Введение
Глава 1. Исторический аспект платности сборов за пользование объектов животного мира и водных биологических ресурсов
Глава 2. Система налогов за животный мир и водные ресурсы
2.1. Сбор за пользованием объектов животного мира
2.2. Сбор за пользование водных биологических ресурсов
Заключение
Литература
Ситуации, происходящие в настоящее время во всем мире, наносят пагубное влияние на окружающую природную среду. Это происходит под воздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненной необходимостью, активная всевозрастающая деятельность человека по приспосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд. И все это приводит к необходимости принятия мер по сохранению, как самих земель, недр, водных, лесных ресурсов, так и их ценных качеств.
В связи с этим государство приняло решении о платности природопользования, которое заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным.
Введение платежей за использование природных ресурсов – прямое следствие преобразований природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены с 1 января 2004 г. главой 25.1 НК РФ.
Данные сборы заменили плату за пользование объектами животного мира и существовавшую систему продажи квот на вылов водных биоресурсов с целью промышленного рыболовства.
Данные сборы относятся к федеральным сборам и обязательны для уплаты на всей территории Российской Федерации.
Целью курсовой работы является исследование сборов за пользование объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю введения сборов за природопользование;
- раскрыть порядок налогообложения сбора за пользование объектов животного мира;
- изучить порядок сбора за пользованием водных биологических ресурсов.
Предметом исследования является налогообложения природопользования.
Объектом исследования являются сборы за пользование объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики, а также законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность природопользователей.
Также использовалась информация, содержащаяся в материалах научных публикаций, в Интернет-ресурсах, характеризующая различные аспекты налогообложения в области природопользования.
Глава 1. Исторический аспект платности сборов за пользование объектов животного мира и водных биологических ресурсов
Экологическая функция государства выделена в самостоятельную функцию, т.к. она очень значима особенно в последнее время. Данная экологическая функция регулирует конкретные отношения, а именно отношения взаимодействия общества и природы в целом, имеющего цель улучшить качество окружающей среды, правильного и рационального использования и воспроизводства всех природных ресурсов, находящихся на территории Российской Федерации. Данные взаимодействия являются содержанием экологической функции государства.
Развитие платности за пользованием природных ресурсов осуществлялось в шесть этапов:
1 этап. 1917 - 1922 гг. - возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;
2 этап. 1922 - 1957 гг. - активное развитие союзного законодательства природоресурсного направления;
3 этап. 1957 - 1963 гг. - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР «Об охране природы в РСФСР» от 26 октября 1960г.
4 этап. 1968 - 1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе.
5 этап. 1985 - 1990 гг. - попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках.
6 этап. 1990 г. - до настоящего времени.
Оптимальная модель экологического управления для реализации экологической функции государства на современном этапе очень актуальна.
На первом этапе становления в 1917 – 1922 гг. существовала административная система руководства, и все ее недостатки четко и явно проявлялись в нашей стране, в отличии от других стран. Наиболее серьезными недостатками являлись:
- полное игнорирование экономических и рыночных стимулов, либо их формальное применение, не затрагивающее в должной мере экономические интересы предприятий-природопользователей;
-установление низких цен на поставляемое сырье и продукты его переработки, от чего было расточительство использование природных ресурсов;
- отсутствие ответственности в экономике или ограничение самостоятельности предприятий за загрязнение природной среды и экономное использование природных ресурсов;
- преобладание отраслевого подхода к регулированию природопользования со стороны системы руководства народным хозяйством, что негативно влияло на экологическую систему природных объектов;
- присутствие государственной монополии на природные ресурсы, которое приводило к расточительству природных ресурсов.
Во второй половине 80-х годов для регулирования природопользования с помощью экономических методов было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» (от 7.01.1988 г.). И с начала выхода данного постановления стал новых механизм формирования механизма расходования природопользования, который продлился до начала 90-х гг при переходе от административно-командных методов к экономическим методам природопользования. Проводилась определенная подготовительная работа по переводу управления природопользованием на экономическую основу. В СССР создавались новые органы управления во главе с союзно-республиканским Государственным Комитетом по охране природы, имевшем разветвленную сеть региональных подразделений. Расширилась практика платного природопользования. В ряде регионов страны впервые стали формироваться специальные фонды охраны природы для целевого финансирования средств на проведение экологических мероприятий.
Плата за природные ресурсы, которая включалась в себестоимость продукции, связанные с использованием природного сырья, плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, осуществляемая за счет прибыли предприятий была введена в 1991 г. Все расходы, которые были связаны с природопользованием (очистные сооружения, золотодобыча, фильтрация и т.д.) тоже включались в себестоимость продукции предприятия в пределах допустимых выбросов (ПДВ). Если выбросы превышали ПДВ то предусматривалась оплата в определенном размере по отношению к нормативному уровню.
С принятие нового закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в начале 90-х г. начался новый период формирования механизма природопользования, который включал не только экономические, но и рыночные методы регулирования. Данный закон сформировал и укрепил экологический правопорядок и обеспечил экологическую безопасность на территории страны.
Основные принципы воздействия на состояние окружающей природной среды:
- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
- научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;