Курсовая работа|История

Движение популяров в Древнем Риме конца II – начала I века

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 27

ВВЕДЕНИЕ

1 Движение популяров в Древнем Риме конца II – начала I века: основные идеи и цели

1.1 Понятие «популяров» и его роль в политической истории Древнего Рима

1.2 Идеи и основные положения партии популяров

  1. Движение популяров в Древнем Риме: борьба с оптиматами и борьба за власть

2.1 Борьбы между оптиматами и популярами в конце II – начале I века

2.2 Движение популяров: основные идеи и история

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В современной историографии долгое время сохранялось (а в какой-то мере сохраняется и сейчас) представление о политической борьбе в Риме во II—I вв. до н. э., основанное на том, что признавалось наличие двух противостоящих политических группировок или партий — оптиматов и популяров. Общеизвестная схема такова: в ходе движения Гракхов или вскоре после гибели Гая Гракха складываются основные римские политические группировки (или партии). Дальнейшее развитие политической жизни и борьбы рассматривается уже как проявление соперничества, между этими партиями, т. е. оптиматами и популярами, а наиболее яркими примерами их борьбы считают господство марианцев в Риме, гражданскую войну и диктатуру Суллы; по мнению некоторых исследователей, сюда следует присоединить и так называемый заговор Катилины.

Причем оптиматы рассматриваются как партия нобилитета,, сенатская партия, т. е. как партия правящих верхов, а популяры — как партия демократическая и, конечно, оппозиционная.

В соответствии с изложенным напрашивается лишь один возможный вывод: в Риме — во всяком случае, в эпоху поздней республики — существовала своеобразная «двухпартийная система».

Представление об оптиматах и популярах, как о двух политических партиях, мы можем встретить еще у Друмана. Но гораздо более ярко концепция двух противостоящих друг другу партий проступает в «Римской истории» Моммзена, и с тех пор, вплоть до начала XX века, эта концепция принимается всей западноевропейской историографией как нечто само собой разумеющееся.

М. Гельцер, в своих исследованиях  пытался отойти от модернизаторских представлений о политической борьбе в Риме, вскрыть специфику этой борьбы, подчеркивая значение родовых и фамильных связей, а также значение клиентелы. Тем не менее в современной литературе мы не встретим устоявшейся точки зрения. Одни, как, например, Ласт, считают невозможным отождествлять популяров с демократами, но не очень ясно излагают свое понимание вопроса о партиях, другие считают возможным говорить о партиях в Риме, подчеркивая лишь, что не следует вкладывать в термин «партия» (partes) современное содержание.

Таким образом, по мнению автора исследования, «двухпартийная» схема политической борьбы в Риме еще не пересмотрена достаточно последовательно. Более того, эта «двухпартийная» схема иногда полностью, иногда частично оказывается перенесенной в труды многих советских историков. Еще в 30-х годах В. С. Сергеев писал, что после смерти Тиберия Гракха борьба ведется между политически организованными группами или партиями — оптиматами, представляющими интересы нобилитета.

В курсовой работе следует рассмотреть движение популяров рассматриваемого периода в конце II – начале I века и обозначить основные черты, идеологию такого движения.

Объектом исследования выступает движение популяров в Древнем Риме в конце II – начале I века.

Предмет исследования составляют теоретические положения, исторические аспекты движения популяров в Древнем Риме.

Цель курсовой работы – проанализировать движение популяров в Древнем Риме в конце II – начале I века.

Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:

  1. Рассмотреть основные положения о популярах, их идеологии и целях.
  2. Изучить сущность движения популяров и их борьбу за власть.
  3. Проанализировать борьбу между популярами и оптиматами в конце II – начале I века.

В курсовой работе использованы первоисточники работы Аппиана, Г. Салюстия, Плутарха. Так, в «Римской истории» Аппиана перед читателем предстает галерея выдающихся деятелей римской истории II–I вв. до н. э. Братья Гракхи, диктатор Сулла, гладиаторы Спартака со своим предводител. ... В «Гражданских войнах» Аппиана перед читателем предстает галерея выдающихся деятелей римской истории II–I вв. до н. э. Братья Гракхи, диктатор Сулла, гладиаторы Спартака со своим предводителем, Помпеи, Юлий Цезарь, Антоний, Клеопатра — таковы главные герои этой книги. Следует также отметить труд Г. Салюстия «О заговоре Катилины» — историческое сочинение древнеримского историка Гая Саллюстия Криспа, написанное в конце 40-х годов до н. э. на латинском языке. Оно посвящено известным событиям 63 года до н. э., когда Луций Сергий Катилина организовал приверженцев захвата власти и радикального переустройства Рима. Среди современных источников были исследованы труды современных авторов и исследователей более ранних периодов, таких как В.О. Горенштейн,  Т.П. Евсеенко, А.Б. Егоров, А.В. Короленков,  Т. Моммзен, В.В. Стариченок, Т.Д. Скупинова,  С.Т. Утченко и др.

Важное значение приобретают публикации А.Б. Егорова «Римские популяры – терминология, структура движения и идеология», в которой  рассмотрены основные положения идей популяров, особенностей их движения. Также за основу исследования взята публикация О.В. Любимовой «Понятие «популяры» в современной историографии», в которой детально изучена историография вопроса  и различные подходы к движению популяров. Весомый вклад в развитие политических движений Древнего Рима внес А.Н. Токарев. В работе была использована его публикация «Становление официальной идеологии принципата императора Августа», в которой раскрыта эволюция идеологии Древнего Рима рассматриваемого пеериода.

Методологию исследования составили методы общенаучного анализа, сравнения, индукции, дедукции, сравнительно – аналитический, конкретно – исторический.

 

1 Движение популяров в Древнем Риме конца II – начала I века: основные идеи и цели

1.1 Понятие «популяров» и его роль в политической истории Древнего Рима

Термины optimates и populares ещё в середине XIX в. стали применяться исследователями по отношению к политическим течениям в Риме в эпоху Поздней Республики. Используются они и при описании политической борьбы в Риме в 80-х гг. I в. (здесь и далее – до н.э.), хотя делаться это стало не сразу.

Как указывает А.Н. Токарев «вопрос о фор­мах поли­ти­че­ских объ­еди­не­ний в Риме в I в. до н. э. оста­ет­ся крайне дис­кус­си­он­ным. В исто­рио­гра­фии сло­жи­лось два направ­ле­ния: «тра­ди­ци­он­ное» и «про­со­по­гра­фи­че­ское». В кон­це XIX в. в анти­ко­веде­нии сфор­ми­ро­ва­лось пред­став­ле­ние о поли­ти­че­ской ситу­а­ции в Древ­нем Риме в I в. до н. э. как о борь­бе меж­ду дву­мя поли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми — «популя­ра­ми» и «опти­ма­та­ми», одна из кото­рых пред­став­ля­ла демо­кра­ти­че­ские силы, а дру­гая — инте­ре­сы зна­ти» [12].

Пер­во­на­чаль­но это сло­во было при­ла­га­тель­ным, кото­рое озна­ча­ло «народ­ный», «при­над­ле­жа­щий наро­ду», «угод­ный наро­ду». Это зна­че­ние, как пра­ви­ло, бла­го­при­ят­но, но в поли­ти­ке сло­во po­pu­la­ris чаще все­го употреб­ля­ет­ся в пре­гнант­ном зна­че­нии: «то, что поз­во­ля­ет заво­е­вать любовь наро­да» — и часто в уни­чи­жи­тель­ном смыс­ле. В поли­ти­че­ском сло­ва­ре «популя­ра­ми» назы­ва­ют сово­куп­ность тех, кто стре­мит­ся опе­реть­ся на народ, чтобы обес­пе­чить себе карье­ру. Это поли­ти­ки из сена­тор­ско­го сосло­вия, кото­рые отторг­ну­ты ноби­ли­те­том и вынуж­де­ны ком­пен­си­ро­вать недо­ста­ток вли­я­ния, заис­ки­вая перед наро­дом.

Грак­хи пер­вы­ми носи­ли это имя; они, по-види­мо­му, искренне жела­ли бла­га плеб­су и государ­ству в целом и ини­ци­и­ро­ва­ли истин­ное демо­кра­ти­че­ское дви­же­ние. Но после них нель­зя гово­рить о популя­рах как о демо­кра­ти­че­ской пар­тии: соци­аль­ные зако­ны не явля­лись для них само­це­лью, у них не име­лось опре­де­лен­но­го пла­на дей­ст­вий или про­грам­мы. Глав­ное, что их объ­еди­ня­ло, — это враж­деб­ность к сена­ту. Порой их меро­при­я­тия были даже про­ти­во­ре­чи­вы­ми, но все же сход­ство мето­дов поро­ди­ло некую общ­ность воз­зре­ний и пре­ем­ст­вен­ность поли­ти­ки. Если бла­го наро­да и не было истин­ной целью популя­ров, оно все же в опре­де­лен­ной мере дости­га­лось бла­го­да­ря их дей­ст­ви­ям

В XIX — нача­ле XX в. в исто­рио­гра­фии гос­под­ст­во­ва­ло пред­став­ле­ние о том, что в Позд­ней рес­пуб­ли­ке борь­ба велась меж­ду дву­мя пар­ти­я­ми, в чем-то ана­ло­гич­ны­ми евро­пей­ским пар­ла­мент­ским пар­ти­ям.

Впер­вые эта кон­цеп­ция была чет­ко выра­же­на в иссле­до­ва­нии В. Дру­ма­на, кото­рый, одна­ко, не исполь­зу­ет поня­тие «популя­ры» и вме­сто это­го гово­рит о «народ­ной пар­тии», осно­ван­ной бра­тья­ми Грак­ха­ми и про­ти­во­сто­я­щей опти­ма­там, т. е. сенат­ской пар­тии. Руко­во­ди­те­ли опти­ма­тов и народ­ной пар­тии мог­ли менять­ся, но рав­но­ве­сие не дости­га­лось: пар­тии сме­ня­ли друг дру­га у вла­сти, и борь­ба не пре­кра­ща­лась.

В кон­це кон­цов поли­ти­че­ская жизнь в Риме дегра­ди­ро­ва­ла, обе пар­тии были лик­види­ро­ва­ны и уста­но­ви­лась монар­хия [5, с. 190].

Т. Момм­зен пред­ло­жил клас­си­че­ский вари­ант дан­ной схе­мы. Он уже гово­рит о пар­ти­ях опти­ма­тов и популя­ров, кото­рые появи­лись в середине II в. до н. э. и, судя по назва­ни­ям, долж­ны были пред­став­лять волю ари­сто­кра­тов и волю наро­да. Одна­ко обе пар­тии были зара­же­ны про­цес­сом поли­ти­че­ско­го раз­ло­же­ния, а их про­грам­мы не выхо­ди­ли за рам­ки суще­ст­ву­ю­ще­го поряд­ка.

 Харак­те­ри­зуя пар­тию популя­ров, Момм­зен пишет, что она не мог­ла управ­лять государ­ст­вом и не стре­ми­лась к это­му, а ее вождя­ми были либо поли­ти­ки-нович­ки, желав­шие про­сла­вить­ся, либо аут­сай­де­ры, не имев­шие шан­сов на тра­ди­ци­он­ную карье­ру, и лишь когда пар­тию воз­глав­лял чело­век, наце­лен­ный на дости­же­ние лич­ной вла­сти, она мог­ла добить­ся како­го-то успе­ха [7, с.27].

А.Н. Токарев приводит точку зрения «популяр­ская поли­ти­ка (po­pu­la­ris ra­tio) в целом в поли­ти­че­ской жиз­ни для отдель­но­го поли­ти­ка была толь­ко доро­гой к полу­че­нию и удер­жа­нию вла­сти… В поли­ти­че­ские буд­ни она была пери­фе­рий­ным явле­ни­ем. Боль­шин­ство “популя­ров” явля­лись тако­вы­ми толь­ко один год или очень крат­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни в их поли­ти­че­ской карье­ре (един­ст­вен­ные зна­ме­ни­тые исклю­че­ния — Цезарь и Кло­дий), и это явля­лось толь­ко частью (и необя­за­тель­но самой важ­ной) в их поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти» [12].

Ана­ли­зи­руя состо­я­ние пар­тии популя­ров после дик­та­ту­ры Сул­лы, Момм­зен под­чер­ки­ва­ет раз­но­род­ность ее соста­ва и целей: это была рых­лая мас­са оппо­зи­ци­он­ных эле­мен­тов (финан­си­сты, город­ской про­ле­та­ри­ат, транс­па­дан­цы, проскри­би­ро­ван­ные и т. д.), внут­ри кото­рой иссле­до­ва­тель выде­ля­ет популя­ров в узком смыс­ле — искрен­них огра­ни­чен­ных ради­ка­лов, доби­вав­ших­ся преж­де все­го вос­ста­нов­ле­ния три­бу­на­та.

Т. Моммзен ввёл в научный оборот термин «популяры» и довёл эту схему до логического завершения, в том числе и применительно к интересующим нас событиям3. Правда, во второй половине XIX в. она нашла мало сторонников, однако в следующем столетии ситуация изменилась [4].

Г. Добль­хо­фер, иссле­до­вав­ший поли­ти­ку популя­ров в 111—99 гг. до н. э. указывал на то, что популя­ры не были одно­род­ной груп­пой, кото­рая про­во­ди­ла обду­ман­ную поли­ти­ку, осно­ван­ную на убеж­де­ни­ях. В их дея­тель­но­сти он выде­ля­ет три эта­па (эпо­ха Грак­хов, 111—99 гг. до н. э. и пост­сул­лан­ские популя­ры), разде­лен­ные фаза­ми покоя, при­чи­на кото­рых — насиль­ст­вен­ная смерть вид­но­го популя­ра и пре­сле­до­ва­ние его сто­рон­ни­ков. Но даже в рам­ках одно­го эта­па очень ред­ко наблюда­ют­ся сов­мест­ные дей­ст­вия популя­ров, и иссле­до­ва­тель пола­га­ет, что ни един­ства, ни пре­ем­ст­вен­но­сти меж­ду ними не суще­ст­во­ва­ло [6, с. 87].

Тем не менее Г. Добль­хо­фер ста­вит под сомне­ние осно­во­по­ла­гаю­щий тезис Р. Сай­ма, Кр. Май­е­ра и дру­гих пред­ста­ви­те­лей это­го направ­ле­ния, — а имен­но, мне­ние, буд­то поли­ти­ки изби­ра­ли популяр­ский метод лишь вре­мен­но и под вли­я­ни­ем карьер­ных сооб­ра­же­ний и поэто­му поли­ти­че­ская дея­тель­ность в Рим­ской рес­пуб­ли­ке сво­ди­лась к борь­бе за власть внут­ри пра­вя­щей оли­гар­хии. В 111—99 гг. до н. э. стрем­ле­ние популя­ров к финан­со­вой выго­де, долж­но­стям или пол­но­мо­чи­ям засвиде­тель­ст­во­ва­но очень скуд­но; мало при­ме­ров, чтобы дея­тель обра­тил­ся к популяр­ской поли­ти­ке после неуда­чи в сена­те — чаще все­го карье­ры поли­ти­ков начи­на­лись популяр­ски­ми акци­я­ми и в боль­шин­стве слу­ча­ев от них не выиг­ры­ва­ли. Наи­боль­шую любовь наро­да при­но­си­ли поли­ти­кам аграр­ные и хлеб­ные зако­ны, одна­ко популя­ры ими не огра­ни­чи­ва­лись: они обви­ня­ли могу­ще­ст­вен­ных лиц, навле­кая на себя враж­ду, и про­во­ди­ли судеб­ные зако­ны, в кото­рых были заин­те­ре­со­ва­ны лишь отдель­ные слои. Плебс не имел осо­бо­го веса в цен­ту­ри­ат­ных коми­ци­ях, где выби­ра­ли выс­ших маги­ст­ра­тов, зато нена­висть выс­ших клас­сов мог­ла силь­но повли­ять на резуль­та­ты этих выбо­ров.  Популяр­ские зако­ны часто име­ли огром­ное поли­ти­че­ское зна­че­ние, и если бы их ини­ци­и­ро­ва­ли лишь ради сию­ми­нут­ных выгод, это озна­ча­ло бы пол­ную дис­про­пор­цию цели и средств [8, с. 54].

На про­тя­же­нии 70—60-х годов до н. э. пар­тия популя­ров достиг­ла вла­сти, одна­ко так и не реши­ла глав­ных про­блем в государ­стве.  Посколь­ку популя­ры виде­ли опас­ность со сто­ро­ны пол­ко­вод­цев, жаж­дав­ших лич­ной вла­сти, Цезарь, их лидер, в свою оче­редь добил­ся импе­рия. После его отъ­езда в Гал­лию популя­ры обра­ти­лись к дема­го­гии и наси­лию, и их лозун­ги были окон­ча­тель­но дис­креди­ти­ро­ва­ны. В свою дик­та­ту­ру Цезарь устра­нил обе пар­тии с поли­ти­че­ской сце­ны. Он про­во­дил уме­рен­ную поли­ти­ку, но в целом реа­ли­зо­вал про­грам­му популя­ров: облег­че­ние поло­же­ния долж­ни­ков, замор­ская коло­ни­за­ция, урав­не­ние прав раз­лич­ных групп под­дан­ных, сни­же­ние роли сена­та в государ­стве.

Таким обра­зом, по мне­нию иссле­до­ва­те­ля, дей­ст­вия популя­ров гораздо про­ще объ­яс­нить, если счи­тать, что они руко­вод­ст­во­ва­лись более чест­ны­ми моти­ва­ми. В 111—99 гг. популя­ры стре­ми­лись испра­вить недо­стат­ки рим­ской внут­рен­ней поли­ти­ки и гото­вы были посту­пить­ся при­ви­ле­ги­я­ми соб­ст­вен­но­го клас­са, чтобы гаран­ти­ро­вать даль­ней­шее суще­ст­во­ва­ние Рим­ской рес­пуб­ли­ки. В пони­ма­нии необ­хо­ди­мо­сти реформ они дале­ко опе­ре­ди­ли боль­шин­ство сена­та.

  1. Аппиан. Римкая история. Алетейя. – 1996. – 317 с.
  2. Горенштейн, В.О. Гай Саллюстий Крисп / В.О. Горенштейн // Саллюстий. Сочинения / Саллюстий Гай Крисп; отв. ред. Е.М. Штаерман. – М.: Наука, 1980. – С. 148– 164.
  3. Егоров А.Б. Римские популяры – терминология, структура движения и идеология // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. СПб., 2009. Вып. 8. С. 199-233.
  4. Короленков, А.В. О применимости терминов «оптиматы» и «популяры» к событиям 88–82 гг. до н.э. / А.В. Короленков // АМА. 2015. №17. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-primenimosti-terminov-optimaty-i-populyary-k-sobytiyam-88-82-gg-do-n-e (дата обращения: 24.06.2020).
  5. Любимова, О.В. Понятие «популяры» в современной историографии / О.В. Любимова // Вестник древней истории. 2015. № 1. С. 190—207.
  6. Лапы­рё­нок Р.В. Поли­ти­че­ская борь­ба в позд­ней рим­ской рес­пуб­ли­ке: опти­ма­ты и популя­ры. Дис. … канд. ист. наук. Сара­тов. – 198 с.
  7. Моммзен, Т. История Рима / Т. Моммзен. – В. 4 т. – Т. 2. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 640 с.
  8. Плутарх. Гай Марий / Плутарх // Плутарх. Избранные жизнеописания / Плутарх; пер. с древнегр.; сост., вступ. ст., прим. М. Томашевской. – В 2 т. – Т. 1. – М.: Правда, 1986. – С. 508–550.
  9. Продолжение борьбы оптиматов и популяров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.culturhistory.ru/gibel-respubliki/borba. – Дата доступа: 23.06.2020.
  10. Стариченок, В.В. Стариченок, В.В. Борьба популяров и оптиматов в Риме конца II – начала I вв. на примере деятельности Гая Мария // В.В. Стариченок, Т.Д. Скупинова // Европа: актуальные проблемы этнокультуры: материалы международной науч.-теорет. конф., г. Минск, 23 июня 2011 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. В.В. Тугай (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГПУ, 2011. – С. 5–7.
  11. Саллюстий, Г. О заговоре Катилины / Г. Салюстий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=62303&p=1. – Дата доступа: 25.05.2020.
  12. Токарев, А.Н. Становление официальной идеологии принципата императора Августа / А.Н. Токарев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1394349152. – Дата доступа: 25.06.2020.
  13. Утченко, С.Т. Кризис и падение Римской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://romans.at.ua/news/s_l_utchenko_krizis_i_padenie_rimskoj_respubliki_glava_v_optimaty_i_populjary/2012-05-29-62. – Дата доступа: 20.06.2020.
  14. Утчен­ко, С. Л. К вопро­су о рим­ских поли­ти­че­ских пар­ти­ях / С.Л. Утченко // ВДИ. С.  82—95.
  15. Mackay Ch.S. The Breakdown of the Roman Republic: From Oligarchy to Empire. Cambr., 2009. Р. 69.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа История
2016 год 38 стр.
Курсовая Форма государственного единства в Древней Руси
Telesammit
Курсовая работа История
2016 год 33 стр.
Курсовая Конституция 1936 г. Декларация и реальность
diplomstud
Курсовая работа История
2016 год 28 стр.
Курсовая Губная и земская реформы России
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское