Введение
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики
1.1 Налоговая политика: сущность, типы
1.2 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики
1.3 Стимулирующая роль налоговой политики
2 Анализ налоговых поступлений в Российской Федерации за 2016–2018 гг
2.1 Анализ структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016–2018 гг
2.2 Перспективы развития налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность темы состоит в том, что современная налоговая система любого государства представляет собой сложную структуру по сбору и распределению налогов. С одной стороны развитие экономики и предпринимательства требует снижения уровня налогов до минимума, с другой стороны социальные программы государства требуют значительных затрат. Выбор системы и структуры налогообложения является на сегодняшний день одним из основных вопросов развития страны. Особенно актуальна роль налогов в государственном регулировании и стимулировании экономики сейчас, во время мирового экономического кризиса, так как такая экономическая ситуация требует продуманного вмешательства государства для минимизации последствий кризисных явлений и успешного восстановления экономики.
Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги играют две роли:
– это главный источник финансирования государственных расходов;
– это инструмент регулирования, так как в задачу бюджетных органов входит не только обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.
Цель курсовой работы – определить роль налогов в государственном регулировании и стимулировании экономики.
Задачи курсовой работы:
1) исследовать экономическую сущность налога, понятия налоговой системы и значение функций налога;
2) показать значение налогов в государственном регулировании и стимулировании экономики;
3) проанализировать структуру налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2016 – 2018 гг.;
4) описать перспективы развития налоговой политики в РФ.
Объектом курсовой работы является современное состояние налоговой политики.
Предметом – регулирующая и стимулирующая роль налоговой политики в рыночной экономике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе раскрывается сущность налогов, их функции и рассматриваются взгляды теоретиков на роль налогов в экономике.
Во второй главе проводится анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за период 2016-2018 годы, а также обозначаются перспективы развития налоговой политики РФ.
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики
1.1 Налоговая политика: сущность, типы
Система налогообложения – это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно – правовым и экономическим единством.
Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными признаками налогообложения. Подобно тому, как в законодательном акте определение налога дается с целью ограничить несанкционированное налоготворчество, выделение групп налогов преследует ту же цель. НК РФ выделяет федеральные, региональные и местные налоги и определяет компетенцию законодателей разных уровней в отношении этих групп [3].
Понятие «система налогообложения» не следует путать с понятием «налоговая система». Налоговая система – это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения. Это понятие характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогообложения при этом – только элемент налоговой системы.
Система налогов и сборов представляет собой «центр» налоговой системы как целостный и сложный комплекс взаимосвязанных структурных единиц [7].
Налоги – это одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения последними своих функций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; в свою очередь налоги – это один из признаков государства.
В общих чертах история взглядов на понятие налога отражена в работе Э. Селигмана и Р.Стурма «Этюды по теории обложения», в которой авторы выделили семь ступеней понимания рассматриваемой категории. «Вначале господствующей является идея дара. В Средние века индивидуум делает подарок правительству.… На второй стадии правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке.… На третьей ступени мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству.… На четвертой стадии проявляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего-либо в интересах общественного блага. На пятой ступени у плательщика развивается чувство долга, обязанности.… Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства. На седьмой стадии мы видим идею определенной доли или определенного оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика».
Сводная таблица учений некоторых экономических школ относительно налогов и налоговой системы в государстве представлена в Приложении в таблице.
Пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса РФ содержит понятие налога. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [3].