Курсовая работа|Политология

Курсовая Государственная политика Хрущёва в отношении церкви

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: diplomstud

Год: 2015 | Страниц: 42

Введение

Глава I. Основные направления государственной политики в отношении церкви в 1953-64 гг.

Глава II. Положение церкви. Реакция церковников на смену политического курса

Заключение

Список использованных источников и литературы

Период взаимоотношений церкви и Советского государства во время правления Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.) изучен еще не в полной мере. Два десятилетия назад историки не могли даже помыслить о публикациях и исследованиях данной проблемы. В первую очередь это было связано с невозможностью использования т.н. «закрытых» фондов архивов. Но и сейчас не все дела Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР доступны для изучения историков. Все же в последнее время появились новые возможности для работы с источниками по новейшей истории Русской православной церкви.

История хрущевских гонений на церковь представляет интерес во многих отношениях. Это была последняя попытка режима в короткий срок ликвидировать церковь и религию как сколь-нибудь значимое социальное явление. Именно в это время окончательно определилась партийно-государственная политика по отношению к церкви, сформировался механизм ее осуществления и вся система антирелигиозной пропаганды, сохранившиеся вплоть до перестроечных лет. Поэтому проблема государственно-церковных отношений исследуемого периода напрямую связана с современностью. В Российской Федерации истекшее десятилетие ознаменовалось широким процессом демократизации религиозной сферы. В последние годы усилия государства были в основном направлены на разрушение ранее сложившихся отношений советского государства и религиозных организаций, на приспособление к нынешней переходной российской политической ситуации, на выработку новой модели государственно-церковных отношений.

Хронологические рамки исследования охватывают период с марта 1953 г. (смерть И.В. Сталина) по октябрь 1964 г. (отстранение Н.С. Хрущева от занимаемых должностей). В 1953 г. после смерти И.В. Сталина началась борьба за власть между его соратниками – Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым, Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым – последнему удалось захватить лидерство и продержаться на первой роли до 1964 г. В 1953-64 гг. наблюдалась очень интересная метаморфоза государственной власти. Наряду с процессами либерализации в обществе, именуемыми «оттепелью», наблюдалось тотальное наступление на права верующих. Хотя в предыдущем периоде диктаторского владычества И.В. Сталина после 1943 г. мы видим в целом лояльное отношение к церкви. Часть историков условно разделяют время правления Н.С. Хрущева на два этапа: 1953-1957 гг. – время ревизии сталинского наследия и начало реформ, освобождение узников ГУЛАГа, либерализацию внутренней и внешней политики; 1958-1964 гг. – поворот в политике Хрущева от реформаторства к волюнтаризму; в эти годы глава СССР утратил понимание народных нужд, ссорился с интеллигенцией, без видимой отдачи реорганизовывал бюрократические структуры. Сторонники другого подхода считают приведенную выше периодизацию чересчур условной и умозрительной, так как гонения на церковь и ввод советских войск в Венгрию (1956 г.) произошли именно в период «оттепели». Поэтому они говорят не о двух периодах, а о двух тенденциях в политике Хрущева: либеральной и репрессивной.

При подготовке данной темы использовались опубликованные материалы. Прежде всего, это сборники, содержащие законодательные и нормативные акты советского государства за период 1953-64 гг. по проблемам свободы совести и вероисповеданий, протоколы и документы партийных съездов, съездов и соборов религиозных организаций, постановления и решения органов церковного управления; дневники и воспоминания государственных, общественных и церковных деятелей. Необходимым источником для раскрытия истории государственно-церковных отношений этого периода явилась периодическая светская и церковная печать, разнообразные издания религиозных организаций.

По исследуемой проблеме в исторической литературе встречается ряд мнений, которые по разному характеризуют церковную политику государства и положение церкви в 1953-64 гг. В советский период отечественной истории эта тема рассматривалась в основном не столько с научных позиций, сколько с точки зрения политической целесообразности, практической надобности органов власти и управления. Зачастую обращение к данной проблематике стимулировалось потребностями партийных органов в «разоблачении» религии и духовенства, в проведении антирелигиозной пропаганды. В к. 70-х гг. выходит в свет немалое число работ, где рассматривалась эволюция государственно-церковных отношений в различные периоды российской истории XX века, привносились новые факты, свидетельства, высказывались неординарные суждения (В.А. Куроедов, Ю.А. Розенбаум). Период с середины 80-х годов и по настоящее время характеризуется преодолением 6ылых недостатков в исследовании проблем свободы совести и вероисповеданий в истории России. Плодотворно разрабатывают данную проблематику В.А. Алексеев, О.Ю. Васильева, М.И. Одинцов, М.В. Шкаровский и др.

Положение религии, церкви и верующих в России и, особенно в Советском Союзе всегда было объектом научных интересов зарубежных ученых. Среди них У. Коларз, У. Флетчер, Д. Эллис, Д.В. Поспеловский и др., чьи труды достаточно широко известны российской научной общественности и содержат в себе немало ценных и точных наблюдений, объективных выводов об истории и современном состоянии государственно-церковных отношений в России. Главным недостатком этих работ является политическая пристрастность.

Завершая краткий обзор литературы, посвященной истории взаимоотношения государства и церкви в СССР 1953-64 гг., отметим, что при всем ее многообразии изучение данной темы продолжается и является объектом настоящего исследования. На сегодняшний день эта тема нуждается в переоценке. Дело в том, что, как уже указывалось выше, значительная часть работ либо предвзята, либо находится под влиянием политизированной советской историографии. Это и создает необходимость формирования иного взгляда – нового и по возможности, непредвзятого.

Цель данной работы состоит в изучении государственно-церковных отношений в СССР в годы правления Н.С. Хрущева (1953-64 гг.) и реализуется посредством решения следующих задач:

- раскрыть основные направления религиозной политики советского государства в 1953-64 гг.;

- охарактеризовать положение Русской православной церкви в эти годы;

- рассмотреть реакцию церковников и верующих на проводившуюся в эти годы правительством церковную политику.

Методологическая основа данного исследования обусловлена темой работы, которая затрагивает аспекты истории, религиоведения, политологии. Для достижения цели использованы методы: системный, аналитический, а также метод сравнительного анализа. При анализе документального материала использовался метод критического анализа.

В соответствии с поставленными целью и задачами в данной работе по проблемному принципу выделено две равнозначные по информационной составляющей главы. Первая глава посвящена изучению религиозной политики советского государства 1953-64 гг. Вторая – рассмотрению жизни Русской православной церкви в сложившихся условиях политической борьбы с религией.

Источники:

1. Журнал Московской патриархии. 1960. № 3. С. 34-35.

2. О положении церкви в Советской России и о духовной жизни русского народа: Доклад Архиерейскому собору 1959 г. епископа Лос-Анжелосского Антония. Джорданвилль, 1960.

3. Российское законодательство X – XX вв.: В 9 т. М. 1989-1992.

4. Россия ХХ век. Документы и материалы. / Под ред. А.Б. Безбородова. М., 2004.

5. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 гг.) / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 2009.

6. Хрущев Н.С. Воспоминания. Избранные фрагменты. М., 2010.

Справочная и учебная литература:

7. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. М.: РАГС, 1995.

8. Цыпин В. История Русской православной церкви: 1917-1990: Учебник для Правослв. духов. семинарий. СПб: Изд. дом «Хроника», 2008.

Литература:

9. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991.

10. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется?: Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992.

11. Алексеев В.А. Отвечали ли принципам свободы совести церковно-государственные отношения в СССР в период «оттепели» // Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 2008. С. 126-140.

12. Беглов А.Л. Совет по делам религий. Вчера и завтра // http://www.religare.ru /article7329.htm.

13. Васильева О.Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание // Православие и ислам в России в XX веке. М., 2003.

14. Васильева О.Ю., Кнышевский П. Тайная вечеря // Ленинградская панорама. 1991. № 7.

15. Винников А.Б. Оттепель (1943 - 1960 гг.). Часть 2 // http://www.ihtus.ru/12003/hi60.shtml.

16. Геллер М., Некрич А. История России 1917 – 1995 гг.: В 4 т. М., 2009.

17. Гвоздев А. Последний «Штурм неба». Антицерковная политика в годы Хрущева. 1958-1964 годы // www.ronl.ru/istoriya_rossiya/1856.htm.

18. Иеродиакон Иона (Яшунский). Наши катакомбы // Вестник русского христианского движения. 1992. № 166.

19. Одинцов М.И. Хождение по мукам. 1954—1960 годы // Наука и религия, 1991. № 7.

20. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX в. М.: Луч. 2008а.

21. Одинцов М.И. Русские патриархи ХХ века. М.: Изд-во РАГС, 2008б.

22. Очерки истории русской православной церкви (1917-1988 гг.). М.: Изд-во Московской патриархии, 1988.

23. Панков Г.О. О политике Советского государства в отношении Русской православной церкви на рубеже 50—60-х годов // Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. II. / Сост. À.Р. Бессмертный, С.Б. Филатов; Под общ. ред. С.Б. Филатова и Д.Е. Фурмана. М.: Прогресс-Культура, 1993. С. 217—231.

24. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 – 1991 гг. М., 2011.

25. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

26. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. СПб., 2013.

27. Розенбаум Ю.À. Советское государство и церковь. М.,1985.

28. Свет и тени «великого десятилетия». Н.С. Хрущев и его время. Л.: Лениздат, 1989.

29. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945 – 1985 гг.): новое прочтение. М., 1995.

30. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал / Под общей ред. акад. Ю.Н. Афанасьева. М., 2010.

31. Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. Ч. 2. Джорданвилль-Нью-Йорк, 1987.

32. Ушинин Д. Новые веяния в атеистической пропаганде СССР // Грани. 1966. №60. С. 198-222.

33. Флетчер У. Советские верующие // Социологические исследования. 1987. № 4.

34. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (государственно–церковные отношения в СССР 1939–1964 гг.). М., 2012. – 400 с.

35. Эллис Д. Русская православная церковь. Согласие и инакомыслие. Лондон, 1990.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Политология
2012 год 51 стр.
Курсовая Политическое сознание молодежи
diplomstud
Курсовая работа Политология
2013 год 44 стр.
Курсовая Эволюция интеграции в ЕЭС / ЕС
diplomstud
Курсовая работа Политология
2014 год 36 стр.
Курсовая Дипломатические иммунитеты и привилегии
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское