Курсовая работа|Физическая культура

Детские спортивные объединения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 39

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДСО

1.1. Детские спортивные объединения: понятие, общая характеристика

1.3. Детские спортивные объединения в формировании  культуры здорового образа жизни школьников

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Оценка роли детских спортивных объединений в формировании культуры здорового образа жизни школьника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ  

Сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений признается одной из актуальных проблем российского общества. Важность ориентации на решения проблемы здоровья и здорового образа жизни детей отмечается в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[1], «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»[2], национальном проекте «Здоровье», «Национальной доктрине российского образования», федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»[3], «Президентской программе «Дети России» и др., что подтверждает актуальность настоящего исследования.

В связи с этим, одной из важных задач спортивно-оздоровительных организаций по месту жительства в работе с  детьми, подростками, молодежью, является пропаганда здорового образа жизни, формирования у них потребностей в поддержании и укреплении здоровья, проведение с ними физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. При этом ряд исследователей отмечает, что значительная часть тренеров и инструкторов оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов, секций и групп, функционирующих по месту жительства, испытывают определенные трудности в формировании культуры здорового образа жизни старших  подростков. Вместе с тем проведенное в рамках настоящей работе исследование показало, что работа детских спортивных объединений решает еще две важные задачи: по самоопределению подростков в будущей жизни (когда кто-то из них выбирает линию спорта для осуществления профессиональной деятельности во взрослой жизни) и как способ преодоления кризисов подросткового возраста (когда за счет занятия в детских спортивных объединениях дети, в том числе и неуспевающие, самоутверждаются, преодолевая внутриличностные кризисы).

Проблемы формирование здорового образа жизни подрастающих поколений нашли свое отражение в исследованиях В. В. Букреева, В. Н. Волкова, Е. В. Воронина, М. Ю. Дерюгиной, М. В. Малютиной, Г. А. Мамитовой, Т. Ю. Никифоровой, Т. Ф.Ореховой, Г. А. Поляничкиной, Т. П. Романенко, Т. Е. Сергиенко, А. П. Тужилина, Е. Г. Федосимова, Л. И. Халиловой, Н. В. Червиной, О. А. Якушиной и др.

Между тем, несмотря на широкую представленность в педагогической науке данной проблемы, аспекты иного влияния работы детских спортивных объединений на развитие личности школьника изучены мало.

Таким образом, на основании анализа педагогической теории и практики в контексте проблемы исследования были выделены следующие противоречия между:

- осознанием значимости проблемы сохранения и укрепления здоровья у школьников и  недостаточным научным осмыслением в теории и практике проблем разностороннего влияния детских спортивных объединений на всестороннее развитие личности школьника.

Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы роль и возможности детских спортивных объединений в развитии личности школьника?

Необходимость разрешения данных противоречий, актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования: « Детские спортивные объединения: их роль и возможности в развитии личности школьника».

Объектом исследования является процесс занятий ребенка в детских спортивных объединениях.

Предмет исследования – педагогические условия развития личности школьника в процессе занятий в детских спортивных объединениях

Цель исследования: изучить педагогические условия развития личности ребенка в процессе занятий в детских спортивных объединениях.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретико-методологические особенности организации деятельности детских спортивных объединений.

2.Охарактеризовать деятельность  детских спортивных объединений в современном российском обществе.

  1. Провести эмпирическую оценку влияния детских спортивных объединений в формировании культуры здорового образа жизни школьников

Методы исследования: (теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), синтез, сравнение, обобщение, моделирование, абстрагирование); эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, экспертная оценка, самооценка).

Структура работы представлена введением, двумя главами, объединяющими три параграфа, заключением и списком используемых источников.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДСО.

1.1. Детские спортивные объединения: понятие, общая характеристика

Современное законодательство РФ не содержит единого определения понятия детских спортивно-оздоровительных организаций. Но, так как их деятельность преимущественно представлена спортом (как сферой социально-культурной деятельности и как совокупностью видов спорта, сложившейся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним), а также оздоровлением (т. е. достижением человеком состояния физического, психического и социального благополучия, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма) детей, представляется, что правовую базу для определения понятия детской спортивно-оздоровительной организации составляет федеральное, региональное законодательство и акты органов местного самоуправления, принятые к исполнению в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержит определение физкультурноспортивной организации как юридического лица независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющего деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности[1].

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[2], перечисляя организации отдыха детей и их оздоровления, выделяет специализированные (профильные) лагеря, оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления. Услуги по спортивно оздоровительной деятельности в Российской Федерации могут оказываться как коммерческими, так и некоммерческими организациями.

Значительная часть детских спортивно оздоровительных организаций в России представлена в форме учреждений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, являющихся некоммерческими, в связи с этим основные функции и задачи их создания и функционирования - некоммерческие: спортивный отдых детей и их оздоровление. Таким образом, под детскими спортивно-оздоровительными объединениями следует понимать юридические лица различных организационно правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их спортивного оздоровления[3].

Представляется, что для достижения вышеназванных целей и задач создания и функционирования детских спортивно-оздоровительных организаций их деятельность должна быть подчинена ряду обязательных принципов (многие из них законодательно закреплены в вышеназванных нормативно-правовых актах), в числе которых следует выделить:

- приоритет охраны здоровья детей (независимо от их семейного и социального благополучия) как одного из важнейших и необходимых условий физического и психического их развития (включая заботу об их здоровье, надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья и приоритетных прав при оказании медицинской помощи);

- обеспечение права каждого ребенка на свободный и равный доступ к физической культуре и спорту (как к необходимым условиям формирования и развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности), на непрерывность и преемственность физического воспитания;

- обеспечение сочетания государственного регулирования отношений в области оздоровления детей, физической культуры, спорта с саморегулированием таких отношений в рамках самих детских спортивно-оздоровительных организаций при одновременном соблюдении всех международно-правовых обязательств Российской Федерации в области здравоохранения, физической культуры и спорта подрастающего поколения (в частности, международно-правовых договоров с участием России, международных правовых актов Организации Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения и др.);

- запрет на любые формы дискриминации (например, в зависимости от пола, расы, национальности, особенностей психофизиологического развития ребенка) и насилия (со стороны взрослых и других детей) при организации и функционировании детских спортивно-оздоровительных организаций с одновременным приоритетом в содействии по спортивному оздоровлению детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и других групп детей, нуждающихся в повышенной социальной защите (например, находящихся в трудной жизненной ситуации);

- обеспечение приоритетного характера безопасности жизни и здоровья детей, находящихся в детских спортивно-оздоровительных организациях, при осуществлении любых мероприятий культурно-досугового, спортивно оздоровительного и психолого-педагогического характера с их участием;

- обеспечение государственного и общественного контроля за организацией и функционированием детских спортивно-оздоровительных учреждений, мероприятиями культурно досугового, спортивно-оздоровительного и психолого-педагогического характера, осуществляемыми с участием детей;

- обеспечение содействия развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов[4].

Таким образом, работа детских спортивно-оздоровительных организаций имеет ряд особенностей организации и функционирования.

Основной целью функционирования детских спортивных объединения является вовлечение подрастающего поколения в активные занятия физической культурой и спортом, использование этих занятий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, их физического и духовного совершенствования. Система физической культуры и спорта должна предоставлять молодежи широкий спектр возможностей реализации физкультурно-спортивных интересов.

Современный спорт сегодня – это искусство завоевывать победу и тяжкий труд, а развитие массового детско-юношеского спорта – это будущие Олимпийские медали. Социально-экономические изменения переходного пе- риода в России привели к существенным преобразованиям в системе деятельности детских спортивных объединений. Отказ от прежней системы деятельности в области детских спортивных объединений привел к отрицательным явлениям, прежде всего, в создании механизмов государственной поддержки и организации работы спортивных объединений[5].

В настоящее время сфера физической культуры, спорта и туризма, детско-юношеского досуга все в большей мере становится объектом коммерческой деятельности. Она все менее доступна, особенно в крупных городах, для учащейся молодежи из малообеспеченных семей и даже среднеобеспеченных. Это ведет к сокращению возможностей детей и подростков, их семей для избрания видов деятельности во внеурочное время, способствующих творческому и всестороннему развитию личности подрастающего поколения. Снижение активности детских и молодежных организаций в сфере социальной реабилитации и других областях социальной деятельности часто создает для общества серьезные проблемы детей и молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации[6].

Необходимо отметить, что до 1991 г. комсомольские и пионерские организации, физкультурно-спортивные общества проводили большую работу по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе и по месту жительства. В этой связи необходимо отметить значимость деятельности детских спортивных объединений как особого социализационного средства. В настоящее время наблюдается обновление известных спортивных обществ. На базе Всесоюзного спортивного общества «Трудовые резервы» создана Российская физкультурно-спортивная организация «Юность России», объединяющая более 70 самостоятельных территориальных организаций, более 10 млн. детей и учащейся молодежи. Функционируют на новых началах Российский Союз молодежи, Союз пио- нерских организаций – Федерация детских организаций, Федерация детских организаций «Юная Россия». На современном этапе развития заметную роль в развитии детских спортивных объединений начинают играть российские и территориальные федерации по видам спорта, молодежные федерации. В России возрождаются исторические движения с соответствующими физкультурно-спортивными направлениями и традициями. К ним относятся кадеты, скауты, харцеры. Возникают новые движения такой направленности, например спартианское движение. В основе спартианского движения лежит гуманистический проект под названием «СпАрт», который направлен на решение проблем повышения культурной, духовно-нравственной ценности современного спорта[7].

  1. Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. - 05.1995. - №21. - Ст. 1930.
  2. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - №31. - Ст. 3802.
  3. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 10.12.2007. - №50. - Ст. 6242.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 №1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 17.08. - №33. - Ст. 4110.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Аспект-пресс, 2013..
  7. Аллакаева Л. М. Педагогические основы формирования здоровья школьников. – СПб.: Питер,
  8. Андреева А. Ю. Технологии социально-культурной анимации как средство патриотического воспитания молодежи. – Тамбов: издательство ТГУ, 2012.
  9. Бауэр В. Г., Никитушкин В. Г., Филин В. П. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Физическая культура. – 2016. – № 2. – С. 17-25.
  10. Белов В. И.Коррекция состояния здоровья населения средствами комплексной физической подготовки. – М.: Волтерс клувер,
  11. Белкин Л. С.Организация работы по физической культуре и спорту по месту жительства: Учеб. пособие для факультето физ. воспитания пед. Институтов. – Ростов-на-Дону: МаРТ,
  12. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей. – М.: Педагогика, 1972.
  13. Болтиков Ю. В. Влияние мотивационных факторов на результативность учебно-тренировочной работы в секциях спортивной борьбы. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2012.
  14. Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов. – М.: Волтерс клувер, 2013.
  15. Бородкина Г.В., Бограш Г. И., Ваулина О. В., Кутерман Э. М. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса. – М.: Дар, 2013.
  16. Брилев Д. В. Сравнительный анализ ценностных ориентаций участников неформальных объединений учащихся школ // Экономика, управление, общество: история и современность / Материалы Восьмой Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и соискателей. – Ч.1. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2010. – С.97-105.
  17. Вари М. И. Общая психология. Учебное пособие. – Киев: Центр учебной литературы,
  18. Властовский В. Г. Общие размеры и пропорции тела. Морфология человека. - М.: МГУ, 2013.
  19. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: Учебник для вузов ФК. – Киев, Олимпийская литература, 2012.
  20. Гиль С. С. Педагогические условия самореализации подростков. – Дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург,
  21. Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьника. - Челябинск.: Южно-уральское книжное издательство,
  22. Дмитриев А. А. О совершенствовании физического воспитания во вспомогательной школе // Дефектология. - - №5. - С. 36-38.
  23. Догадкина С.Б. Возрастные особенности развития психики у детей 9-16 лет// Новые исследования по возрастной психологии. - 2016. - №2. - С. 21-25.Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. – М., Владос, 2015.
  24. Жуков В. И. Социальный набат. – М.: Изд. РГСУ, 2014.
  25. Зотов А. П. Актуальные проблемы детско-юношеского физкультурно-спортивного движения // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 2010. – Вып. 7. – С. 176–189.
  26. Иванова Л.В., Рыжикова И. А. Физиолого-гигиеническая оценка организации учебного процесса в школах-лицеях // Физическое воспитание. - 2011 - - №5. - С. 235-236.
  27. Карташев Н. Н., Трегубов Е. И. Адаптивные реакции школьников в процессе учебной деятельности// Новые исследования по возрастной физиологии. - 2015. - №2. - С. 49-54.
  28. Киримов А.Г. Укрепление физического здоровья юношей-' старшеклассников посредством уроков физической. - М.: АСТ-пресс,
  29. Козак Л.М., Коробейникова Л. Г., Коробейников Г. В. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей школьного возраста// Физиология человека. - 2012. - №2. - С. 35-43.
  30. Кроник А. П., Ахмеров Р. А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиганостики, психотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003.
  31. Наумова Н.Е., Проблемы охраны здоровья в школьном разделе «Биология. Человек. – Орёл: Издательство ОГУ, 2010.
  32. Никитина Л. И. Социальное воспитание фактор стабилизации общества // Педагогика. - - № 7. - С. 36-41.
  33. Позднякова У. С. Особенности нормативно-правового регулирования и принципы организации деятельности детских-спортивных организаций // Вестник культуры и искусств. – 2014. - №2. – С. 140-145.
  34. Пряжников Н. С. Теория профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Норма, 1999.
  35. Райс Ф. Психологий подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер,
  36. Ростовцева Е. Е. Здоровье детей России. – М.: АСТ-пресс,
  37. Сайкина Е. Г. Программное обеспече­ние учреждений дошко­льного образования по физическому воспитанию / Е.Г. Сайкина, М.Ю. Кузнецова // Актуальные вопросы физиче­ской культуры дошкольников: сб. науч. метод. работ.- СПб.: БЭЛЛ.- 2004.- вып. 3.- С. 10 – 15.
  38. Смирнов Ю.И.. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности. - М.: Альтаир, 2015.
  39. Соловых М.В., Динамика развития массового спорта в современной России // Физическая культура и спорт. - 2016. - №4. – С. 16.
  40. Чешихина В. В. Теоретико-методические основы взаимосвязи физической и специализированной интеллектуальной подготовки в процессе спортивной тренировки. – М.: Приор, 2015.
  41. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики,
  42. Шинхи Г. Предполагаемые кризисы в жизни взрослого человека. – М.: Просвещение, 1992.
  43. Шихомирова Б. А., Байболатова З. Б. Особенности процесса самоутверждения в подростковом возрасте // Материалы VМеждународной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/306/5165.
  44. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, 2006.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Физическая культура
2020 год 31 стр.
Спортивные интересы
antiplagiatpro
Курсовая работа Физическая культура
2012 год 29 стр.
Курсовая Физкультурные и спортивные организации в России
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское