Актуальность заявленной темы предопределена местом, которое сервитута занимают в современном российском праве и ролью, которую они призваны играть в гражданском обороте. Развитый оборот характеризует наличие многообразных экономических связей, требующих для своего оформления разветвленной системы неодинаковых юридических конструкций. Отсутствие тех или иных объективно востребованных конструкций будет негативно сказываться на экономической системе данного общества, сдерживая его назревшее развитие.
Именно в таком положении находилась наша страна после крушения советской системы. Гражданско-правовые конструкции, приспособленные под нужды прежней экономической системы с ее неразвитым гражданским оборотом и обширным вторжением административно-правовых норм в частный сектор, уже не могли обеспечить потребностей нарождающейся рыночной экономики. Оформление вновь появившихся экономических отношений потребовало возрождения гражданско-правовых конструкций, не сводимых к праву собственности и проистекающим из него правам обязательственного характера. Потребовались юридические формы, обеспечивающие более прочное участие одного лица в праве собственности другого. То есть возникла потребность в ограниченных вещных правах, а в их числе - в сервитутах.
Эффективное осуществление права частной собственности нередко сопровождается необходимостью использования чужого имущества. Одно из легальных оснований такого использования начиная со времен римского права - сервитут, порождающий специфический вид отношений имущественного характера, в границах которых становится возможным соотнести «единоличное и деспотическое господство индивида над вещью» (У. Маттеи, Е.А. Суханов) с интересами других лиц.
В современном законодательстве и доктрине вопрос о сущности сервитутного права решен однозначно - это самостоятельное ограниченное вещное право пользования чужой вещью в известном отношении. Но современная российская история сервитутных отношений достаточно краткая, и это наложило свой отпечаток на существующие законодательные решения. Как показало время, главной чертой современного законодательства является незавершенность, происходящая от недостатка норм, относящихся к содержанию сервитутов, их видов, оснований возникновения. Но не только. Сервитутные институты оказались полностью оторванными от такого основного начала гражданского законодательства, как свобода договора. Ущербность такого отрыва очевидна: ни доктрина, ни судебная практика не восприняли возникновение сервитутных прав на основании договора, заключаемого в письменной форме, как общее правило гражданского оборота.
Между тем договорному сервитуту, т.е. сервитуту, возникающему на основе согласительных действий участников, сначала исторически, а затем законодательно предопределена миссия развивать индивидуальные правовые формы добрососедства и достижения взаимопонимания между лицами, в той или иной степени причастными к объектам недвижимого имущества.
Проблематика договорных обязательств из установления сервитута имеет свою давнюю историю. Создателями большинства исходных классических положений об этом правовом явлении были Ульпиан, Помпоний, Гай, Юлиан. Существенный вклад в формирование концепции договорной природы сервитутных отношений внесли работы зарубежных классиков юридической науки, в частности, таких исследователей, как Г. Дернбург, Р. фон Иеринг, Ф.К. фон Савиньи. Основополагающие понятия о сервитутах и порожденных ими договорах нашли свое развитие в трудах отечественных дореволюционных ученых: И. Барона, Е.В. Васьковского, Ю.С. Гамбарова, С.И. Гороновича, В.И. Курдиновского, Г.Ф. Шершеневича.
В советской цивилистике исследованием сервитутов занимался И.Б. Новицкий.
Современный теоретический подход к теме сервитутов представлен двумя течениями. Одно из них - публичные сервитуты - разрабатывают такие ученые, как М.Н. Малеина, Л. Шейнин и др. Проблема частных сервитутов исследуется в трудах А.Г. Ананьева, Т.В. Дерюгиной, Б.В. Ерофеева, А.Ю. Колова, А.В. Копылова, К.Н. Нарозникова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, JI.B. Щенниковой.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с договором частного сервитута.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие договор о частном сервитуте.
Цель работы – охарактеризовать сущность и специфику договора о частном сервитуте.
Задачи работы: 1) изучить понятие и правовая природа сервитута; 2) рассмотреть объект и субъекты сервитута; 3) охарактеризовать договор об установлении частного сервитута как основание для возникновения регулятивного обязательства; 4) рассмотреть условия договора об установлении сервитута; 5) проанализировать форму сервитутного договора и регистрацию сервитута.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. СЕРВИТУТ КАК ПРЕДМЕТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
- 1. Понятие и правовая природа сервитута
Латинский термин "сервитут" буквально понимается как "рабство вещи", то есть такое её состояние, при котором вещь используется не только своим собственником, но и обслуживает экономические интересы другого лица. Чаще всего объектом сервитутного права является недвижимое имущество. Сервитут имеет двоякую природу: он является вещным правом, суть которого состоит в ограниченном пользовании чужим имуществом, в тоже время, сервитут - это обременение имущества, в пользу другого лица.
Сервитут — это обременение земельного участка ограничением в праве пользования или в праве распоряжения им. Сервитут может устанавливаться, например, для обеспечения прохода или проезда через участок при отсутствии возможности его обхода или объезда, для прокладки кабелей, трубопроводов и других инженерных коммуникаций с обеспечением возможности их беспрепятственного ремонта и технического обслуживания. Сервитут - является одним из видов вещных прав на чужое имущество. По своему социально-экономическому назначению и правовому содержанию, сервитуты имеют много общего с институтом аренды. Сервитут, как и аренда, устанавливается относительно материальных объектов. Оба устанавливают режим пользования относительно этих объектов. Сервитуты бывают публичными (по решению органов государственной власти или местного самоуправления) или частными (по договору землевладельцев-соседей).
Публичный сервитут есть не что иное как вещное право пользования чужим имуществом в интересах общества. Публичный сервитут может, например, устанавливаться для обеспечения общественных интересов связанных с перемещением через земельный участок, обеспечением водоснабжения, прокладкой и эксплуатацией линий связи, электропередач, трубопроводов. Сервитут может устанавливаться также и для других общественных нужд.
В этих случаях могут возникнуть разногласия между частными и общественными интересами. Если собственник недвижимого имущества, которое обременяется сервитутом, не возражает ограниченному пользованию его недвижимостью и ему это пользование не причиняет неудобств, то все вопросы по поводу ущемления чьих-либо интересов отпадают. Но в противном случае мы видим острый конфликт частных и публичных интересов. С одной стороны собственник недвижимого имущества в силу принадлежащего ему абсолютного права собственности может требовать от всех воздержания от любого посягательства на его собственность. С другой стороны право собственности этого лица ущемляет права других лиц или делает невозможным их реализацию (например, колодец, находящаяся за пределами участка, являющегося собственностью одного лица, не может быть досягаем без проезда по его территории).
С другой стороны эта проблема выгладит иначе: государство наряду с физическими и юридическими лицами является субъектом гражданского права, а, следовательно, часть объектов, находящихся в его собственности обременены публичным сервитутом (например, право ограниченного пользования дорогами). Отсутствие подобного сервитута вызвало бы множество проблем у общества вплоть до невозможности использования принадлежащего им имущества[1].
Однако, осуществление гражданских прав не должно противопоставляться общественной пользе и безопасности, причинять вред как отдельно взятому индивиду, так и обществу, окружающей среде, общечеловеческим ценностям, ущемлять права и законные интересы других лиц - так гласит принцип приоритета общественных интересов. Исходя из этого принципа, был введён институт сервитутного права, который во многом решает проблему конфликта частных и публичных интересов. Законодатель, взвесив частные и общественные интересы, с целью внесения стабильности в гражданские правоотношения установил рамки прав и обязанностей субъектов сервитутного права, исключая тем самым возможность злоупотребления правом с их стороны.
Основным, неотъемлемым признаком сервитута со времен классического римского права по настоящее время, остается вещно-правовая составляющая данного института. Без наличия обременяемой вещи не может возникать право на сервитут[2].
Вторым важным признаком сервитута является то, что сервитут предоставляет право ограниченного пользования вещью. Такое пользование является именно ограниченным, что позволяет отличать сервитуты от иных видов права, связанных с пользованием.
Третьим признаком является наличие недвижимого имущества, как обременяемой сервитутом вещи. Недвижимое имущество является некоторой универсальной категорией, к которой могут относиться: земля, здания, строения, сооружения, водные, лесные объекты.
Четвертым признаком является то, что обременяемая вещь должна быть чужой, то есть принадлежать на основании определенного юридического титула определенному лицу, и не должна являться объектом общего пользования (неопределенного круга лиц) или общего доступа.
Объем пользования сервитутом является строго ограниченным, то есть право сервитута имеет определенные границы. Например, обладание правом сервитута проезда или прохода через чужой участок не позволяет обладателю такого права совершать иные действия на обремененном участке, кроме проезда и прохода.
Наконец, сервитут является необходимостью, действительной необходимостью, без которой лицо (лица), заинтересованное в установлении сервитута, не сможет в полной мере пользоваться своим имуществом. Исключение здесь можно сделать только для личных сервитутов. Такая необходимость определяет и объем, и пределы осуществления и исполнения сервитута.
Анализ признаков легального сервитута дает основание предполагать их наличие в конструкции современных российских публичных сервитутов, т.к. неотъемлемым признаком и легального, и публичного сервитута является возможность его установления в принудительном порядке, на основании закона, иного нормативного акта органов местного самоуправления в интересах как определенного, так и неопределенного круга лиц.
2. Виды сервитутов
Земельный кодекс в статье 23 предусматривает 2 вида сервитутов:
Частный сервитут
Ст. 274-277 ГК РФ устанавливают следующее.
Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).
Частный сервитут может устанавливаться для:
- обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
- прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
- обеспечения водоснабжения и мелиорации;
- также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.
Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.
Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен[3].
Публичный сервитут
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.