Сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений признается одной из актуальных проблем российского общества. Важность ориентации на решения проблемы здоровья и здорового образа жизни детей отмечается в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[1], «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»[2], национальном проекте «Здоровье», «Национальной доктрине российского образования», федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»[3], «Президентской программе «Дети России» и др., что подтверждает актуальность настоящего исследования.
В связи с этим, одной из важных задач спортивно-оздоровительных организаций по месту жительства в работе с детьми, подростками, молодежью, является пропаганда здорового образа жизни, формирования у них потребностей в поддержании и укреплении здоровья, проведение с ними физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. При этом ряд исследователей отмечает, что значительная часть тренеров и инструкторов оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов, секций и групп, функционирующих по месту жительства, испытывают определенные трудности в формировании культуры здорового образа жизни старших подростков. Вместе с тем проведенное в рамках настоящей работе исследование показало, что работа детских спортивных объединений решает еще две важные задачи: по самоопределению подростков в будущей жизни (когда кто-то из них выбирает линию спорта для осуществления профессиональной деятельности во взрослой жизни) и как способ преодоления кризисов подросткового возраста (когда за счет занятия в детских спортивных объединениях дети, в том числе и неуспевающие, самоутверждаются, преодолевая внутриличностные кризисы).
Проблемы формирование здорового образа жизни подрастающих поколений нашли свое отражение в исследованиях В. В. Букреева, В. Н. Волкова, Е. В. Воронина, М. Ю. Дерюгиной, М. В. Малютиной, Г. А. Мамитовой, Т. Ю. Никифоровой, Т. Ф.Ореховой, Г. А. Поляничкиной, Т. П. Романенко, Т. Е. Сергиенко, А. П. Тужилина, Е. Г. Федосимова, Л. И. Халиловой, Н. В. Червиной, О. А. Якушиной и др.
Между тем, несмотря на широкую представленность в педагогической науке данной проблемы, аспекты иного влияния работы детских спортивных объединений на развитие личности школьника изучены мало.
Таким образом, на основании анализа педагогической теории и практики в контексте проблемы исследования были выделены следующие противоречия между:
- осознанием значимости проблемы сохранения и укрепления здоровья у школьников и недостаточным научным осмыслением в теории и практике проблем разностороннего влияния детских спортивных объединений на всестороннее развитие личности школьника.
Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы роль и возможности детских спортивных объединений в развитии личности школьника?
Необходимость разрешения данных противоречий, актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования: « Детские спортивные объединения: их роль и возможности в развитии личности школьника».
Объектом исследования является процесс занятий ребенка в детских спортивных объединениях.
Предмет исследования – педагогические условия развития личности школьника в процессе занятий в детских спортивных объединениях
Цель исследования: изучить педагогические условия развития личности ребенка в процессе занятий в детских спортивных объединениях.
Задачи исследования:
- Проанализировать теоретико-методологические особенности организации деятельности детских спортивных объединений.
2.Охарактеризовать деятельность детских спортивных объединений в современном российском обществе.
- Провести эмпирическую оценку влияния детских спортивных объединений в формировании культуры здорового образа жизни школьников
Методы исследования: (теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), синтез, сравнение, обобщение, моделирование, абстрагирование); эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, экспертная оценка, самооценка).
Структура работы представлена введением, двумя главами, объединяющими три параграфа, заключением и списком используемых источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДСО.
1.1. Детские спортивные объединения: понятие, общая характеристика
Современное законодательство РФ не содержит единого определения понятия детских спортивно-оздоровительных организаций. Но, так как их деятельность преимущественно представлена спортом (как сферой социально-культурной деятельности и как совокупностью видов спорта, сложившейся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним), а также оздоровлением (т. е. достижением человеком состояния физического, психического и социального благополучия, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма) детей, представляется, что правовую базу для определения понятия детской спортивно-оздоровительной организации составляет федеральное, региональное законодательство и акты органов местного самоуправления, принятые к исполнению в соответствии с федеральными законами.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержит определение физкультурноспортивной организации как юридического лица независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющего деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности[1].
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[2], перечисляя организации отдыха детей и их оздоровления, выделяет специализированные (профильные) лагеря, оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления. Услуги по спортивно оздоровительной деятельности в Российской Федерации могут оказываться как коммерческими, так и некоммерческими организациями.
Значительная часть детских спортивно оздоровительных организаций в России представлена в форме учреждений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, являющихся некоммерческими, в связи с этим основные функции и задачи их создания и функционирования - некоммерческие: спортивный отдых детей и их оздоровление. Таким образом, под детскими спортивно-оздоровительными объединениями следует понимать юридические лица различных организационно правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их спортивного оздоровления[3].
Представляется, что для достижения вышеназванных целей и задач создания и функционирования детских спортивно-оздоровительных организаций их деятельность должна быть подчинена ряду обязательных принципов (многие из них законодательно закреплены в вышеназванных нормативно-правовых актах), в числе которых следует выделить:
- приоритет охраны здоровья детей (независимо от их семейного и социального благополучия) как одного из важнейших и необходимых условий физического и психического их развития (включая заботу об их здоровье, надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья и приоритетных прав при оказании медицинской помощи);
- обеспечение права каждого ребенка на свободный и равный доступ к физической культуре и спорту (как к необходимым условиям формирования и развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности), на непрерывность и преемственность физического воспитания;
- обеспечение сочетания государственного регулирования отношений в области оздоровления детей, физической культуры, спорта с саморегулированием таких отношений в рамках самих детских спортивно-оздоровительных организаций при одновременном соблюдении всех международно-правовых обязательств Российской Федерации в области здравоохранения, физической культуры и спорта подрастающего поколения (в частности, международно-правовых договоров с участием России, международных правовых актов Организации Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения и др.);
- запрет на любые формы дискриминации (например, в зависимости от пола, расы, национальности, особенностей психофизиологического развития ребенка) и насилия (со стороны взрослых и других детей) при организации и функционировании детских спортивно-оздоровительных организаций с одновременным приоритетом в содействии по спортивному оздоровлению детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и других групп детей, нуждающихся в повышенной социальной защите (например, находящихся в трудной жизненной ситуации);
- обеспечение приоритетного характера безопасности жизни и здоровья детей, находящихся в детских спортивно-оздоровительных организациях, при осуществлении любых мероприятий культурно-досугового, спортивно оздоровительного и психолого-педагогического характера с их участием;
- обеспечение государственного и общественного контроля за организацией и функционированием детских спортивно-оздоровительных учреждений, мероприятиями культурно досугового, спортивно-оздоровительного и психолого-педагогического характера, осуществляемыми с участием детей;
- обеспечение содействия развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов[4].
Таким образом, работа детских спортивно-оздоровительных организаций имеет ряд особенностей организации и функционирования.
Основной целью функционирования детских спортивных объединения является вовлечение подрастающего поколения в активные занятия физической культурой и спортом, использование этих занятий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, их физического и духовного совершенствования. Система физической культуры и спорта должна предоставлять молодежи широкий спектр возможностей реализации физкультурно-спортивных интересов.
Современный спорт сегодня – это искусство завоевывать победу и тяжкий труд, а развитие массового детско-юношеского спорта – это будущие Олимпийские медали. Социально-экономические изменения переходного пе- риода в России привели к существенным преобразованиям в системе деятельности детских спортивных объединений. Отказ от прежней системы деятельности в области детских спортивных объединений привел к отрицательным явлениям, прежде всего, в создании механизмов государственной поддержки и организации работы спортивных объединений[5].
В настоящее время сфера физической культуры, спорта и туризма, детско-юношеского досуга все в большей мере становится объектом коммерческой деятельности. Она все менее доступна, особенно в крупных городах, для учащейся молодежи из малообеспеченных семей и даже среднеобеспеченных. Это ведет к сокращению возможностей детей и подростков, их семей для избрания видов деятельности во внеурочное время, способствующих творческому и всестороннему развитию личности подрастающего поколения. Снижение активности детских и молодежных организаций в сфере социальной реабилитации и других областях социальной деятельности часто создает для общества серьезные проблемы детей и молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации[6].
Необходимо отметить, что до 1991 г. комсомольские и пионерские организации, физкультурно-спортивные общества проводили большую работу по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе и по месту жительства. В этой связи необходимо отметить значимость деятельности детских спортивных объединений как особого социализационного средства. В настоящее время наблюдается обновление известных спортивных обществ. На базе Всесоюзного спортивного общества «Трудовые резервы» создана Российская физкультурно-спортивная организация «Юность России», объединяющая более 70 самостоятельных территориальных организаций, более 10 млн. детей и учащейся молодежи. Функционируют на новых началах Российский Союз молодежи, Союз пио- нерских организаций – Федерация детских организаций, Федерация детских организаций «Юная Россия». На современном этапе развития заметную роль в развитии детских спортивных объединений начинают играть российские и территориальные федерации по видам спорта, молодежные федерации. В России возрождаются исторические движения с соответствующими физкультурно-спортивными направлениями и традициями. К ним относятся кадеты, скауты, харцеры. Возникают новые движения такой направленности, например спартианское движение. В основе спартианского движения лежит гуманистический проект под названием «СпАрт», который направлен на решение проблем повышения культурной, духовно-нравственной ценности современного спорта[7].