Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Понятие опеки попечительства и патронажа
1.2 Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства
1.3 Патронаж как специальная форма обеспечения интересов несовершеннолетних граждан
Раздел 2. Аналитическая часть
2.1 Комиссия по защите прав и законных интересов подопечных в Территориальном структурном подразделении опеки и попечительстве Московской области
2.2 Анализ взаимодействия уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа муниципалитета с организациями государственного и некоммерческого сектора
Заключение
Список литературы
Защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важнейшей составляющей социальной политики государства. В связи с проводимыми реформами в Российской Федерации пересмотрено значение того, в каких условиях развивается ребенок, т.к. именно в детстве закладывается основа личности и события, тенденции того периода накладывают отпечаток на характер и поведение в будущей жизни.
Преддипломная практика была пройдена в отделе «Территориальные структурные подразделения по опеке и попечительству» по адресу 143407, Московская область, г. Красногорск-7, ул. Бульвар Строителей, д. 1. Министерство образования Московской области размещается в здании «Дом Правительства Московской области» на 5 этаже.
Территориальное структурное подразделение по опеке и попечительству Министерства образования Московской области — управление опеки и попечительства по муниципальному образованию осуществляет полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
Указанное Министерство образования Московской области осуществляет свою деятельность в соответствии с законом Московской области № 136/2006 – ОЗ «Об образовании» (с изменениями), Положением о Министерстве образования Московской области, утверждённым постановлением Правительства Московской области от 12.11.2007 № 853/28 (с изменениями).
Территориальное подразделение по опеке и попечительству осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, с органами местного самоуправления Московской области, исполнительными органами государственной власти Московской области, федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, другими органами, учреждениями и организациями.
Деятельность Министерства образования, а в частности отдел «Территориальные структурные подразделения по опеке и попечительству» является важным органом защиты и заботы над детьми, оставшимися без попечения родителей. Такие дети длительное время не могут реализовать потребности в семье, заботе и любви, что связано с лишением, ограничением, недостаточностью условий, материальных и духовных ресурсов, которые необходимы для выживания и успешного развития ребенка. Кроме того, в обществе сильны стереотипы о неполноценности этих детей, что после выхода из институциональной формы воспитания препятствует их успешной жизни в дальнейшем. В настоящее время происходит качественное изменение системы социальной защиты детей, и в связи с этим необходима детальная проработка механизма взаимодействия органов власти, занимающимися вопросами опеки и попечительства.
Деятельность в сфере заботы над детьми, оставшимися без попечения родителей, является очень актуальной в настоящее время и постоянно исследуется и анализируется. Сегодня приоритетными в Российской Федерации являются семейные формы устройства: опека и попечительство, усыновление, приемная семья. Передача ребенка для воспитания в семью является преимущественной.
Сегодня существует множество нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Министерства образования и отдела «Территориальные структурные подразделения по опеке и попечительству».
Источником информации для написания отчета по практике послужили правовые акты, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, посвященные вопросам опеки и попечительства.
Предметом исследования является деятельность отдела «Территориальные структурные подразделения по опеке и попечительству» Органы опеки и попечительства, занимающиеся работой с приемными семьями. Объект исследования - осуществление деятельности органов государственной власти в области опеки и попечительства по организации работы с приемными семьями.
Целью исследования является анализ деятельности отдела, сравнение результатов деятельности различных районов, находящихся в структуре отдела, определение основных проблем в организации работы с приемными семьями и предложения по повышению эффективности деятельности отдела.
Актуальным является освещение деятельности Министерства образования, а именно деятельность отдела «Территориальные структурные подразделения по опеке и попечительству» под управлением Министра образования Московской области Кокуновой Марианна Юрьевна, которая, опираясь на институт попечительства, систему опеки и попечительства сделала гласной и прозрачной. Это позволило активно привлекать общество к обсуждению важнейших мероприятий Министерства. [11]
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Понятие опеки попечительства и патронажа
Дети – самая незащищенная категория граждан, и государство, согласно нормам действующего законодательства, призвано защищать как личные, так и имущественные права, интересы тех, кто самостоятельно сделать это не может. Одна из форм такой защиты для детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ являются опека и попечительство.
Цель установления опеки и попечительства: защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан; воспитание (для несовершеннолетних подопечных).
В результате установления опеки и попечительства опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
Опекуны и попечители, будучи единственными представителями интересов своего подопечного, могут (и должны) обращаться в любую организацию, если это необходимо для защиты подопечного. Опекун или попечитель вправе обращаться за защитой прав и интересов подопечного в органы милиции, прокуратуры, суд. В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун и попечитель вправе требовать по суду возврата детей, находящихся у них на опеке или попечительстве. [9]
Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Дееспособность малолетних подопечных определяется ст. 28 ГК. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Попечительство устанавливается над двумя категориями граждан:
- несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;
- ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Московской области «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Московской области», Законом Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Московской области «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье», Законом Московской области «О патронате», иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, Положением о Министерстве образования Московской области, регламентом, инструкцией по делопроизводству, приказами и распоряжениями Министерства образования Московской области и Положением об отделе. [4]
В соответствии с Законом Московской области от 29.12.2007 № 240/2007-ОЗ «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области», Постановлением Правительства Московской области от 29.12.2007 № 1056/48 «О внесении изменений в Положение, структуру и штатную численность Министерства образования Московской области» создан отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Красноармейск.
Распоряжением Министерства образования Московской области от 13.02.2008 № 426 утверждены должностные регламенты государственного гражданского служащего Московской области.
Патронатное воспитание - форма воспитания ребёнка (детей) в семье на дому у воспитателя, который по договору является сотрудником Уполномоченной службы по патронату. Под патронат передаются дети, не имеющие определённого статуса, или если статус ребенка не позволяет передать его на опеку или усыновление. Он часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению после получения ребёнком соответствующего статуса. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребёнка и территориальными органами опеки. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе.