Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.
Планирование ассортимента и управление им - неотъемлемая часть маркетинга. Растущие потребности покупателей, рост неценовой конкуренции и предложения товаров на рынке, говорят об актуальности проблемы формирования ассортиментной политики. Такие факторы, как несовершенство рыночных отношений, инфляция, низкий уровень роста населения, достаточно высокий уровень дифференциации доходов населения, характерны для российского рынка.
Большинство фирм выпускают не один какой-то товар, а производят определенный товарный ассортимент. Каждый товарный ассортимент требует собственной стратегии маркетинга. Проблема наращивания товарного ассортимента требует принятия решений относительно того, должно ли это быт наращивание вниз, вверх или в обоих направлениях. Проблема насыщения ассортимента требует принятия решений о целесообразности добавления новых изделий в его существующих рамках. Требует решения и вопрос о том, какие именно товары должны представлять весь ассортимент в мероприятиях по стимулированию сбыта.
Важную роль в маркетинговой стратегии играет ассортиментная концепция Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп, а с другой - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и других ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
Объект исследования – товарный ассортимент.
Предмет исследования – управление товарным ассортиментом на швейном предприятии.
Цель данной работы - на примере реального швейного предприятия раскрыть тему управления товарным ассортиментом на предприятии в условиях конкурентного рынка.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- определить экономическую категорию «товарный ассортимент»;
- рассмотреть управление товарным ассортиментом на предприятиях;
- рассмотреть управление ассортиментом на швейном производстве;
- охарактеризовать швейное предприятие «Ла Прима»;
- проанализировать ассортимент ООО «Ла Прима»;
- оценить качество швейного изделия;
- сделать предложения по совершенствованию ассортимента в ООО «Ла Прима»;
- изучить ассортиментные стратегии швейного предприятия;
- провести анализ, разработку оптимального ассортимента и оценку качества швейных изделий на примере швейного предприятия.
База исследования – швейное предприятие ООО «Ла Прима».
Глава 1 Теоретические основы управления ассортиментом на швейном предприятии
1.1 Экономическая категория «товарный ассортимент»
Управление ассортиментом товара представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение запросов потребителей к товарам, определяемых платежеспособностью, социально-экономическими условиями, культурными традициями.
Основной задачей определения ассортиментной политики является формулирование основных принципов, направлений и механизмов управления ассортиментом, определение целевой аудитории покупателей.
В первую очередь необходимо определить категорию «товарный ассортимент». Товарный ассортимент – это совокупность всей товарной продукции предприятия, включающая ассортиментные группы. Ассортимент характеризуется несколькими показателями.
Широта ассортимента – это количество ассортиментных групп во всей совокупности товарной продукции.
Глубина ассортимента – количество изделий в одной ассортиментной группе.
Высота ассортимента – средняя цена ассортиментной группы.
Подвижность ассортимента – способность изменяться в соответствии с потребностями и запросами потребителей.
Стабильность ассортимента – способность сохранять ассортиментную матрицу из наиболее востребованных и доходных ассортиментных позиций. Актуальность ассортимента – это постоянная востребованность потребителями ассортиментных позиций, представленных компанией. Стабильность, широта и высокая подвижность ассортимента – это основные показатели конкурентоспособности предприятия.
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы - по местонахождению, на подгруппы - по широте и глубине охвата товаров, на виды - по степени удовлетворения потребностей, на разновидности - по характеру потребностей.
По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый. Помышлений ассортимент - ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием. Торговый ассортимент - ассортимент товаров представленный в торговой сети.
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.
Сложный ассортимент - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.
Простой ассортимент - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.
Сложный ассортимент - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.
Развернутый ассортимент включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных торговых артикулов, относящихся к группе однородных товаров, но отличающихся индивидуальными признаками. Укрупненный ассортимент товаров - ассортимент товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров [17, с. 88].
Видовой ассортимент - набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности [17, с. 90].
Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент. Рациональный ассортимент - набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации [5, с. 191].
Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление. В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным и прогнозируемым. Реальный ассортимент - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца. Прогнозируемый ассортимент - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности [4, с. 46]