Курсовая работа|Политология

Правовой режим России на современном этапе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 25

ВВЕДЕНИЕ

  1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА (ЭЛЕМЕНТЫ)
  2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЖИМОВ (ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ И АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)
  3. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕЁ РАЗВИТИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Всеобще отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

Политико-правовой же режим характеризует: как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования “материальных” придатков государства - тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие в управлении народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

В последние десятилетия постепенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных органов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политического режима без учета руководящей роли коммунистической партии). Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом режиме (категория политологии), а о государственном режиме. Однако эти понятия нельзя разводить или противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что форма правления и форма государственного устройства не могут ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняют фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории. На эти вопросы отвечает третий блок формы государства - политический режим.

Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политико-правового режима, становится также объективно необходимым для постижения формы государства.

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании способов и средств, используемых государством для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение личности в государстве.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение понятию политико-правового режима и рассмотреть его разновидности;
  2. Проанализировать государственно-правовой режим Российской Федерации на современном этапе.

Объект работы: правовой режим России на современном этапе.

Предмет работы: строение и сущность правового режима России.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

  1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА (ЭЛЕМЕНТЫ)

Основой для квалификации государственных (политических) режимов служит[1]:

  • степень развитости политической демократии;
  • реальный политико-правовой статус личности.

С учётом этих критериев современные государственные (политические) режимы подразделяются на виды: демократические и антидемократические. Существуют также переходные режимы.

Опыт развитых стран свидетельствует об эффективности демократической формы правления, которая, несмотря на национальное своеобразие, тем не менее, характеризуется общепризнанными стандартами, соответствовать которым предполагают новоявленные демократии.

Потребность в демократии возникает не спонтанно, а в результате рационального выбора народа и элиты.

Однако путь, ведущий к построению демократического государства, долог и непредсказуем. Демократия сама по себе не может накормить народ, обеспечить достойный уровень жизни, решить большинство социально-экономических проблем, которые являются наиболее чувствительными для людей. Она может только создать необходимые политические институты и практики, при применении которых возможны наименее болезненные для общества пути решения накопившихся задач в интересах широких социальных слоев.

Анализ эффективного становления демократических режимов позволяет утверждать, что демократические политические институты становятся действительно эффективными лишь в результате длительного процесса развития и адаптации к условиям и традициям данного общества, о чем свидетельствует опыт демократического строительства в западных странах. Следовательно, современные сложности в становлении демократических политических институтов, как в России, так и в ряде других стран, объясняются не проблемой совместимости демократии и ее институтов с национальными традициями и нормами, а тем, что они могут стать эффективными лишь постепенно адаптируясь к политическим реалиям.

Целью данной статьи является анализ политического режима современной России, его демократических и недемократических тенденций, соответствия политической системы, являющейся демократической по форме, и политического режима, отличающегося российским своеобразием, связанным с личностным фактором.

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Ана­литики характеризуют эту систему терминами «автори­тарная демократия», «режимная система», связывая ее воз­никновение со слабостью государства и незрелостью граж­данского общества.

В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить об амбивалентности современного политического режима. Российский политолог Ю.Красин акцентирует внимание на том, что политическая система нынешней России представляет собой «странный антиномичный симбиоз демократии и авторитаризма, ограничивающий возможности демократического развития и затрудняющий политическое самоопределение страны»[2].

Вполне очевидно, что этот режим не может быть описан только с помощью характеристик «авторитаризм» и «демократия». По мнению одного из реформаторов перестроечной волны А.Яковлева, проблема России заключается в том, что она «находится в состоянии давнего противоборства двух основных тенденций – либерализма и авторитаризма, определяющих на самом деле будущее России».

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Для гибридного режима присуще пе­реплетение взаимоисключающих принципов жизнедеятельности. Как отмечает российский политолог Лилия Шевцова, с одной стороны, мы видим персонификацию и нерасчлененность власти, которую она ассоциирует с исторически сложившейся «русской системой». С другой стороны, персонифицированная власть формируется и легитимируется демокра­тическим способом, так как все остальные способы ее легитимации оказались ис­торически исчерпаны. Такая власть, раз­рываемая изнутри несовместимыми на­чалами, резюмирует Л.Шевцова, генетически нестабильна и в це­лях выживания должна постоянно пере­текать из одного режима в другой, не меняя при этом своей сущности. Вместе с тем неразвитость демократических ин­ститутов в России неминуемо ведет к разочарованию в них и появлению в об­ществе тяги к «сильной руке» и к на­деждам, что авторитарный лидер гаран­тирует стабильность и порядок.

Чем более институционализирована политическая система, тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму. В постсоветской России политическая интеграция происходила на уровне режима, а не на уровне политической системы. В то время, как политическая система регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, режим действует в зависимости от личных связей, покровительства и попыток сохранить свою автономию. Поэтому создание политических институтов не сопровождалось институционализацией политических процессов.

Корнями постсоветского политического режима являются, с точки зрения исследователей, особенности российской политической культуры – патернализм, этатизм и т. д. Консерватизм любой устоявшейся системы настолько велик, что преодолеть его крайне трудно, поэтому результат борьбы не известен. Так, отечественный политолог В.Гуторов полагает, что «трагизм политической, социальной и духовной жизни современной России состоит, прежде всего, в том, что, декларативно порвав с коммунистической системой, она пока не способна ни избавиться от традиций своего недавнего прошлого, ни обрести новых». Аналогичной точки зрения придерживается А.Соловьев: «Россия, как никакая другая страна, демонстрирует приверженность «сквозной» логике властвования, и на смену недолгим периодам «оттепелей», «перестроек» и «демократизаций» неизменно приходит откат к патерналистско-авторитарной модели»[3].

  1. Агеев Г. В. Особенности современного этапа трансформации политической системы России // Власть. – 2017. - N 4. - С. 90-92.
  2. Баглай М. В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. – 2016. - N 11. - С. 10-19.
  3. Булатов О. Ш. Модернизация и законодательное совершенствование политической системы Российской Федерации // Право и политика. - 2016. - N 3 (135). - С. 360-366.
  4. Водолазов Г. Г. Социально-политическая система современной России : шансы на изменения // Философские науки. - 2016. - N 9. - С. 17-32.
  5. Динес В. А. Российская государственность в контексте модернизации // Россия и современный мир. - 2016. - N 2. - С. 15-22.
  6. Дискин И. Е. Респонсивность современной российской политической системы // Мониторинг общественного мнения. - 2017. - N 6 (100). - С. 4-11.
  7. Ершов Ю. Г. Политическое содержание современного этапа российского конституционализма // ЧиновникЪ. – 2017. - N 6 (28). - С. 42-46.
  8. Завьялов В. Т. Российская политическая система в контексте теорий самоорганизации и прогресса общества // Власть. – 2017. - N 1. - С. 58-61.
  9. Зудин А. Ю. Режим В. Путина : контуры новой политической системы // Общественные науки и современность. – 2017. - N 2. - С. 67-83.
  10. Ионова А. А. Проблемы формирования открытой политической системы в современной России : институциональный аспект // Право и политика. - 2017. - № 2 (134). - С. 156-164.
  11. Исаев Б. А. Современная российская политика : для бакалавров. – СПб. [и др.] : Питер , 2018. - 443 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 66.3(2); Авторский знак И851; Инв. номер 2334971-ЕФ
  12. Карамышева Н. А. Совет Федерации и его место в российской политической системе // Власть. – 2017. - N 3. - С. 36-38.
  13. Киреев Х. С. Политический экстремизм как опасное явление в информационной сфере политической системы России // Представительная власть - XXI век. - 2018. - N 5/6. - С. 53-58.
  14. Кожевников С. Н. Политическая система России : политический и государственно-правовой аспекты : монография. – Н. Новгород: ВГАВТ , 2017. - 288 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 66.3(2); Авторский знак К583; Инв. номер 2282570-ЕФ
  15. Кожевникова Ю. С. Право в политической системе современного российского общества : автореф. дис. ...канд. юрид. наук : 12.00.01. - Екатеринбург : Б. и. , 2018. - 23 с. СОУНБ; КХ; Шифр 67.620.21; Инв. номер 2232320-КХ
  16. Макаренко Б. Партийная система в России : эволюция, нынешнее состояние и перспективы. - [Б. м. : б. и.] , 2016. - 12 с. СОУНБ; КХ; Формат Б; Инв. номер 2222220-КХ
  17. Медведев Р. А. Время Путина? : Россия на рубеже веков. - М.; Харьков: АСТ; Фолио , 2016. - 367 с.
  18. Мизулин М. Ю. Возможно ли в современной России инновационное политическое развитие? // Философские науки. - 2018. - N 1. - С. 30-36.
  19. Оболонский А. В. Драма российской политической истории : система против личности. - М.: Юрист , 2015. - 352 с. СОУНБ; Инв. номер 2184138-КХ

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Политология
2012 год 51 стр.
Курсовая Политическое сознание молодежи
diplomstud
Курсовая работа Политология
2015 год 42 стр.
Курсовая Государственная политика Хрущёва в отношении церкви
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское