Введение
Глава 1. Сущность конгрессно-выставочного туризма
1.1 Характеристика конгрессно-выставочного туризма
1.2 Особенности выставочного туризма
1.3 Сущность делового туризма
Глава 2. Развитие конгрессно-выставочного туризма в России
2.1 Динамика выставочного рынка России
2.2 Санкт-Петербург как центр конгрессно-выставочного туризма России
2.3 Направления развития конгрессно-выставочного туризма в России
Заключение
Список источников
Современные инновационные принципы организации и управления в структуре индустрии туризма привели к необходимости качественной реструктуризации и диверсификации бизнеса: происходит расширение сферы применения туристических услуг, наметилась тенденция синергетики функционала и влияния объектов и субъектов туризма и представителей других бизнес-структур. В этой связи особую актуальность приобретает развитие конгрессно-выставочного туризма как социально-экономического инструмента инновационного развития национальной и региональной экономики. Влияние конгрессно-выставочного туризма на экономику городов, регионов, стран проявляется в существенном приросте национального дохода, обеспечиваемого проведением деловых мероприятий.
Несмотря на актуальность и значимость развития конгрессно-выставочного туризма, круг научных изысканий по данной тематике достаточно узок и ограничен рассмотрением отдельных задач. Таким образом, исследуемая тема актуальна и нуждается в более глубоком исследовании.
Объект работы - конгрессно-выставочный туризм в России.
Предмет работы – явление конгрессно-выставочного туризма.
Цель работы – исследовать тенденции развития сегмента конгрессно-выставочного туризма в России.
Задачи работы:
Рассмотреть характеристику конгрессно-выставочного туризма;
Изучить особенности выставочного туризма;
Раскрыть сущность делового туризма;
Представить динамику выставочного рынка России;
Провести анализ конгрессно-выставочного туризма в Санкт-Петербурге;
Исследовать тенденции развития конгрессно-выставочного туризма в России.
Работа содержит введение, основную часть и заключение. Основная часть включает две главы. Первая глава носит теоретический характер. В ней рассмотрено понятие делового туризма, выделены особенности конгрессно-выставочного туризма. Вторая глава носит аналитический характер. В ней проведено исследование рынка конгрессно-выставочной деятельности. Представлен анализ г. Санкт-Петербурга как центра конгрессно-выставочного туризма России.
Курсовая работа основана на материалах научной и учебной литературы.
Глава 1. Сущность конгрессно-выставочного туризма
1.1 Характеристика конгрессно-выставочного туризма
Конгрессно-выставочный туризм является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Под конгрессно-выставочным туризмом понимают деятельность, связанную с организацией конгрессов, выставок, ярмарок, конференций и прочих мероприятий. По статистике ВТО, доля конгрессно-выставочного туризма в общем объеме деловых поездок составляет 10- 12 %. В мире растет интерес к форумам, конференциям, симпозиумам, совещаниям, семинарам, а также выставкам и ярмаркам. Цели участия в подобных мероприятиях различны. Ученые, бизнесмены, врачи, деятели культуры, туризма и других отраслей (строительство, легкая промышленность, сельское хозяйство и т. д.) охотно принимают участие в подобных мероприятиях, чтобы получить свежую информацию, увидеться с коллегами, обменяться с ними мнениями и опытом, провести переговоры, отвлечься от привычной обстановки и приобщиться к предлагаемой культурной программе.
Объединение конгрессов и выставок указывает на то, что это понятия родственные. Различия проявляются на уровне небольшой специфики, касающейся в основном состава групп и требований, предъявляемых к инфраструктуре принимающей стороны. В частности, одним из основных условий развития конгрессно-выставочного туризма является требование закрепления за принимающим направлением репутации, позволяющей ему получить международное признание. Обычно страны, успешно развивающие у себя конгрессно выставочный туризм, имеют репутацию лидеров в научно технических направлениях, что позволяет им привлекать в первую очередь специалистов, а затем постепенно расширять круг посетителей. Важным условием для привлечения участников конгрессно выставочных мероприятий является степень экономического развития страны и особенно уровень развития новых технологий, транспортной инфраструктуры, средств связи, гостиничной базы. Участие в выставке - мероприятие затратное, учитывая стоимость площадей, перевозки оборудования, командировки стендистов и прочие расходы, поэтому положительное решение в пользу выбора конкретного предложения принимается после предварительного анализа преимуществ, которые такое мероприятие способно дать. К подобным преимуществам можно отнести выход на новый рынок с высоким потребительским потенциалом, налаживание связей с новыми выгодными партнерами, продвижение продукта фирмы на новом рынке.[1]
Конгрессный туризм представляет собой разновидность выставочного туризма. Выделять конгрессный туризм в небольшой подраздел приходится потому, что организация конгрессных мероприятий, имеющая много общего с организацией выставочной деятельности, предъявляет несколько иные требования к инфраструктуре и организаторам. Конгрессные мероприятия мельче по масштабу, чем выставочные, но имеют более квалифицированный и требовательный состав участников. По доходности конгрессные мероприятия уступают выставкам, поскольку рассчитаны на меньшее количество участников. Однако в отличие от выставок конгрессы, особенно международные, ориентируются на эксклюзивное обслуживание, тем самым обеспечивая загрузку лучших гостиниц города.
Конгрессный туризм имеет одну отличительную особенность - у него должен быть крупный корпоративный заказчик: правительство, отдельные министерства, крупные корпорации и холдинги. Мероприятия, организуемые на правительственном уровне или при поддержке правительственных кругов, способны во много раз увеличить свою привлекательность, а значит, и коэффициент загрузки средств размещения. Поэтому многие организаторы конгрессов пытаются заручиться поддержкой правительственных кругов для привлечения различного рода международных встреч на свою территорию.
Время активизации конгресс туризма приходится на осень. Страны, ориентирующиеся на рекреационный туризм, такие как Турция, Греция, Испания, Италия, имеют развитую гостиничную сеть, рассчитанную на многомиллионные потоки туристов. В период спада активности рекреационного туризма возникают большие проблемы с загрузкой гостиничной базы. Поэтому данные страны ориентируются на организацию крупномасштабных конгрессов и конференций в осенний период.
Крупнейшими центрами конгрессно-выставочной деятельности в Европе и Америке являются Амстердам, Барселона, Брюссель, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, а также Париж и Страсбург. Кроме того, ежегодно государственные и деловые лица съезжаются в Давос (Швейцария), где проходят форумы по актуальным вопросам развития мирового хозяйства. Названные города имеют соответствующую материально техническую базу и располагают широкими возможностями для организации досуга иностранных гостей.
В последние годы международные мероприятия все чаще стали проводить в зданиях, имеющих историческое значение: в замках и нетрадиционных сооружениях. Пользуются популярностью мероприятия, проводимые на бортах судов. Часто симпозиумы и конференции проходят в теплое время на берегу морей и озер. Участники таких мероприятий могут не только работать, но и в свободное время отдыхать на пляже, купаться и загорать. Помимо организации и проведения конференций и семинаров, конгресс туризм включает прием делегаций, рабочих групп, профессиональных и прочих посетителей, а также предоставление широкого спектра дополнительных услуг по питанию, размещению, организации культурной программы. В этом ключе необходимо подходить к отбору средств размещения для организации конгрессов и конференций. Первое и основное требование, предъявляемое организаторами к гостинице, - емкость номерного фонда, т. е. вместимость, достаточная для того, чтобы все собравшиеся на конгресс представители проживали в одном отеле. Это простое на первый взгляд условие становится непреодолимым препятствием для многих отелей. Иногда группа участников конгресса может составлять тысячу и более человек. Учитывая другие брони, а также тот факт, что деловые гости предпочитают одноместное размещение, можно сказать, что список гостиниц, соответствующих поставленным требованиям, становится предельно мал.