Введение 3
Теория «социального действия» как центральная категория 4 «веберовской» социологии.
Теория рационализации.
Бюрократия как чистый тип легального господства.
Сравнительный анализ теорий бюрократии.
Заключение
Список использованной литературы
Теория бюрократии Макса Вебера оказала большое влияние на развитие социологии в двадцатом веке. Эта теория была основателем целого раздела социологической науки - социологии организаций. Многие ученые, которые начали изучать формальные организации в 40-50-х годах нашего века, взяли в пример модель бюрократии Макса Вебера при проведении эмпирических исследований. Метод изучения бюрократии в работах Вебера всегда рассматривался как одна из теоретических основ современной политической социологии. Западные исследователи сфокусировались на изображении совершенной типичной модели рациональной бюрократии, которая, тем не менее, является одним из немногих элементов более общей теории бюрократии, разработанной немецким социологом. Некоторые западные авторы в 70-х годах, с началом «Веберского Ренессанса», подчеркивали большее значение для тех аспектов социологии бюрократии Вебера, которые до этого были незамеченными. Я размышляю над концепцией патримониальной бюрократии, которая, по словам М. Элброу, представляет «один из ключей к более общей концепции Вебера». Постепенно в западной социологии распространяется новая точка зрения, согласно которой веберианская теория бюрократии должна рассматриваться во взаимосвязи всех ее составных элементов.
Основным источником, который показывает теорию бюрократии Вебера, является фундаментальная деятельность немецкого социолога «Экономика и общество». Чтобы рассмотреть проблему власти бюрократии, статья Вебера «Парламент и правительство в преобразованной Германии» также имеет большое значение. В этой статье и в нескольких других работах Вебер рассказывает о системе государственного управления, существовавшей в Германии в начале двадцатого века. В исследованиях современных западных ученых часто подчеркивается, что анализ бюрократии в политических статьях Вебера, как и концепция патримониальной бюрократии, прекрасно дополняет идеально типичную модель рациональной бюрократии.
Я согласна, что одной из наиболее значительных работ немецкого социолога и социального философа Макса Вебера является его учение о типах господства, из которого вытекает его концепция рациональной бюрократии.
Основным источником, в котором описана теория бюрократии Вебера, является фундаментальная работа этого немецкого социолога «Экономика и общество» и ряд его статей, написанных в сборнике «Избранные труды издательства «Прогресс»». Отечественные исследователи также подчеркнули важность веберовской модели бюрократии для свойств системы управления в современном российском обществе. В этой работе больше всего привлекают внимание исследователи работы М. Масловского «Веберская концепция патримониализма и ее современные интерпретации» и «Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология».
Считается, что в наше время в нашей стране бюрократический аппарат управления особенно сильно развит. Развитие бюрократического аппарата в России началось во времена Советского Союза, и с этого времени стремительно растет. Бюрократия значительно усилилась за время своего существования, бюрократический аппарат постоянно растет, что усложняет жизнь простых людей.
Моя цель в этой работе - изучить теорию бюрократии М. Вебера, ее свойства и возможные приложения. Важными моментами в моей работе будут изучение и рассмотрение двух интересных бюрократических концепций, предложенных М. Вебером.
Для достижения своей цели я сделала:
- Изучить работу М. Вебера и других исследователей на эту тему.
- Рассмотреть бюрократию как один из видов господства и провести сравнительный анализ теорий родовой и рациональной бюрократии.
- Рассмотреть роль бюрократии в общественной жизни и управлении государством.
- Теория «социального действия» как центральная категория веберовской социологии.
Основной идеей веберовской социологии является обоснование возможности рационального максимального поведения, которое проявляется во всех сферах человеческих отношений. Эта мысль об Вебере развивалась в различных социологических школах Запада, что привело к своего рода «венерианскому ренессансу». Методологические принципы веберовской социологии тесно связаны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века – позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма.
Влияние баденской школы неокантианства, прежде всего, на взгляды одного из ее основателей Г. Риккерта, согласно которым отношения бытия и сознания основаны на определенном отношении субъекта. Как и Риккерт, Вебер различает отношение к ценности и оценке, что подразумевает, что наука должна быть свободна от субъективных суждений о ценности. Но это не значит, что ученый не может иметь своих собственных пристрастий; он просто не должен вмешиваться в научные разработки. В отличие от Риккерта, считающий ценности и их иерархию чем-то трансисторическим, Вебер утверждает, что ценность определяется природой исторической эпохи и определяет общую линию прогресса человеческой цивилизации. Другими словами, ценности, согласно Веберу, показывают общее отношение их времени и, следовательно, являются историческими, относительными. В концепции Вебера они преломляются в категориях идеального типа, которые составляют квинтэссенцию его методологии социальных наук, которые используются в качестве инструмента для понимания явлений человеческого общества и поведения его членов. Интерес эпохи, выражающийся в виде теоретической конструкции, является идеальным типом. Оказывается, идеальный тип находится в эмпирической реальности и построен как теоретическая схема. Поэтому Вебер называет идеальный тип «утопией». Создаются более четкие и однозначные идеальные типы, поэтому они, в этом смысле, чем более чужды миру, тем лучше они выполняют свое предназначение - как в терминологическом, так и в классификационном и эвристическом терминах.
Так, по словам Вебера, социолог «должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностями, основанными на том, что служило ценностями для людей, являющихся предметом исследования». Чтобы изучить реальные причинно-следственные связи явлений в обществе и дать правильную интерпретацию поведения человека, необходимо построить недействительное - в идеале извлеченное из эмпирической реальности - типичное построение, выражающее типичные для многих социальных явлений. В то же время Вебер изучает идеальный тип не как цель познания, а как средство выявления «общих правил событий».
По словам Вебера, идеальный тип как методологический инструмент позволяет:
во-первых, построить явление или действие человека, как если бы оно имело место в идеальных условиях;
во-вторых, рассмотреть это явление или действие независимо от местных условий.
Понятно, что если будут идеальные условия, то в любой стране акция будет осуществляться именно таким образом. То есть психическое формирование нереальной, идеально - типичной - техники, которая позволяет понять, как на самом деле произошло то или иное историческое событие. Идеальный тип интерпретирует историю и социологию как две области научного интереса, а не как две разные дисциплины. Это оригинальная точка зрения, в результате которой, по мнению ученого, необходимо выявить историческую причинность для построения идеальной - типичной конструкции исторического события, а затем сравнить нереальный, ментальный ход события с их реальным развитием. Благодаря построению идеально-типичного исследователя становится возможным понять, насколько сильным было влияние общих обстоятельств и какую роль сыграло влияние случайности или личности в данный момент истории.
Чтобы понять, как Вебер использует понятие идеального типа, необходимо изучить это понятие с предметной точки зрения. Для этого нам нужно ввести еще одну категорию социологии Вебера - категорию понимания. Необходимость понимания предмета его исследования, по словам Вебера, отличает социологию от естествознания.
Согласно Веберу, социология должна быть направлена на действия отдельного человека или группы лиц. Более того, более «понятным» является значимое действие. Оно направлено на достижение целей, четко признанных действующим лицом, и использование средств для достижения этих целей, которые признаны действующим лицом адекватными. Поэтому сознание действующего индивида необходимо для того, чтобы рассматриваемое действие действовало как социальная реальность. Вебер называет описанный тип действия целенаправленным. По словам Вебера, нет необходимости прибегать к психологии, чтобы понять целенаправленные действия.
Целенаправленное действие - идеальный случай. В целом, Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целеустремленное, ценностно-рациональное, аффектное и традиционное. Обратимся к самому Веберу: социальное действие, как и любое действие, можно определить:
- целенаправленно, то есть через ожидание определенного поведения объектов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания в качестве «условий» или в качестве «средства» для рационально направленных и регулируемых целей, критерием рациональности является успех.
- рациональной ценностью, то есть сознательной верой в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую понятную безусловную самооценку определенного поведения, воспринимаемого просто как таковое и независимо от успеха.
- Аффективное, особенно эмоционально - через реальные аффекты и чувства.
- традиционное, то есть по привычке
Строго говоря, только первые два типа действий являются полностью социальными, поскольку имеют дело с осознанным значением. Итак, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладают традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе преобладают целенаправленные и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первых.