Курсовая работа|История

Курсовая Поветлужье во 2 половине 19 века в публицистике А.И. Дельвига

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2014 | Страниц: 34

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСТВО А.И. ДЕЛЬВИГА

1.1.Дельвиг А.И. – русский инженер и мемуарист

1.2. Деятельность А.И. Дельвига в Н.Новгороде

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПУБЛИЦИСТИКИ А.И. ДЕЛЬВИГА

2.1. Описание Поветлужья второй половины XIX века

2.2. Значение  деятельности А.И.Дельвига

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   

Актуальность работы. Инженер Андрей Дельвиг» - это имя получил один из электропоездов Горьковской магистрали. Дельвиг вместе с легендарным Павлом Мельниковым создавал в стране первые стальные магистрали, в том числе – связавшую столицу с Нижним Новгородом. Именно Дельвиг стоял в России во главе железных дорог в первые годы их бурного развития. Андрей Иванович считал себя нижегородским дворянином. Хоть в своей жизни как истинный инженер-транспортник он редко где жил подолгу, имение его было на Ветлуге.

 Дельвиг был одним из руководителей постройки шоссе Москва – Нижний Новгород, работал над проектом планировки губернского города, создал в нем водопровод. Историки, литературоведы благодарны ему как одному из самых талантливых мемуаристов XIX века: Дельвиг рассказал многое, что помнил о выдающихся современниках – писателях, императорах, чиновниках, инженерах[1].

Человеком, внесшим наибольший вклад в развитие Северной железной дороги, называют Савву Мамонтова. Но к числу отцов-основателей магистрали по праву можно отнести и выдающегося деятеля железнодорожного транспорта России инженера путей сообщения Андрея Ивановича Дельвига. Он стоял у истоков «Северянки», первым внеся личные деньги на строительство магистрали Москва – Ярославль.

Впрочем, барона Дельвига могут считать своим «родителем» еще три десятка железных дорог, появившихся в позапрошлом веке в европейской части России.

Объект исследования – публицистика А.И.Дельвига.

Предмет исследования - Поветлужье во 2 половине 19 века в публицистике А.И. Дельвига.

Цель работы – охарактеризовать особенности Поветлужья во 2 половине 19 века в публицистике А.И. Дельвига.

Достижение указанной цели представляется возможным с помощью решения следующих задач:

1) изучить биографию и деятельность А.И. Дельвига – русского инженера и мемуариста;

2) рассмотреть деятельность А.И Дельвига в г.Н.Новгороде;

3) выполнить описание Поветлужья второй половины XIX века;

 4) проанализировать значение деятельности А.И.Дельвига.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА I. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСТВО А.И. ДЕЛЬВИГА

1.1.Дельвиг А.И. – русский инженер и мемуарист

У каждого, кто знаком с русской литературой, при упоминании Дельвига всплывает в памяти лицейский друг Пушкина, поэт, издатель и литературный критик Антон Антонович Дельвиг. В настоящей работе речь пойдёт о его двоюродном брате, инженере путей сообщения Андрее Ивановиче. В 1830-х годах, после окончания Петербургского института инженеров путей сообщения, он занимается переустройством московского водопровода, проектирует и строит водопровод в Нижнем Новгороде и Симбирске, строит плотину для Тульского оружейного завода, проектирует и возводит мосты, набережные, переправы, руководит ремонтом Московско-Нижегородского шоссе. Его научный труд «Руководство к устройству водопроводов» (1857) был удостоен престижной Демидовской премии Петербургской Академии наук.

Андрей Иванович Дельвиг (13 марта 1813, с.Студенец, Задонский уезд, Воронежская губерния - 20 января 1887, Петербург) — русский инженер и мемуарист; инженер-генерал-лейтенант, барон. Родился 13 марта 1813 года в имении Студенец, принадлежавшем его деду Волконскому (ныне — на территории Задонского района Липецкой области недалеко от с. Верхний Студенец).

В 1832 окончил Петербургский институт корпуса инженерных путей сообщения. Принимал участие в техническом руководстве и организации строительства многих крупнейших инженерных сооружений: водопровода в Москве и Нижнем Новгороде, нескольких железных и шоссейных дорог, переправ в горах Кавказа и др.

 Составил себе громкое имя работами, относящимися к водоснабжению города Москвы. Каменный водопровод, который доставлял воду из Мытищ в Москву, сооруженный еще во времена Екатерины, к началу сороковых годов значительно разрушился. Дельвиг заменил кирпичный канал чугунными трубами и установил паровые машины для подъема воды и получения искусственного напора, вместо естественного падения от наклона труб. Результатом этого явилось то, что количество воды для потребления жителям Москвы удвоилось, причем прекратились потери воды при движении по трубам.

Впервые прибыл в Н. Новгород в 1837 году, а с 1844 году возглавил здесь Сроительную и дорожную комиссию, участвовал в прокладке шоссе Москва — Н. Новгород. К этому времени выявились несоответствия старой застройки осуществлявшемуся конфирмованному плану Н. Новгорода 1839 года. Он разработал новый план города с целью сохранения существующей застройки его исторического центра. В 1844 году Дельвиг особый комитет для постоянного надзора за исправным состоянием съездов и набережных города. На следующий год он приступил к изысканию выходящих к Волге по Откосу родниковых вод и строительству в Н. Новгооде первого водопровода. В 1847 году по проекту Дельвига на благовещенской площади был установлен отлитый на выксунских заводах Баташевых — Шепелевых фонтан. В 1846 — 1848 года Дельвиг возглавляет строительство Красных казарм, ремонтирует военно-губернаторский дом-дворец в кремле, замащивает булыжником главные улицы и площади города. В 1848 году он навсегда покидает Н. Новгород.

Проведённые им в 1853—1858 работы по переустройству Мытищинского водопровода намного улучшили водоснабжение Москвы. Дельвигу принадлежит первое в России и одно из лучших для того времени «Руководство к устройству водопроводов» (1856). Эта книга была удостоена Петербургской Академией Наук Демидовской премии и долгое время служила основным пособием при проектировании и строительстве водопроводов[2].

Окончив в 1853 г. работы по сооружению московского водопровода, Дельвиг принялся за ученые работы по вопросу о водоснабжении. Результатом его трудов явилось сочинение "Руководство к устройству водопроводов", напечатанное в 1857 г. (удостоенное Демидовской премии) и обнимающее собой теоретическую разработку вопросов гидравлики, имеющих связь с водоснабжением, с дополнениями на основании собственной практики автора. Кроме того, Дельвиг в 1842 г. отличился устройством Варениковской переправы через реку Кубань, на левом берегу которой расположены были враждебные России натухайцы, за что был назначен состоять при главноуправляющем путями сообщений графе Клейнмихеле. По поручению главноуправляющего Дельвиг составил проект постоянного моста через Днепр в Киеве, построил шоссейные дороги от Померанья до Едрова и от Малоярославца до Бобруйска. В Венгерской кампании участвовал в качестве инспектора военных сообщений нашей армии. С 1861 по 1871 г. Дельвиг как главный инспектор и начальник железных дорог принял участие в постройке железных дорог, причем в течение этого периода выстроена большая часть существующей ныне сети железных дорог в России. Дельвиг был первым председателем образованного при его участии русского технического общества и ему принадлежит заслуга по устройству первых железнодорожных школ, возникших по его почину на средства, добровольно отчисленные частными железнодорожными обществами. В Москве, при участии нескольких железных дорог, учреждено Дельвиговское железнодорожное училище, для которого Дельвиг пожертвовал дом и устроил при нем общежитие, обеспечив его капиталом. С 1867 по 1871 г. Дельвиг председательствовал в совете министерства путей сообщения и в продолжение 10 месяцев управлял министерством. Умер сенатором в 1887 году.

Дельвиг много сделал для улучшения отечественного железнодорожного дела: ввёл сохранявшееся долгое время деление на «службы», организовал первые съезды представителей железных дорог, по его инициативе были созданы технические железнодорожные училища и т. д. Председательствовал в совете министерства путей сообщения и в продолжение 10 месяцев управлял министерством. Умер сенатором.

Был одним из организаторов Рус. технич. об-ва (1866) и его первым председателем. Мемуары Дельвига содержат воспоминания о А. С. Пушкине, А. А. Дельвиге, Н. В. Гоголе, П. Я. Чаадаеве,А. И. Герцене и других выдающихся людях, с которыми автор был знаком.

Имя «Инженер Андрей Дельвиг» носит электропоезд Горьковской железной дороги ЭД-9-250, приписанный к моторвагонному депо Горький-Московский (пущен в эксплуатацию 13 марта 2009 года).

Научные труды его, отдельно изданные: "Руководство к устройству водопроводов" (1857)[3]; "О снабжении Москвы водой" (1857); "Водопроводы в России" (1860) и другие. Также статьи в "Журнале путей сообщения" 1856 - 1866 годов Дельвиг оставил интересные и правдивые "Мои воспоминания" (издание Московского Публичного и Румянцевского музеев, том I, 1912; том II, 1913); рядовой интеллигент Николаевской эпохи, Дельвиг хорошо отразил в них свое время; в них немало также бытовых подробностей и рассказов о встречах с замечательными людьми.

1.2. Деятельность А.И. Дельвига в Н.Новгороде

Попытки решить проблему обеспечения нижегородцев водой предпринимались неоднократно. Всем известно имя изобретателя-нижегородца Кулибина. Почти полвека бился он над созданием механизма, подобного вечному двигателю.

Главной целью этих стараний было создание доступного по стоимости способа подъема волжской воды на необходимую высоту. Проекты обеспечения водой составлялись и позднее, были среди них и совершенно неосуществимые, и вполне реальные. Однако в любом случае требовались значительные суммы, которых в городской казне, как правило, не находилось. Решение вопроса все откладывалось, и стоял город на двух огромных реках, но без хорошей питьевой воды.

Вопрос обеспечения водой повлиял и на застройку города, на роль его отдельных частей в дальнейшем развитии, на то, что мы сейчас называем специализацией городских районов. В 1816 году решался вопрос о переносе Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. Занимался этим вопросом канцлер граф Румянцев. На его рассмотрение одним из первых был подан проект ярмарки, намечавший местом для нее Панские Бугры - огромное, пустующее поле между Печерским монастырем иселом Высоковом, то есть местность примерно от нынешней больницы Семашко. Но вставал вопрос об обеспечении водой. Граф Румянцев предложил устроить подъем воды на высокий берег с использованием тягловой силы. Помимо затрат на строительство ярмарочных зданий и на устройство съездов к Волге он обошелся бы в несколько миллионов рублей. Проект был отклонен.

Около 1835 г. составилось было общество для осуществления проекта безвестного механика по подъему воды из Оки или Волги на горы и устройству накопительных резервуаров.

Однако оно распалось, а проект был, скорее всего, потерян. Видимо, требовались не только деньги, требовался человек, обладающий властью и пользующийся доверием. Таким человеком стал вновь прибывший в 1844 г. в Нижний Новгород генерал-губернатор князь М. А. Урусов.

Знающий неспешность бюрократической машины, Урусов обратился за официальным разрешением на строительство водопровода и в то же время начал подготовку к нему, рассматривая практические предложения.

Одним из самых интересных было предложение нижегородского купца Блюмберга, который считал, что с помощью паровой машины волжскую воду можно поднять к Георгиевской башне. Но поскольку она стоит на косогоре и от давления воды могла начать разрушаться, то резервуар он предлагал создать в Дмитриевской башне, взяв за образец устройство в Москве на Сухаревской башне. Чтобы оплатить расходы, он предлагал создать общество на паях.

Коммерческая сторона предложения в конечном счете стала причиной отклонения проекта.10 мая 1846 г. можно считать точкой отсчета в истории строительства нижегородского водопровода.

Этим числом датируется директивное отношение №7360 главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий, в котором губернской строительной комиссии сообщалось, что начальнику округа путей сообщения генерал-майору Гермесу вместе с инженер-подполковником Шембелем и бароном Дельвигом поручено: во-первых, изыскать и определить, каким образом можно снабдить верхнюю часть города водою; во-вторых, на основании этих изысканий составить проект и исчисление издержек; в-третьих, все это предварительно представить на заключение нижегородского военного губернатора и с его мнением представить главноуправляющему[4].

  1. Волконская Е.Г., Род князей Волконских, СПб, 1900. Голотвин Р. В Нижнем Новгороде издали книгу воспоминаний железнодорожника Андрея Ивановича Дельвига// http://scbist.com
  2. Дельвиг А.И., Мои воспоминания, т. 1-4, М., 1912-1913.
  3. Дельвиг А.И. Руководство к устройству водопроводов, М., 1857
  4. Дельвиг А.И., Полвека русской жизни. 1820-1870 , т. 1-2, М.-Л., 1930. Мои воспоминания. Нижегородские страницы. Сост. Н. В. Морохин, Д. Г. Павлов. — Нижний Новгород: Книги. — 2010.
  5. "Записки Императорского Русского технического общества", СПб, 1888, в.6
  6. Котляревский П.Н., Памяти барона Дельвига, "Журнал МПС", 1887, №33.
  7. Морохин Н. На родине Дельвига// Волжская магистраль от 30.10.2009

8.                 Найденов А. Инженер из рода Дельвигов// Официальноый сайт информационно-аналитической службы «Русская народная линия» (http://ruskline.ru- дата обращения 29.03.2013)

  1. Русский биографический словарь А. А. Половцова(1896—1918).
  2. Сидорова, И. Наш город: Рассказы по истории города Горького / И. Сидорова. – Горький, 1982. – С.32.

11.            Сидоренко В.Т. Инженер Дельвиг на юге России. К 200-летию со дня рождения А. И. Дельвига//Краеведческий библиотечно-библиографический журнал «Донской временник» (http://www.donvrem.dspl.ru – дата обращения 29.03.2013)

  1. Смирнова, В. М. Вода и город / В. М. Смирнова, Е. Г. Филатов. – Н. Новгород, 1995. – С.88.
  2. Торжественное собрание гг. членов Имп. Рус. Техн.общества, посвященное памяти барона А.И.Дельвига. 20.1.1888, СПб, 1888.
  3. Шухова Е.М., Московский водопровод, "Московский журнал", 1996, №5.
  4. Юбилей 50-летней службы в офицерских чинах сенатора, инженер-генерал- лейтенанта барона А.И.Дельвига. 19.6.1880, СПб, 1880.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа История
2016 год 38 стр.
Курсовая Форма государственного единства в Древней Руси
Telesammit
Курсовая работа История
2016 год 33 стр.
Курсовая Конституция 1936 г. Декларация и реальность
diplomstud
Курсовая работа История
2016 год 28 стр.
Курсовая Губная и земская реформы России
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское