Введение
Глава 1. Теоретические основы государства и права в политическо-правовой доктрине Б.Н. Чичерина
1.1Сущность государства Б.Н. Чичерина
1.2 Учение о праве и государстве Б.Н. Чичерина
Глава 2. Роль государства и права в политическо-правовой доктрине Б.Н. Чичерина
2.1 Политико-правовое учение Б. Н. Чичерина
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Развитие отечественной юридической науки невозможно без осознания преемственности и восстановления нарушенной связи времен.
Заметную роль в либеральном движении в России XIX в. играл один из его идеологов Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.), известный юрист и философ.
Прекрасное знание правовых и философских выводов гениальных мыслителей прошлого позволяло Чичерину свободно ссылаться на них в своих работах.
Практически всю свою жизнь Б.Н.Чичерин занимался теоретическими обоснованиями проблем становления свободы, личностного начала на российской почве, в их сочетании с другими началами общественной жизни, с государством, с правом, с нравственностью, с собственностью.
Интерес к трудам Чичерина не угасает даже спустя столетие, что и определило выбор данной темы.
Объектом исследования является творческое наследие Б.Н.Чичерина.
Предметом исследования выступают труды Б.Н.Чичерина, раскрывающее его взгляды на государство и право.
Цель исследования изучить роль государтсва в политическо- правовой доктрине Б.Н. Чичерина.
Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- Рассмотреть основы государства и права в политическо-правовой доктрине Б.Н. Чичерина;
- Проанализировать роль государства и права в политическо-правовой доктрине Б.Н. Чичерина;
- Проследить политико-правовое учение Б. Н. Чичерина.
Структура работы определяется целью и задачами и, в соответствии с ними, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы государства и права в политическо-правовой доктрине Б.Н. Чичерина
1.1Сущность государства
Сущность государства, по Чичерину, определяется следующими признаками и чертами.
«Государство есть союз, союз целого народа, имеющего свою территорию, единый закон. В нем народ становится юридическим лицом. Оно управляется верховной властью, его целью является всеобщее благо»10. Государство образуется как результат общей воли и высшего политического сознания народа, способного разумно и добровольно подчиняться верховной власти и поддерживать ее всеми силами.
Образованный союз как органическое единство семейного, гражданского, церковного возникает на основе естественного закона, связывающего личную свободу с природой человека.
При этом свобода ограничивается на столько, на сколько она способна сочетаться с органическим началом. В этом смысле полное совпадение народности и государственности не обязательно может выражать закон образования государственной жизни.
Законом образования государственной жизни, по Чичерину, можно считать только прирожденные права человека, составляющие идеал личной свободы, а не настоящую норму жизни, что неприемлемо для народности.
Поэтому образование государства не совпадает с народностью, ибо не всякий народ способен устроить из себя государство, а только тот, кто, во-первых, способен к государственной жизни и проявляет уважение к законному народу, во-вторых, кто призван быть историческим деятелем, в-третьих, кто приобрел независимость и обладает действительной силой, чтобы ее отстоять; в-четвертых, кто обладает умением организовать народную волю в законную верховную власть.
Сущность политического союза Чичерин рассматривает в соотношении с гражданским обществом, под которым он понимает совокупность отношений, принадлежала к частной сфере и определяемых частным правом.
Государство и гражданское общество – два противоположных, но равно необходимых элемента человеческого сожительства. Это особый мир человеческих отношений с одной стороны, люди являются носителями частных отношений, с другой, членами общего духовного сожительства, всегда должны существовать, не уничтожая друг друга. Без первых исчезает самостоятельность, следовательно, и свобода лица, без последних исчезает единство. Государство как вершина общественного здания, опирающееся на гражданское общество и зависимое от него, сводит все самостоятельные индивидуальные потребности и интересы (материальные, духовные, научные) к высшему органическому единству.
Мысли Чичерина о зависимости и опоре государства на гражданское общество не совпадают с гегелевским пониманием отношений государства и гражданского общества. По Гегелю, гражданское общество как сфера частной собственности и индивидуальных интересов корпораций, общин, сословий должно быть подчинено интересам государства.
Чичерин, в отличие от Гегеля, склонен усилить в системе этих отношений элемент частного, делая его, в сущности, автономией, независимой сферой от государственной власти и от политических целей.
Подлинным выражением юридических начал, без всякой посторонней примеси, является право частное, или гражданское.
По самой природе этих отношений, в этой сфере господствует индивидуализм, здесь находится главный центр человеческой свободы13.
На эту особенность теоретической установки обратил внимание А. Валицкий, полагавший, что последовательное проведение принципа логического и аксиологического приоритетов правозаконности над сферой политики привело русских либералов к противостоянию любым проявлениям юридического позитивизма и, в той или иной мере, к реабилитации основных идей естественного права. По своей сущности, – заключает он, – это было нечто новое в европейской философии права того времени.
Таким образом, согласно юридической концепции устройства политического союза Чичерина, в государстве, основанном на юридических нормах, вытекающих из человеческого разума, правды и справедливости, призванных служить мерилом и руководством для позитивного законодательства, человек остается свободным. Такое государство, не преступая границы гражданского общества, берет на себя обязанности обеспечения безопасности, защиты прав и свобод личности, гражданина.
Руководящим принципом его государственной политики становится не стремление к казарменным идеалам все нивелирующей централизации, а к разумно-полезному общему благу.
В таком государстве исключаются подавление просвещения и связанного с ним свободомыслия, вмешательство в область верований, насильственная ассимиляция подвластных народностей господствующей национальностью, вторжение в область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом.