Актуальность исследования. В современных условиях учеными и практиками отмечается тенденция существенного увеличения числа обращений граждан в органы судебной власти за защитой своих прав и интересов. В 2006 году в России рассмотрено более 7,5 млн. гражданских дел. Если исходить из наличия двух заинтересованных в рассмотрении дела лиц, простой подсчет показывает, что не менее 15 миллионов человек ежегодно вовлекаются в орбиту гражданского судопроизводства1.
Одновременно споры усложняются, поэтому для их правильного разрешения у суда должны быть инструменты, позволяющие максимально точно и уверенно оценивать каждый из указанных в процессуальном законе видов доказательств. Специальное внимание законодателя в таких ситуациях обращается на внедрение конкретных правил работы с отдельными средствами доказывания, на первое место среди которых в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - ГПК РФ) поставлены объяснения сторон и третьих лиц (далее - объяснения сторон).
В любой системе доказательств допускается существование основного звена, содержащего наибольшее количество важной для разрешения дела информации. [1]На такую роль вполне подходят объяснения, поскольку дающие их лица лучше всего осведомлены об обстоятельствах спора. Они предоставляют суду доказательственный материал, а путем утверждений о фактах помогают очертить предмет доказывания. Эти, а также ряд иных, выделяющих объяснения сторон из других доказательств, специфических черт, позволяют говорить о том, что глубокая научная разработка исследуемого вида доказательств является актуальной на любом этапе развития гражданского процессуального права. От ее качественности зависит предоставляемый законом комплекс гарантий того, что все сказанное в суде и имеющее значение для дела будет учтено.
Анализ практики свидетельствует о стабильно большом числе отмен судебных актов вследствие игнорирования объяснений сторон либо ошибок в их оценке, что негативно сказывается на уровне доверия населения к судебной власти. Во многом это связано с нечеткостью и недостаточностью регламентации порядка получения, исследования и оценки объяснений сторон. Такая ситуация недопустима, поскольку учет объяснений и доводов сторон отражает право лица быть выслушанным, что имеет важное социальное значение: все участники процесса должны быть уверены, что суд принял во внимание и их позицию по делу.
В то же время правоприменительная практика весьма противоречива, а имеющиеся в комментариях и учебной литературе разъяснения действующих норм об объяснениях сторон зачастую проводятся фрагментарно либо односторонне ограничиваются воспроизведением текста кодекса. Однако решение данных проблем, соответствующее современным потребностям общества, невозможно без их глубокого научного анализа. Все это предопределило как выбор темы, так и структуру, и порядок изложения исследования.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, связанных с участием третьих лиц в гражданском процессе.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регламентирующие участие третьих лиц в гражданском процессе.
Цель работы - охарактеризовать с позиции комплексного анализа участие третьих лиц в гражданском процессе.
В соответствие с указанной целью в работе поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучить историю института третьих лиц в гражданском процессе;
2) рассмотреть понятие третьих лиц в гражданском процессе;
3) проанализировать третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора;
4) охарактеризовать третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты участия третьих лиц в гражданском процессе
§ 1. История института третьих лиц в гражданском процессе
Институт третьих лиц, в том числе разработка вопросов, связанных с видами третьих лиц, был известен русскому гражданскому судопроизводству, о чем свидетельствуют труды ученых-процессуалистов .
Третьи лица-одна из категорий участников искового производства в гражданском процессе. Третьи лица имеют непосредственный интерес к исходу дела, результат процесса определенным образом затрагивает их правовое положение. В то же время содержание этого интереса не является одинаковым для всех из них и обусловливает деление третьих лиц на два вида: заявляющих самостоятельные требования на предмет спора и не заявляющих таких требований. Следует заметить, что институт третьих лиц относится к числу достаточно устоявшихся классических институтов гражданского процессуального права, он был известен Уставу гражданского судопроизводства.
Приведем несколько статей «Устава гражданского судопроизводства», касающихся участия или привлечения третьих лиц в гражданский процесс. Ответчик, считающий себя вправе просить о привлечении третьего лица к делу, должен подать о том прошение не позже того срока, который назначен ему на явку в суд (ст. 653 Устава гражданского судопроизводства).
В прошении о привлечении третьего лица к делу означается место его жительства и излагаются обстоятельства дела и те основания, по коим проситель считает это лицо подлежащим привлечению к делу. Без означения его места жительства суд не приступает к самому вызову (ст. 655 Устава).
Как видно из приведенных статей, основные положения института третьих лиц в России были заложены еще в 19 веке.
Нормы о третьих лицах являлись традиционной составляющей процессуального законодательства и в советский период.
При этом на протяжении всего своего развития данный процессуальный институт находился в фокусе весьма пристального внимания ученых, в том числе в рамках диссертационных и монографических исследований. Тем не менее следует констатировать, что к настоящему моменту далеко не все вопросы, связанные с участием в гражданском процессе третьих лиц, получили полное и однозначное регулирование на законодательном уровне.
Впервые проблема участия третьих лиц в гражданском процессе была разработана А.Ф. Клейнманом. Клейнман отмечает, что третьи лица в гражданском процессе относятся к той же группе лиц, участвующих в деле, что и стороны (истец и ответчик). Их правовое положение характеризуется тем, что они, как и стороны, имеют как материально- правовую, так и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела. Выступают в процессе от своего имени и в защиту своих интересов. С.Н. Абрамов является одним из первых в науке гражданского процессуального права, кто подошел комплексно к определению третьих лиц: «Лицо, вступающее или привлекаемое к участию в процессе, который уже ведется между другими лицами для защиты своих самостоятельных прав на предмет спора между первоначальными сторонами либо для защиты своего самостоятельного интереса без заявления самостоятельного требования на предмет спора, называется третьим лицом в гражданском процессе». Данного мнения придерживалась И.М. Ильинская.[2]
Дальнейшее развитие институт третьих лиц получил в трудах ученых-процессуалистов Е.А. Нефедьева, Т.М. Яблочкова, Е.И. Энгельмана и А.Ф. Клейнмана. В своей книге «Участие третьих лиц в гражданском процессе» Клейнман А.Ф. Участие третьих лиц в гражданском процессе // Сб. трудов Иркутского университета. Т. XIII. Власть труда. Иркутск, 1927. С.34. А.Ф. Клейнман рассматривает институт третьих лиц как осложнение процесса, выделяет виды участия третьих лиц в процессе, их процессуальные права и обязанности, особенности вступления или привлечения их в процесс.
По мнению Е.В.Васьковского Присоединение третьих лиц / Учебник гражданского процесса. Е.В.Васьковский. - Москва, 1917 г. // «Все о праве»: Информационно-образовательный юридический портал / Электронный ресурс, доступ в Интернете: www.allpravo.ru. (1917г.) третьи лица могут принять участие в производящемся между первоначальными тяжущимися процессе либо в роли самостоятельных истцов, либо в роли помощников одного из тяжущихся. Первая форма участия называется самостоятельным или главным вступлением, а вторая - пособничеством.
В «Учебнике гражданского процесса» Е.В. Васьковский указывает, что главным вступлением называется присоединение третьего лица к производящемуся процессу с самостоятельным иском, относительно объекта этого процесса, против данного или обоих первоначальных тяжущихся. Из понятия главного вступления вытекают следующие условия, при наличности которых оно допускается. Необходимо, во-1-х, чтобы третье лицо заявляло право на объект чужого процесса; во-2-х, чтобы это право было самостоятельное и независимое от прав первоначальных тяжущихся, ибо в противном случае третье лицо может присоединиться к одному из них в качестве его пособника; в-3-х, чтобы процесс, в который желает вступить третье лицо, еще не закончился судебным решением в первой инстанции, так как вступление сразу во вторую инстанцию было бы нарушением принципа двух инстанций, и, в-4-х, чтобы третье лицо подало исковое прошение с соблюдением всех необходимых формальностей и указало свой судебный адрес в месте нахождения суда.