1 Основы феминизма
1.1 Понятие феминизма
1.2 Основные феминистские идеи
1.3 Типы феминизма
1.4 Оппозиция феминизму
2 Зарождение и развитие феминизма в XIV-XX веках
2.1 Западный феминизма: суфражизм XIX-XX вв
2.2 Западный феминизм: 1960-1980-е годы
2.3 Либеральный феминизм
2.4 Радикальный феминизм
Заключение
Список использованной литературы
С изменением социальной стратификации общества в эпоху Нового времени произошли существенные изменения в социально-правовом статусе индивида в зависимости от его пола. При этом отделение публичной сферы от частной в общих чертах соответствовало разделению между предписанными обществом ролями мужчин и женщин. Таким образом, страны с интенсивным развитием капиталистических отношений и демократической политической системы демонстрировали более высокий уровень разделения «публичного» и «частного», «мужского» и «женского».
В Великобритании и США ситуация с отсутствием женских прав усугублялась использованием исторических традиций обычного права для формирования правовой системы буржуазного общества. соответствии с ними муж и жена представляли собой единое юридическое лицо: после замужества женщина не только не могла претендовать на политические права, но теряла права на сохранение своего гражданства (если оно было отличным от гражданства мужа), имущество и даже заработную плату. Неудивительно, что женское движение появилось и достигло наибольшего размаха именно в этих странах.
Самое первое, что утверждают радетели феминизма, это что все предыдущие века и тысячелетия были непроглядным темным мраком для женщин и вот лишь в последнее время начался процесс их освобождения от "векового гнета". Дело не только в многочисленных женщинах- правителях, которых в изобилии знали минувшие века, дело в периодической переоценки статуса женщины, попытках коренным образом изменить роль женщины, сделать ее не менее, а то и более значимой, чем роль мужчины. И периодически в истории появлялись женщины (да и мужчины тоже), которые вместе со своими единомышленницами пытались заниматься тем же самым, чем сейчас занимаются многочисленные группки феминисток.
Целью настоящей работы является исследование зарождения и развития феминизма в XIV-XX веках в странах Европы и Северной Америки. В соответчтвии с целью в работе поставлены задачи:
- Дать понятие феминизму;
- Выявить идеи феминизма и его типы;
- Исследовать зарождение и развитие феминизма в XIV-XX веках в странах Европы и Северной Америки.
В процессе работы были использованы труды следующих зарубежных и отечественных авторов: Л. Абрамс, В. Брайсон, Масионис Дж., Э. Гарри, М. Пирсел, И.В. Костиковой, А.Л. Колесниковой, Е. Трофимовой и др.
1 Основы феминизма
1.1 Понятие феминизма
Феминизм — это защита социального равноправия мужчин и женщин, направленная против патриархата и сексизма. Первая волна феминистского движения в США зародилась в 1840-е гг., когда женщины, выступавшие против рабства, включая Элизабет Кэйди Стентон и Лукрецию Мотт, провели параллели между угнетением афроамериканцев и притеснением женщин. В 1960-е гг. возникла вторая волна феминизма, которая существует и по сей день. [12]
В определенном смысле перспектива зарождения феминизма существовала всегда. Где бы и когда бы женщины ни находились в подчиненном положении, в той или иной форме они всегда протестовали против сложившейся ситуации. Предвестников феминистского движения можно найти уже в 1630-х гг. Высший же взлет женской активности и появление соответствующей литературы наблюдались в те моменты современной западной истории, когда происходила борьба за отделение церкви от государства. Первые всплески феминистской активности начались в 1780-х и 1790-х гг. наряду с дебатами, сопутствующими Американской и Французской революциям; намного более организованное движение отмечалось в 1850-х гг., ставших эпохой объединения противников рабства и людей, ратующих за политические права для среднего класса: это была своего рода массовая мобилизация за всеобщее избирательное право для женщин и за реформу гражданского и промышленного законодательства в начале XX в., особенно в «Прогрессивную эру» в Соединенных Штатах.
Все это оказало влияние на развитие социологии, особенно на работы женщин в этой или смежных областях: Харриет Мартино, Шарлотт Перкинс Гильман, Джейн Адаме, Флоренс Келли, Анна Джулия Купер, Ида Уэллс-Барнетт, Марианн Вебер и Беатрис Поттер Вэб, если упомянуть только нескольких. Однако их творения со временем были отодвинуты на периферию и стали составной частью других теорий или вовсе проигнорированы, вычеркнуты из списка публикаций по социологии теми мужчинами, которые стояли у истоков формирования социологии как инструмента политической поддержки.
Феминизм остался лишь на обочине социологии в работах радикальных теоретиков-мужчин и более экстремальных теоретиков из числа женщин. Те, кто занимает центральное место в теории социологии — от Спенсера, Вебера и Дюркгей-ма и далее, в основном консервативно реагировали на возникающие феминистские споры, относясь к вопросам пола как к несущественной теме для той сферы знания, которую они публично определяли как социологию. Такое отношение сохранялось даже тогда, когда женщины стали принимать активное участие в разработке социологической теории. Только сейчас гендерная политика (политика в области пола), история развития которой дает нам представление о том, как менялась реакция мужчин на требования феминистов, получила признание в социологии.
1.2 Основные феминистские идеи
Сторонники феминизма рассматривают личную жизнь женщин и мужчин сквозь призму гендера. Наши представления о себе (гендерная идентичность), н аш е по ведение (гендерные роли) и социальное положение людей того или иного пола (гендерная стратификация) обусловлены обществом, в котором мы живем. Среди феминистов существует много разногласий, однако большинство приверженцев данного движения поддерживают пять общих принципов: [12]
- Важность изменений. Феминизм, несомненно, представляет собой полити ческое течение, связывающее идеи и действия. Его сторонники критикуют существующее положение и добиваются изменений, направленных на до стижение социального равенства женщин и мужчин.
- Расширение возможности выбора. Феминисты считают, что культурные гендерные представления делят весь спектр человеческих качеств на две про тивоположные ограниченные категории: женский мир эмоций и сотрудниче ства и мужской мир рациональности и соперничества. В качестве альтернати вы они предлагают «реинтеграцию человечества», которая позволит каждо му человеку развивать все свои черты.
- Искоренение гендерной стратификации. Это противостояние законам и куль турным нормам, которые ограничивают возможности женщин на получение образования, доходов и работы. Соответственно феминисты выступают за при нятие поправки к конституции США о равноправии, гласящей: «Равенство за конных прав не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола». Эту поправку, впер вые внесенную в конгрессе в 1923 г., поддерживают две трети взрослых граж дан США (NORC, 2001), однако она пока не стала законом. Возможно, та ков тот факт, что большинство мужчин, доминирующих в государственных законодательных органах, противостоит ее принятию.
- Прекращение сексуального насилия. Современное женское движение ста вит целью искоренить сексуальное насилие. Феминисты утверждают, что патриархат искажает отношения между женщинами и мужчинами, поощ ряя изнасилования, жестокое обращение, сексуальное преследование и порнографию.
- Содействие сексуальной сво боде. Н аконец, сторонники феминизма считают, что жен щины сами должны контролировать свою сексуальность и рождаемость. Они высту пают за свободный доступ к информации о контроле над рождаемостью. Большинство феминистов также считают, что женщины сами должны делать выбор между рождением ребенка и прерыванием беременности, а не позволять мужчинам, будь то врачи или законодатели, контролировать их репродук тивные функции. Кроме того, многие феминисты поддерживают попытки гомосексуалистов и лесбиянок преодолеть барьеры, с которыми они сталки ваются в господствующей гетеросексуальной культуре.