Актуальность исследования. Проблемы происхождения, развития города обнаруживают одновременно социальный, психологический, экономический, технический; политический характер; эти проблемы столь сложно и многомерно переплетены, что их влияние ощущается буквально во всех сферах городской реальности.
Города на протяжении всей своей истории играли важнейшую роль в жизни общества. Современные формы международного сотрудничества городов крайне разнообразны и многослойны. Связано это, прежде всего, со все более возрастающей их ролью в современных мирополитических процессах.
Интенсивная и всё ускоряющаяся урбанизация, охватившая в разной степени все континенты и страны, а также рост влияния этого процесса на мировую политику усложняет ее транснациональную среду, делает многообразные связи городов друг с другом, с сельской местностью как во внутригосударственной, так и в межстрановой жизни. Город, став средоточием важнейших импульсов развития страны и формирования гражданского общества, становления и совершенствования институтов правительственных учреждений, органов государственной власти, международных организаций, внешнеполитических структур, межгосударственных политических и экономических связей, обменов в области культуры, превратился в крупного и влиятельного актора мировой политики. Конечно, воздействующая сила на мировую политику присуща далеко не каждому городу.
Культура города обладает сложной синтетической структурой, состоящей из множества взаимодействующих субкультур, и является генератором тенденции к дифференциации и усложнению внутренней структуры. Логически, методологически и фактически безупречным является такое понимание города, которое включает в себя непосредственно городскую культуру центра и периферии города, пригородов (несущих традиции сельской культуры), исторически сложившиеся как соотношение «столичной» и «провинциальной» культур.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с современными теориями происхождения и развития городов.
Предмет исследования - современные теории происхождения и развития городов (по Дж.Джекобсу и Э.Соджа).
Цель работы – охарактеризовать современные теории происхождения и развития городов (по Дж.Джекобсу и Э.Соджа).
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью решения следующих задач: 1) дать общую характеристику понятия «город»; 2) рассмотреть происхождение и развитие современных городов; 3) изучить теорию происхождения и развития городов по Дж. Джекобсу; 4) проанализировать теорию происхождения и развития городов по Э.Соджа.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ И ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «ГОРОД»
- Общая характеристика понятия «город»
Современный человек является свидетелем грандиозных трансформаций, происходящих в глобальном мировом пространстве. Необратимо меняется город. С одной стороны, численность городского населения в мире неуклонно увеличивается, города не только разрастаются вширь и ввысь, но и осваивают подземные пространства, включаются в различные коммуникационные процессы. С другой стороны, в последнее время не происходит строительства новых городов, а существующие приобретают невиданные доныне формы и неизученные особенности. Такая парадоксальная ситуация, сложившаяся на рубеже XX-XXI веков, обуславливает значительный интерес представителей различных отраслей научного знания к феномену города, заставляет переосмысливать, казалось бы, устоявшиеся представления о городе как месте, где мы живём, особым образом строим свои судьбы[1].
Для последних десятилетий характерен стремительный рост городского населения. Только в период с 1950 по 1990 гг. численность городского населения мира выросла более чем в три раза и сохраняет тенденцию к дальнейшему значительному росту. Процесс урбанизации является весьма актуальным предметом научных исследований. Активно изучаются его социальные, экономические, демографические, экологические аспекты. Наряду с ними весьма актуальным, хотя и малоисследованным, является духовный аспект урбанизации, те изменения, которые урбанизация вносит в духовную культуру.
Исследование жизни человека в городе органично включается и в круг философско-антропологических проблем, объединенных стремлением к осмыслению человека в его целостности. В полном объеме эта задача заведомо неразрешима. Человек слишком сложен, а потому философское знание о нем неизбежно оказывается "дробным": человек изучается как субъект познания, субъект социального действия и т.д. Одним из продуктивных способов философского "собирания" человека является изучение его взаимоотношений с объектами, в которых качество человечности обнаруживает себя наиболее полно и "сущностно". Именно таким объектом является город.
Как бы ни расширялось и ни усложнялось знание о человеке, остаются неопровержимыми и эвристичными простые, общеизвестные идеи: во-первых, человек - существо активное, деятельное, склонное к целенаправленному преобразованию среды обитания; во-вторых, человек - существо социальное. В феномене города обе эти идеи явлены со всей возможной полнотой, представлены в предельной форме. Город является результатом и объектом творческой деятельности человека. Более того, в нем сосредоточены практически все виды деятельности. Так как деятельность носит совместный характер, является со-деятельностью, город выступает квинтэссенцией социальности. Поскольку же любой реальный город является не только объектом приложения сил его жителей, но и овеществленным результатом деятельности прошлых поколений, он обладает способностью "воздействовать" на человека, причем, не всегда позитивно. Поэтому в городе реализуется в полном объеме еще одна общеизвестная идея: человек - существо не только активное, но и страдающее. Город дает человеку свободу, но и ограничивает ее, диктует человеку, как следует жить.
Современный город представляет собой уникальный динамично развивающийся феномен, воплощающий в себе черты постиндустриального общества. Город постоянно влияет на нас, и мы в свою очередь оказываем на него воздействие. Пространство города меняется с течением времени и запечатлевает в архитектурных формах повседневные социальные практики. Поскольку город всегда познаётся в конкретных исторических условиях, то каждая новая эпоха будет находить новые инструменты для изучения города, и город в свою очередь будет всегда сохранять актуальность.
Город занимает ведущее место в мировой финансово-экономической иерархии. Город является важнейшим центром принятия политических решений. Помимо управленческих функций, город — это центр выработки стратегических решений и посредник в отношениях государства, институтов гражданского общества и физических лиц[2].
Город - это информационный центр. Могущество и власть города заключаются в его способности создавать, хранить и передавать информацию. Являясь глобальным сервером - местом храпения информации, город встраивается в архитектуру сети, влияя и изменяя ее. Инструментами города являются мировые медиа-корпорации, рекламные агентства, киностудии, глобально распространяющие информацию, в большинстве своем приобретающую политическую окраску. Интернационализация высшего образования и науки, международные исследовательские центры и институты, конференции и сообщества ученых и экспертов в глобальном городе способствуют выработке адекватного ответа на вызовы глобализации.
Город, будучи, благодаря множеству факторов, источником и средоточием острейших проблем современности, становится центром выработки и принятия ключевых решений. В масштабе всего Земного шара он политически и экономически цементирует мироздание. Города в отдельной стране выступают в роли каркаса сплочения, сближения и единства всего ее населения. Однако, отдельные его сегменты могут играть и дезинтегрирующую роль в масштабе всего государства, порождая сепаратизм, экстремизм и терроризм.
Город представляет собой сложный социокультурный феномен. Важным в понимании города является его образ — семантическая конструкция, возникающая в сознании индивида, или совокупность впечатлений о городе. Образ города помогает глубже осмыслить особенности города. В истории философии находим немало предположений и догадок о сущности города: человеческая мысль двигалась от негативного отношения к оптимистическому пониманию. Город предстаёт перед нами в различных образах «лабиринта», «каменных джунглей», «каменной летописи», «идеального общественного устройства», «открытой книги», но ни одно из имён не подходит ему в полной мере, ибо не может описать всю глубину его смысла.
Все существующие на сегодняшний день города мы условно разделяем на два типа: «естественные» - возникшие, как правило, очень давно, и развивающиеся сообразно природе, и «искусственные» - города, противопоставленные природе, выстроенные по предначертанному регулярному плану. Такая классификация позволяет учитывать сущностные черты города как социокультурного феномена.
Важно отметить, что сегодня практически невозможно выделить установившуюся строгую тенденцию в оценке изучаемого нами явления.
Город можно познать через отношение к нему и через его субъективный образ, сложившийся у человека. А субъективный образ города есть не что иное, как индивидуальная, в исключительных случаях групповая, идея города. В нашей работе мы постулируем тот факт, что город как феномен возникает подобно художественному произведению из индивидуального образа мастера, из идеи, лаконично наполненной определённым смыслом, идеи, которая впоследствии наполняет ландшафтную пустоту и организует культурное и социальное пространство-время города. Город выступает как смысловой сгусток.
Субъективная идея разворачивается в культурном пространстве города. Город придаёт социальную окраску пространству и времени, то есть мотивирует новые социальные отношения и структурирование человеческой жизни. Город является примером структуры социального пространства — то есть пространством, которое формируется общественными процессами и интеракциями индивидов, в котором эти взаимодействия протекают.
Практически любой существующий город невозможно представить в ином месте, кроме того, в котором он уже существует. Пожалуй, этим город обязан своему центру, который предопределил и закрепил его месторасположение. Городской центр нами интерпретирован как точка пересечения социальных коммуникаций и воплощения социально-культурного смысла. Центр города образует совокупность значимых публичных пространств: центральную площадь, главный храм, рынок, муниципалитет. Такие публичные арены мы относим к формам социального пространства города.
Город продуцирует особое сообщество людей - тех, кого мы именуем горожанами. Городские жители ежедневно вращаются в различных жизненных сферах, стараясь успеть всё сделать вовремя. Каждый из них по-разному переживает время. Такой феномен лично присущего ощущения времени мы называем «социальным временем» — временем человеческого бытия. Город сжимает индивидуальное время горожан, вплетая его в контекст событийности. Событие есть столкновение социального пространства и времени, рождение социального хронотопа.