Введение
Глава 1. Экономическое содержание и роль НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы
1.1 Сущность, цели и задачи НДФЛ
1.2 Становление и развитие НДФЛ в России
1.3 Роль и значение налога в формировании доходов бюджетной системы
Глава 2. Основные направления совершенствования НДФЛ
2.1 Зарубежный опыт взимания НДФЛ
2.2 Пути совершенствования НДФЛ
Заключение
Список использованной литературы
Налоговые доходы являются основным финансовым ресурсом государства. Разработка системы действенного и качественного налогового администрирования, которое позволяет обеспечить наиболее полное поступление налогов и сборов в бюджет Российской Федерации при оптимальном сочетании методов налогового регулирования, планирования, стимулирования и налогового контроля, разработанные на основе использования закрепленных в законодательстве методов и форм, регламентирующие исполнение законодательства по налогам и сборам выступает основой эффективной системы государственного управления.
Важное место в бюджетно-налоговой системе страны принадлежит налогу на доходы физических лиц, в результате появляется зависимость от эффективности используемого механизма его взимания уровня результативности мер фискальной политики государства на экономическую активность в стране. Налог на доходы физических лиц наряду с налогом на прибыль формирует 50 % доходной части консолидированного бюджета субъектов РФ.
Около 95 % всех поступлений НДФЛ обеспечиваются за счет доходов граждан, удержание налогов которых осуществляется налоговыми агентами, что обосновывает необходимость повышения качества и уровня эффективности налогового администрирования, а также совершенствования порядка расчета и взимания налога на доходы физических лиц на основе использования опыта зарубежных стран. О необходимости совершенствования механизма расчета и взимания налога на доходы физических лиц, который удерживается налоговыми агентами, подтверждает наличие скрытой оплаты труда, на долю которой, по различным данным, приходится около 28 % от заработной платы наемных работников.
Таким образом, тема, которой посвящено проведенное исследование, является актуальным для современного состояния налоговой системы РФ.
Цель написания представленной работы состоит в разработке мер, направленных на совершенствование механизма расчета и порядка взимания налога на доходы физических лиц налоговыми агентами.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- охарактеризована сущность, выделены цели и определены задачи налога на доходы физических лиц;
- рассмотрены исторические аспекты становление и развития порядка расчета и взимания налога на доходы физических лиц в России;
- выделена роль и значение налога в формировании доходов бюджетной системы;
- на основании опыта взимания НДФЛ, применяемого в зарубежных странах, предложены пути совершенствования системы расчета и взимания НДФЛ.
Предметом проведенного исследования выступает механизм взимания налогов, применяемый в Российской Федерации и за рубежом.
Объектом – процесс расчета и взимания налога на доходы физических лиц используемый в России и в зарубежных странах.
Теоретическую и методологическую базу написания представленной работы отечественных и зарубежных ученых в области управления экономикой, экономической теории, посвященные проблемам реализации положений государственной налоговой политики, информация периодических изданий, доклады научных конференций, материал сети Интернет.
Глава 1. Экономическое содержание и роль НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы
1.1 Сущность, цели и задачи НДФЛ
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это прямой налог, взимаемый государством с доходов граждан (физических лиц). НДФЛ также часто называют «подоходным налогом» (старое название этого налога в российском законодательстве). Основной налог с физических лиц, формирующий значительную часть доходов бюджета .
Налог с доходов физических лиц (НДФЛ) обязаны выплачивать физические лица, которые по своему статусу являются резидентами налоговыми РФ. Также не резиденты платят данный налог в том случае, если получают прибыль из источников на территории РФ.
В определение резидентов налоговых входят граждане, пребывающие на территории РФ не меньше 183 дней в течение 12-ти месяцев подряд. В том случае, если резиденту необходимо выехать на лечение или учебу за пределы РФ, его статус не теряется в том случае, если срок пребывания за границей не превышает шести месяцев. Данная деятельность регулируется статьей 207 Налогового Кодекса РФ .
НДФЛ уплачивается двумя способами. Обычно этот налог удерживает с работника работодатель в момент выплаты ему заработной платы. Но если у работника есть другие источники дохода (например, имела место продажа имущества), ему необходимо самостоятельно отчитаться перед налоговыми органами по итогам года (до 30 апреля следующего года) и при необходимости доплатить налог (или наоборот, получить переплату из бюджета).
Основная налоговая ставка НДФЛ в России – 13 %. Но некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам. В частности, с выигрышей и призов берут 35%, с дивидендов – 9%. Повышенный процент берут с доходов нерезидентов (иностранцев) – 15% с дивидендов, 30% с прочих доходов.
Под объектами налогообложения подразумеваются доходы резидентов на территории РФ и за ее пределами. В случае, когда рассматриваются не резиденты РФ, учитываются доходы только на территории Российской Федерации. Это подпадает под действие статей 208, 209 и 217 НК РФ .
В определении налоговой базы, можно указать все доходы резидентов и не резидентов, в различных формах – натуральной, денежной, материальной выгоды. Ставки по налогам определяются согласно каждого вида доходов. При этом, если действует ставка налогов в тринадцать процентов, то налоговой базой является денежная форма прибылей. Различные налоговые вычеты при этом учитываются.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – Москва: Проспект, КноРус, 2013. – 460 с.
2. Арская, Л. П. Подоходный налог и общественное мнение. // Финансы. – 2015. – № 5. – С. 6-8.
3. Архив истории труда в России. Петроградский губернский совет профсоюзных союзов, 1923. Кн. 9. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2014.
4. Бабич С. Н. Основные итоги налогового реформирования в первом десятилетии XXI века в США // Россия и Америка XXI век. – 2015. – № 1. – С. 68–79.
5. Басир Алиев, Хайбат Мусаева Налоговые системы зарубежных стран. – М.: Юнити, 2015. – 455 с.
6. Букина И.С. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2015. – 428 с.
7. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2015. – 541 с.
8. Докладная записка Санкт-Петербургского военного губернатора «Об освобождении домов бедных от постоя натурою» от 16 февраля 1812 г.
9. Изотова О.И. Налогообложение физических лиц в зарубежных государствах: перспективы применения в России // Вопросы экономики и права. – 2015. – № 4. – С. 355-359.
10. Красноперова О.А. Налог на доходы физических лиц. – М.: Рид Групп, 2015. – 256 с.
11. Купцов М.М. Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система. – М.: РИОР, 2015. – 128 с.
12. Лебедева Е. НДФЛ: история и современность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klerk.ru/buh/articles/175865/
13. Лыова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2015. – 429 с.
14. Малис Н.И. Налоговая система Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2015. – 576 с.
15. Михалева С.Г. К вопросу о ставке налога на доходы физических лиц. //Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2014. – №12. – С. 9-14.
16. Павленко С. П. История развития законодательства о подоходном налоге в России. // Гражданин и право. – 2015. – № 1. – С. 5-7.
17. Проблемы применения НДФЛ и пути их решения. Тедеева В. Г. / Финансы и кредит. – 2015. – № 3. – С. 39-45.
18. Сокол М.П. Налог на доходы физических лиц. – М.: Налоговый вестник, 2015. – 272 с.
19. Ставки налога на доходы физических лиц в РФ // Учет. Налоги. Право [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e.gazeta-unp.ru/
20. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/
21. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/