Введение
-
Поведение потребителя в рыночной экономике
1.1. Количественный (кардиналистский) подход в теории поведения потребителя
1.2. Качественный (ординалистский) подход в теории поведения потребителя
-
Практическая часть
В стране производится три товара: обувь, одежда, фотоаппараты.
Наименование товара
|
Год базовый 2010
|
Год текущий 2016
|
цена блага в базовом периоде
|
количество блага в базовом периоде
|
цена блага в текущем периоде
|
количество блага в текущем периоде
|
Обувь
|
3
|
70
|
4
|
65
|
Одежда
|
4
|
40
|
5
|
45
|
Фотоаппараты
|
7
|
15
|
10
|
12
|
По данным, приведённым в таблице, рассчитайте:
- Номинальный и реальный ВВП 2010 г и 2016 г.,
- Дефлятор и индекс потребительских цен, если 2010 г. – базовый.
- Как изменились за этот период стоимость жизни и уровень цен?
Задача 2
Условие:
Между предприятиями-изготовителями установились определенные хозяйственные связи. Первое предприятие продало свою продукцию второму предприятию на сумму(S1) 21 млн руб., а остальную продукцию реализовало на товарном рынке на (S2) 32 млн руб. Второе и третье предприятие поставили четвертому предприятию продукцию, соответственно, на (S3) 62 и (S4) 96 млн руб.; четвертое – пятому на сумму (S5) 420 млн руб. Пятое предприятие, реализовав свою продукцию на рынке, получило (S6) 750 млн руб. Рассчитайте величину конечного продукта (КП) и промежуточного продукта (ПП), а также размер валового внутреннего продукта (ВВП), созданного этими предприятиями.
Задача 3
Условие:
Владелец фирмы, имеющий производственные помещения и необходимое оборудование, решил организовать производство обуви. В таблице приведена калькуляция его затрат за месяц. Доход фирмы от реализации произведенной обуви составляет 850000 руб. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль.
Наименование затрат
|
Явные затраты
|
Наименование затрат
|
Неявные затраты
|
1. Сырье и материалы
2. Топливо и электроэнергия
3. Заработная плата
4. Амортизация оборудования
|
140000
50000
220000
130000
|
1. Аренда помещения
2. Аренда оборудования
3. З/П владельца предприятия в качестве менеджера в другой фирме
|
150000
36000
230000
|
Заключение
Список литературы
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых людьми, каждый из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования.
Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным поведением.
Для обозначения того удовольствия, или удовлетворения, которое получают люди от потребления товара или услуги, в экономической теории используют термин «полезность блага».
Однако существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят: это цены на товары и размеры потребительского бюджета.
Выделяют два основных подхода к определению полезности блага:
1) количественный (кардиналистский);
2) порядковый (ординалистский).
Целью написания учебной практике является изучение поведения потребителей в рыночной экономике.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть количественный подход в теории поведения потребителя;
- рассмотреть качественный подход в теории потребителя;
- решить практическую часть работы.
Объектом изучения выступает поведение потребителя в рыночной экономике.
Предметом изучения – подходы к изучению поведения потребителя.
При написании курсовой работы использовалась учебная литература, учебники.
1. Поведение потребителя в рыночной экономике
1.1. Количественный (кардиналистский) подход в теории поведения потребителя
Большинство случаев выбора потребителей сводится к принятию решений, имеющих приростной характер (например, решение съесть на одно яблоко больше, чем обычно).
Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах.
Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.
Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.
Кардиналистскую теорию предельной полезности предложили представители австрийской школы маржинализма. Австрийская школа получила свое название от происхождения ее основателей и ранних приверженцев, включая Карла Менгера, Эйгена фон Бем-Баверка, Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Визера. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял и Альфред Маршалл.
Потребительское поведение выступает в виде формирования спроса потребителей на различные товары и услуги. В свою очередь спрос обусловлен, с одной стороны, присущими данному благу потребительскими качествами, с другой - специфическими чертами действия людей в сфере приобретения потребительских благ.
К числу наиболее характерных черт, оказывающих влияние на поведение потребителей в сфере приобретения тех или иных благ, относятся:
- спрос на товары и услуги, зависящий от уровня дохода потребителя;
- стремление потребителя приобрести за имеющиеся денежные средства максимум совокупных полезностей;
- поведение потребителя, зависящее от системы его предпочтений, вкусов и отношения к моде;
- спрос потребителя формируется по результатам наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.
Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью (MU).
Сумма полезностей отдельных частей блага дает общую полезность (TU).
Тогда предельная полезность в этом понимании - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.
Экономистами был установлен принцип убывающей предельной полезности: чем больше потребление некоторого блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага.
Рассмотрим пример:
Человека, пришедшего из бани, мучает жажда. Первый стакан чая, который он выпивает, имеет для него максимальную полезность, так как жажда в этот момент очень высока. Через пять минут он выпивает второй стакан чая. Он уже принесет меньше удовлетворения по сравнению с тем, которое доставлено первым стаканом. Третий стакан человек оставляет не выпитым до конца, так как жажда полностью утолена и поэтому полезность чая упала до нуля. Более того, если человек продолжит пить чай, то его полезность для него станет уже отрицательной.
Никто не изобрел еще измеритель полезности. Поэтому в основе количественного подхода лежит не объективное измерение полезности, а субъективные оценки потребителей.
Если бы такой прибор существовал, то результаты его измерений выглядели бы примерно так:
Объем потребления чая
(количество стаканов)
Q
|
Предельная
полезность
MU
|
Общая
полезность
|
1
|
10
|
10
|
2
|
7
|
17
|
3
|
3
|
20
|
Вторая графа демонстрирует принцип убывания полезности.
Третья графа показывает, что общее удовлетворение потребителя (общая полезность) возрастает по мере увеличения количества благ, находящихся в его распоряжении.
Если предположить, что благо разделено на бесконечно малые частицы, то функциональную зависимость между объемом блага и общей полезностью можно выразить следующим образом:
TU = f(Q).
Тогда предельная полезность есть производная функции общей полезности:
MU = dTU/dQ.