ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ
1.1 Понятие и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим
1.2 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим6
1.3 Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим
Выводы по главе
ГЛАВА 2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ
2.1 Понятие и процедура объявления гражданина умершим
2.2 Правовые последствия объявления гражданина умершим
2.3 Правовые последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ежегодно значительное количество людей в России и в мире гибнет или пропадает без вести в результате стихийных природных и техногенных явлений, примером могут служить торфяные пожары 2010 года в Подмосковье или наводнение в Краснодарском крае в 2012г. или авария на Саяно-Шушенской ГЭС 2009 года. Огромное количество людей пропадают без вести по причинам, отличным от стихийных бедствий, террористических атак или уличных беспорядков. По данным ГУ МВД г.Москва, на 1 января 2017 года список только без вести пропавших москвичей насчитывает 3 500 человек, за 2016 год только в Москве подано более 10 тысяч обращений в полицию о пропаже. По статистике волонтерского поискового отряда «Лиза Алерт», 20% пропавших так и не удается найти. Именно частотой возникновения в юридической практике ситуаций, в которых в целях устранения неопределенности в гражданских правоотношениях возникает необходимость применения института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим, обусловлена актуальность настоящей работы. Кроме того, начиная с 1985 года и по настоящее время вопрос совершенствования гражданско-правового регулирования практически игнорируется, как учеными-правоведами, так и законодателем.
Степень научной разработанности проблемы. В разное время исследованием института занимались С.Н. Братусь, Ю.П. Дубягин, В.В. Ефимов, Ю.Я. Ободовский, А.Г. Потоков, В.К. Соловьёв, М.Г. Стучинский, Г.Ф. Шершеневич. и др. Теоретическую базу исследования составляют работы советских и российских правоведов, таких как Г.Н. Амфитеатрова, В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров, С.А. Комаров, Н.М. Коршунов, Д.И. Мейер, И.А. Михайлова, И.Б. Новицкий, Ю.А. Попова, Е.А. Прянишников, С.П. Портянкин, Д.М. Чечот, Ю.В. Юдина, А.К. Юрченко. Процессуальный порядок рассмотрения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим был предметом исследования Р.В. Ихсанова, С.П. Портянкиной, Н.А. Чудиновской. Стоит отметить, что несмотря на высокую актуальность вопроса о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим, комплексные исследования, посвященные основаниям и гражданско-правовым последствиям признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, крайне немногочисленны и основаны на работах авторов, уже занимавшихся освещением данного вопроса в литературе более раннего времени.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление законодательных пробелов и противоречий в регулировании оснований и гражданско-правовых последствий признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, а также разработка предложений по совершенствованию правового регулирования данного вида правоотношений.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были поставлены следующие задачи: рассмотреть развитие института безвестного отсутствия и его правовое регулирование в российской и мировой юридической практике; дать понятие признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим; изучить основания и гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим; выявить проблемы реализации правовых норм, регулирующих институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим на практике, выработать пути совершенствования действующего законодательства.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим.
Предмет исследования – нормативные правовые акты различных отраслей законодательства, определяющие основания и гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Методологическая основа исследования. Данное исследование основывается на общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция) и частнонаучных (сравнительно-правовой, функциональный, формально-юридический) методах познания общественных явлений.
Структура работы соответствует ее содержанию. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава1. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ
1.1 Понятие и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим
Безвестное отсутствие как явление действительности – это длительное отсутствие гражданина в месте своего жительства помимо своей воли, при котором невозможно установить его местонахождение. Определяющим признаком явления является то обстоятельство, что у суда нет оснований полагать о нахождении гражданина в живых, но при этом отсутствуют доказательства его смерти.
Безвестное отсутствие как правовой институт представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения по признанию гражданина безвестно отсутствующим и объявлению его умершим, которые содержатся как в нормах материального, так и процессуального права. Таким образом, институт безвестного отсутствия является межотраслевым, поскольку его нормы содержатся в гражданском праве, жилищном, семейном, трудовом и др. материальных отраслях права.
Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц в случае, если в течение года в месте его жительства отсутствуют сведения о месте его пребывания.
Заявление, должно быть подавно по месту жительства или нахождения заинтересованного лица, в нем в обязательном порядке должна быть конкретизирована цель признания гражданина безвестно отсутствующим. Указывается срок безвестного отсутствия, предпринятые заявителем к розыску. Установление местожительства безвестно отсутствующего влечет прекращение производства по делу вследствие отказа заявителя от своих требований. В противном случае выносится решение об отклонении заявленной просьбы[1].
Понятия «заинтересованные лица» в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся супруг, поскольку он может быть заинтересован в расторжении брака в упрощенном порядке; лица, состоящие на иждивении отсутствующего, поскольку они в случае признания его безвестно отсутствующим приобретают в соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию по случаю потери кормильца. Заинтересованными в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть и другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т. п.), а также прокурор, органы государственного управления, иные органы и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.
Непременным условием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение не менее одного года. День получения последних известий может быть подтвержден предъявлением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей). При невозможности установить день получения последних известий началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года (1 абз. 2 ст. 42 ГК)[2].
Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания. Поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т. п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.