Современное человеческое общество наука еще в конце XX века стала называть «обществом риска». Причиной этого стало появление множества стоящих перед всем человечеством угроз, способных нанести вред и даже уничтожить весь мир, природу и общество: проблемы экологии, перенаселение, голод и т.д.
Международные конфликты занимают в перечне рисков далеко не последнее место. Технологии вооружения, получившие в последние полвека невероятное развитие, способны одним залпом стереть с лица земли города, что печально подтверждается опытом, например, Хиросимы и Нагасаки. Каждая война способна унести жизни миллионов мирных граждан, оставив без крова и пищи еще миллионы. Бедственная обстановка в одних странах мира в условиях глобализации оказывает влияние на все остальные государства.
Все это привело международное сообщество к пониманию необходимости взять ситуацию под контроль, и с целью недопущения в дальнейшем воплощения такого рода угроз в реальность. Международное право стало способом само- и взаимоконтроля государств над вооруженными конфликтами, экологической обстановкой, социальными проблемами и т.д. Одной из задач международного права стало поддержание международного мира, выражающееся в комплексе самых разнообразных мероприятий. Одним из них стало и введение международно-правовой ответственности за деяния, несущие угрозу миру и безопасности человечества.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена исключительной важностью вопросов поддержания международного мира и неизбежности наказания за попытки его нарушить. Неутихающие в последнее время конфликты, в частности, на Ближнем Востоке заставляют полагать, что противодействие преступлениям против мира и безопасности требует тщательного внимания и грамотного правового регулирования, поскольку очевидно, что современное законодательство не способно полностью устранить угрозу и не всегда эффективно в борьбе с ней.
Данная тема часто привлекает внимание ученых, которые поднимают вопросы поддержания международного мира и безопасности в своих трудах. Среди них можно выделить работы, например, Трайнина А.Н., которые стали основой Устава Нюрнбергского Трибунала - ярчайшего примера проявления в действии международного уголовного права. Немалое значение для теории правовой охраны международного мира имеют и труды И. П. Блищенко, Н.И. Ветрова, И. И. Карпец, И. И. Лукашука, А.Б. Мельниченко, А. В. Наумова, В. П. Панова, Ю. А. Решетова, Б. Н. Топорнина, и др.
Целью данной курсовой работы является исследование преступлений против мира в международном уголовном праве.
Для достижения данной цели мы полагаем необходимым решить следующие задачи:
1) Дать понятие преступлений против мира;
2) Рассмотреть общие положения об ответственности за преступления против мира;
3) Изучить и охарактеризовать ведение агрессивной войны как преступление против мира;
4) Изучить и охарактеризовать незаконный оборот оружия массового поражения;
5) Изучить и охарактеризовать нападение на лиц, пользующихся международном защиты.
Объектом исследования являются общественные отношения в области установления и наложения уголовной ответственности за преступления против международного мира.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты международного и национального уровня, а также теоретические работы, посвященные проблемам международного мира и ответственности за преступления против него.
Работа состоит из введения, двух глав, из двух и трех параграфов каждая соответственно, заключения и списка использованной литературы.
1. Нормативно-правовое регулирование преступлений против мира по международному уголовному праву
1.1. Историческое развитие законодательства о преступлениях против мира по международному уголовному праву
Социальная обусловленность преступлений против мира, определяется как мировыми и локальными войнами, так и внутренними и внешними экономическими, политическими, социальными, этническими, религиозными, военными и иными противоречиями-конфликтам, которые, в свою очередь, повлияли (порой, коренным образом) не только на функции многих современных государств, общественные отношения внутри них, но и на генетическую детерминанту, духовность и ментальность народов мира[1].
Когда речь идет о преступлениях против мира мы имеем ввиду агрессивное вмешательство некоторой части «человечества», отдельных исторических личностей с гипертрофированными психологическими установками (психикой) «зацикленными» на «собственном» превосходстве и амбициях направленных на приобретение прав господствовать над другими людьми и территориями, всего того, что может считаться в будущем их материальным благом и личным достоянием. Однако, известно, что любое искусственное, агрессивное вмешательство в среду, – биологическую, социальную, общественную, государственную либо иную «суверенную среду», – всегда несет различного рода необратимые последствия. Например, человечество может претерпевать эпохальные безвозвратные потери и «упущенные выгоды» для следующих поколений (погибшие в результате совершенных преступлений против мира и человечества люди и их этносы не воспроизведут поколения своих генетических правопреемников). Поэтому претензии на мировое господство или лидерство одного из существующих на нашей планете государств, даже такого, которое декларирует высшее проявление и соблюдение закона и справедливости на земле, следует считать преступлением против мира, если жизнь, честь и свобода любой другой личности, существующей вне «правильного» государства считается мизерной.
Первые нормы законодательства о преступлениях против мира стали появляться в законодательстве ряда европейских государств еще в XIX в., но под иными наименованиями. В германском Уголовном Уложении 1871 г. они, например, назывались «неприязненные действия против дружественных государств» и подразумевали четыре состава: совершение против не принадлежавшего Германской империи государства или монарха такого деяния, которое следовало квалифицировать как государственное преступление; оскорбление словом или действием монарха или регента какого-либо из государств; действия против посланника или поверенного в делах; злоумышленное снятие, повреждение или уничтожение державного знака власти. Швейцарский уголовный закон 1853 г. озаглавил подобного рода посягательства «преступления против иностранного государства» (позднее, с 1937 г. – «нарушения внешних отношений»)[2].
Основой для дальнейшего развития положений об ответственности за международные преступления становятся Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. Однако, уголовно-правовые нормы ответственности за международные преступления впервые были применены после окончания Второй мировой войны (Великой отечественной войны) и победы в ней государств антигитлеровской коалиции на Нюрнбергском и Токийском процессах, в ходе которых были классифицированы рассматриваемые преступления и, которые были отражены в статье 6 Устава Нюрнбергского Международного военного трибунала.
В Настоящем Уставе все международные преступления разделены на три группы:
1) преступления против мира, т. е. планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений либо участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий;
2) военные преступления, нарушение законов и (или) обычаев войны, в том числе, но не только, убийства, дурное обращение (иногда этот оборот переводят как «истязания» – или увод в рабство либо для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или истязания военнопленных либо лиц, находящихся в море, убийства заложников, грабеж общественной или частной собственности, разграбление и разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;
3) преступления против человечности, убийство, истребление, порабощение, высылка и другие жестокие акты, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, либо преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления военного преступления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Международного военного трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет[3].
Международные преступления следует отличать от преступлений международного характера. Преступления международного характера и международные преступления посягают на интересы многих государств, что обусловливает принятие многосторонних международных соглашений, участники которых - государства - обязываются установить уголовную ответственность в национальном законодательстве за эти виды преступлений.
Однако преступления международного характера в отличие от международных преступлений не находятся в непосредственной связи с действиями государств. Сформулированный в международно-правовых конвенциях состав такого преступного деяния находит свое выражение в соответствующих нормах национального уголовного законодательства, устанавливающих ответственность за их совершение[4].
Позднее, в 1991 г. Комиссия международного права ООН разработала и приняла в первом чтении проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества, среди которых были выделены:
1) агрессия;
2) угроза агрессией;
3) вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства;
4) колониальное господство и другие формы иностранного господства;
5) геноцид;
6) апартеид;
7) систематическое и массовое нарушение прав человека;
8) исключительно серьезные военные преступления;
9) вербовка, использование, финансирование и обучение наемников;
10) международный терроризм;
11) незаконный оборот наркотических средств;
12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде[5].
На настоящий момент в наиболее завершенной форме военные преступления определены в Римском статуте Международного уголовного суда 1998 г. Римский статут Международного уголовного суда упоминает среди военных преступлений в международных конфликтах не только серьезные нарушения Женевских конвенций, но и 26 серьезных нарушений законов и обычаев войны, большинство из которых государства рассматривают в качестве преступлений еще со времен Второй мировой войны.