консенсуса [10]. Решительность Пекина сопровождается непрерывным массированным накоплением вооруженных сил на противоположном берегу пролива в целях запугивания Тайваня, жестким контролем ограниченного международного дипломатического пространства Тайваня как независимого государства и использованием экономических и социальных взаимоотношений для углубления связей Тайваня с материковой частью. Негативные и позитивные инициативы являются частью четко обозначенной цели Китая – в конечном итоге объединить Тайвань с КНР, что является проклятием для DPP и большинства избирателей Тайваня.
В то же время настойчивость Пекина подчеркивает его глубоко укоренившееся недоверие к Цай Инвэнь и руководству DPP, которых китайские официальные лица рассматривают как сторонников блокировки продвижения в сторону объединения, способствующих продвижению к официальной независимости Тайваня.
Несмотря на заверения Тайваня и Китая поддерживать статус-кво в отношениях друг с другом, некоторые недавние события указывают на скрытые изменения. На самом деле, существует все более растущая неопределенность в отношениях островного государства со своим материковым партнером.
В интервью, опубликованном журналом Wall Street Journal, тайваньский президент Цай Инвэнь подтвердила, что остров не «подчинится давлению» Пекина, и ратовала за снижение экономической зависимости Тайваня от Китая. Цай Инвэнь назначила Джеймса Соонга (James Soong), главу отделения оппозиционной коалиции, возглавляемой националистической партией, представителем Тайваня на конференции Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Перу в ноябре 2015 года. Месяцем ранее его назначение было жестко отклонено Пекином.
Дипломатические разногласия по поводу назначения Соонга представителем Тайваня на саммите АТЭС во многом отражают неопределенность в отношениях между Тайванем и материковым Китаем. С одной стороны, он известен своими тесными связями с материковым Китаем и, в общем, рассматривается как прокитайский политик, что, казалось бы, делало его назначение жестом доброй воли по отношению к Пекину. С другой стороны, китайское правительство отвергло назначение Соонга 6 сентября.
В конце концов, назначение Соонга, являющегося политиком, подрывает интересы Пекина в воспрепятствовании получению Тайванем политического представительства в международных организациях. Соответственно, настойчивость Тайваня в делегировании Soong можно рассматривать как провокационный шаг со стороны Тайбея.
В большей части заявления Цай Инвэнь представляют собой приверженность, а не отход от позиции ее администрации по тайваньскокитайским отношениям. Следует отметить, однако, что Цай Инвэнь намекала на то, что экономические отношения с Китаем стали скорее конкуренцией, чем сотрудничеством, предполагая, что остров должен ограничить свою зависимость от материкового рынка.
Возможно, это высказывание делает очевидным, что экономические связи острова с Китаем не особо выгодны для обеих сторон. Это ход в противоположную сторону от политики предшественника Цай Инвэнь, Ма Инцзю, который оказывал значительную поддержку торговым и инвестиционным связям двух берегов Тайваньского пролива в качестве пути развития экономики острова.
Еще в одном интервью Цай Инвэнь смягчила эти формулировки, повторяя свою приверженность в отношениях с Китаем сохранению статус-кво, обеспечивающему острову некоторую степень автономности без суверенитета, и избегала в открытую обсуждать независимость Тайваня. Но даже такая, казалось бы, консервативная и прагматичная позиция явно недостаточна, чтобы удовлетворить Пекин. Цай Инвэнь не дала четко понять, что отношение ее администрации к статус-кво включает в себя то, что стало называться «консенсусом 1992 года», устанавливающим доктрину единого Китая, то, что Пекин постоянно ставил непременным условием в официальных отношениях между двумя правительствами. В свете этой неопределенности призыв Цай Инвэнь к сохранению статус-кво сам по себе означает, по крайней мере в глазах Пекина, уход от прошлой нейтральной позиции Тайбея по вопросу независимости.
С учетом этого неудивительно, что отношения между берегами пролива ухудшились сразу же после вступления Цай Инвэнь в должность, когда Пекин ужесточил официальные отношения и предпринял действия по исключению острова из международных организаций и мероприятий. Как известно, Китай также налагает косвенные экономические санкции, к которым относятся запрет на посещение туристами с материка тех областей острова Тайвань, которые продемонстрировали самую сильную поддержку демократической прогрессивной партии президента Цай Инвэнь.
Поражение Гоминьдана и его примиренческой политики в отношении Китая не стало сюрпризом для Си Цзиньпина и его правительства. Китай следил за стабильно низкой популярностью Ма во время его второго президентского срока и замечал антипатию по отношению к материку, выражавшуюся в массовых студенческих демонстрациях весной 2014 года, известных как «революция подсолнухов», после чего следующей весной последовали крупные поражения Гоминьдана в пользу DPP на местных выборах по всему острову. Известный своей решимостью и активным подходом в решении деликатных вопросов за рубежом и внутри страны, Си Цзиньпин продемонстрировал недовольство ходом интеграционных процессов между двумя берегами пролива.
Он заявил старшему дипломатическому представителю Тайваня, что «проблема политических разногласий, существующая между двумя сторонами, должна быть постепенно и окончательно разрешена, эти вопросы не должны передаваться по наследству от одного поколения к другому». Впоследствии Си Цзиньпин неоднократно демонстрировал неприятие независимости Тайваня и публично предупреждал своих товарищей в китайском руководстве о том, что Тайваню необходимо придерживаться консенсуса 1992 года, что «без прочного основания земля и горы будут дрожать». Затем он сказал кандидату в президенты от Гоминьдана, Эрику Чу, что сопротивление независимости Тайваня и твердая приверженность консенсусу 1992 года образуют политический фундамент становления отношений в проливе и что без этого фундамента в этих отношениях не будет ни мира, ни развития.
На сенсационной встрече с Ма Инцзы в Сингапуре в ноябре 2015 года Си Цзиньпин много раз делал упор на важность сохранения консенсуса 1992 года – что многие расценили как послание в адрес Цай Инвэнь, призванное донести до нее ожидания Китая по данному вопросу. Помещая заявления Си Цзиньпина и других китайских лидеров в официальный контекст, спикер Управления по делам Тайваня (TAO) Государственного совета КНР 30 декабря 2015 года сказал, что «без политического фундамента, которым является консенсус 1992 года, официальное взаимодействие и механизм коммуникаций между двумя берегами пролива сильно пострадает, или даже прекратится; корабль мирного развития китайско-тайваньских отношений натолкнется на гигантские волны и может утонуть». Подчеркивая эту мысль, TAO отреагировало на результаты выборов 16 января 2016 года следующими словами: «В таком важном вопросе, как защита суверенитета и территориальной целостности страны, наша воля тверда, как скала».