Введение
Глава 1. Теоретические аспекты спортивных интересов и потребностей у детей дошкольного возраста
1.1. Роль физической культуры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
1.2. Современное состояние олимпийского образования детей дошкольного возраста
Глава 2. Анализ спортивных интересов у детей дошкольного возраста и их формирование на основе олимпийских традиций
2.1. Анализ спортивных интересов у детей дошкольного возраста
2.2. Программа формирования спортивных интересов у детей дошкольного возраста на основе олимпийских традиций
Заключение
Список использованной литературы
Стратегическим курсом модернизации образования в современных условиях является его гуманизация, которая предполагает обновление содержания всего образовательного процесса на основе идей признания самоценности человека, его права на свободное самоопределение, наиболее полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей.
Гуманистическая парадигма образования, ориентированная на индивидуальность растущего человека, предполагает превращение образования в ведущий фактор развития личности.
В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования актуализируют необходимость разработки образовательных программ и поиска нового содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, человека с чувством собственного достоинства, с высоким уровнем культуры общения, ориентированного на сотрудничество и толерантно относящегося к взглядам других людей.
В этих условиях определенный интерес для исследователей может представлять олимпийское образование как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей.
Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Формирование представлений у дошкольников о развитии олимпийского движения в мире позволит познакомить детей с традициями, фольклором, музыкой, художественными произведениями, национальными играми народов разных стран.
Олимпийское образование дошкольников дает возможность объединить воспитательные, оздоровительные и обучающие задачи процесса образования детей дошкольного возраста не только в системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада, но и во всем воспитательно-образовательном процессе, которое невозможно осуществить без активного участия родителей.
Подводя итог вышесказанному трудно переоценить актуальность темы данной курсовой работы в современных условиях развития дошкольного образования. Цель курсовой работы состоит в рассмотрении возможности формирования спортивных интересов и потребностей дошкольников на основе олимпийских традиций. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач, а именно:
- Выявить роль физической культуры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста;
- Рассмотреть современное состояние олимпийского образования детей дошкольного возраста;
- Провести анализ спортивных интересов у детей дошкольного возраста;
- Предложить программу формирования спортивных интересов у детей дошкольного возраста на основе олимпийских традиций.
В качестве объекта исследования выступают спортивные интересы и потребности детей дошкольного возраста, в качестве предмета – формирование спортивных интересов и потребностей детей дошкольного возраста на основе олимпийских традиций.
В качестве гипотезы выдвигается утверждение о том, что олимпийские традиции самым благоприятным образом отражаются на спортивных интересах и потребностях детей дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические аспекты спортивных интересов и потребностей у детей дошкольного возраста
1.1. Роль физической культуры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Физическое воспитание – это в большем педагогический процесс, направленный на достижение наибольших аспектов развития у ребенка. Роль физического воспитания в том, что в процессе развития, развиваются не только двигательные возможности ребенка, но и его другие возможности. Но так трактуется стандартный кодекс воспитания, который не представлен полному понимаю в развитии ребенка.
В современных программах дошкольного образования обозначено целое направление «Физическое направление развития» ребенка, частью которого является физическое воспитание. Здесь дана ориентировка на что направлено содержание образовательных областей и сформулированы задачи:
Образовательная область «Здоровье»
«Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач [3, c. 75]:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Физическая культура»
«Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Роль физического воспитания в развитии ребенка неоспоримо огромна. Физическое воспитание малыша просто необходимо и его надо развивать. Исследования показали, что здоровыми признано около 15% детей до семи лет. Для гармонического развития ребенка необходимо физическое разностороннее воспитание. В «детсадовском» возрасте организм ребенка бурно развивается. В это время активно развивается костно-мышечная, нервная, сердечно-сосудистая системы, а также совершенствуется система дыхания. В данном периоде закладывается основа физического развития и основа здоровья. Во многом от физического воспитания ребенка зависит успех в той или иной деятельности. Физическое воспитание – это одна из главных сторон в развитии личности.
Роль физического воспитания в детском возрасте – это укрепление здоровья ребенка с помощью совершенствования всех систем организма: сопротивляемость и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды путем закаливания. Это такие факторы, как солнечное излучение, низкая и высокая температура воды или воздуха, большая влажность и т. д.
Физическое воспитание наряду с гигиеническими факторами (полноценным питанием, режимом дня) играет большую роль в укреплении моторного и психического развития. В младшем возрасте происходит сильная перестройка дыхательной и сердечно-сосудистой систем. При этом масса сердца увеличивается, а также увеличивается его адаптационные возможности и работоспособность к физической нагрузке. Занятия физкультурой положительно влияют на дыхательную систему ребенка. Легочная вентиляция и глубина дыхания возрастает и усиливается насыщение кислородом организма [4, c. 69].
Можно сказать, что физическое воспитание является большим педагогическим процессом, который направлен на достижение максимальных аспектов развития у малыша. Роль воспитания физического заключается в следующем.
Выполняя физические упражнения с точностью, с определенной скоростью и последовательностью, развиваются у ребенка мышление, устойчивость, концентрация и реакция переключения внимания. Различные физические упражнения, где используются предметы (ленты, мячи, скакалки и т. д.) помогают развивать зрительно-моторную координацию. Выполняя групповые физические упражнения, развивается способность ориентироваться в пространстве, а это имеет существенное значение в любой деятельности человека. Помимо всего этого, систематические занятия упражнениями помогают сформировать навыки здорового образа жизни. Поэтому в развитии ребенка физическое воспитание играет важную роль.
Итак, физическое развитие связано с увеличением таких функций организма как рост, вес, мышечная активность и т.д. Это главная роль физического воспитания. В психологическом развитии человека происходят изменение поведенческих факторов, формирование качеств на усиление своего психологического здоровья.
Роль физического воспитания в следующем. В аспекте социального развития ребенка возникает чуть больше проблем. Необходимо помочь ребенку привыкнуть к окружающему его социуму и при этом не стать жертвой этого социума. В этом тоже есть роль физического воспитания.
Из всего этого выходит то, что физическое развитие – это интегрированный процесс к изменению функций организма под воздействием социальных и внешних природных факторов.
В сокращённом понятии этот термин используется для описания биометрического состояния ребенка, которое контролирует роль физического воспитания.
В более подробном понятии термин физического развития представляется в качестве описания физических качеств ребенка. В детском саду два раза в год проводятся специальные тесты для выявления уровня физической подготовки ребенка, они еще раз доказывают роль физического воспитания.