ВВЕДЕНИЕ
1 СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность таможенных платежей, их роль в формировании федерального бюджета
1.2 Косвенные налоги в системе таможенных платежей
1.3 Экономическая сущность НДС и акцизов в налоговой системе РФ
2 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НДС И АКЦИЗОВ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС
2.1 Особенности взимания налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС
2.2 Особенности взимания акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС
2.3 Поступление доходов от взимания НДС и акцизов в федеральный бюджет РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Экономические интересы государства обеспечиваются, в основном, эффективностью его фискальной политики. С одной стороны, в этом процессе участвуют, органы исполнительной власти Российской Федерации, такие как Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, а с другой стороны субъекты налогообложения, это физические и юридические лица.
Стоит уделить значительное внимание всестороннему изучению объёмов и структуры таможенных платежей, так как именно Федеральная таможенная служба администрирует значительную часть доходов бюджета Российской Федерации. Фискальная функция таможенной службы выполняется за счет взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Противоречия, существующие между потребностями экономического развития и необходимостью формирования доходов, являются следствием того, что до сих пор не разработана научная концепция места, роли таможенных платежей в системе экономических отношений. Также в их применении отсутствует системность и не расставлены нужные акценты при определении величины таможенных пошлин, а также уровня их дифференциации. Доля таможенных платежей в федеральном бюджете 2016 г. составила почти половину доходной части.
Такой высокий уровень таможенных доходов можно наблюдать, в основном, у развивающихся стран. Можно сказать о том, что российский таможенный тариф не совсем оптимизирован для реализации ни регулирующей, ни фискальной функциях. В России наибольший объём доходов приносит вывозная таможенная пошлина, которой облагаются сырьевые товары.
Таким образом, на данный момент, таможенные платежи не совсем способствуют, должным образом, экономическому развитию страны. В условиях меняющейся экономической ситуации Россия нуждается в пересмотре роли таможенных платежей в системе экономических отношений, ее переориентировании с решения чисто фискальных задач на содействие развитию высокотехнологичных отраслей экономики. Требуется разработка мер по предотвращению уклонения от уплаты таможенных платежей.
В связи с вышесказанным, определение роли и места таможенных платежей в системе экономических отношений, а также исследование проблем их эффективного администрирования является практически, научно востребованным.
Объектом исследования данной курсовой работы являются таможенные платежи.
Предметом исследования является – особенности взимания НДС и акцизов.
Цель работы – рассмотреть особенности взимания таможенных платежей на примере НДС и акцизов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и сущность таможенных платежей, изучить место косвенных налогов в системе таможенных платежей.
- Оценить экономическую сущность НДС и акцизов в налоговой системе РФ.
- Рассмотреть особенности взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
- Проанализировать поступление доходов от взимания НДС и акцизов в федеральный бюджет РФ.
При выполнении курсовой работы использовались методы логического, системного, комплексного и сравнительного подхода.
Информационную основу исследования составляют Таможенный Кодекс Таможенного Союза, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законодательная база «Консультант Плюс», учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Покровской В.В.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 31 источников, изложена на 42 страницах.
1 СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность таможенных платежей, их роль в формировании федерального бюджета
Федеральная Таможенная служба РФ обеспечивает значимую долю фискальных поступлений в федеральный бюджет, государство контролирует соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности норм и правил таможенного оформления – в том числе, расчет и уплату всех видов таможенных платежей. Все это требует немалого опыта и специальных знаний в области таможенного регулирования ВЭД.
Ключевым нормативным документом, который регламентирует процедуру уплаты таможенных платежей, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС).
Рассмотрим экспортную и импортную группы таможенных платежей и их состав [10,c. 90].
В соответствии с частью 1 статьи 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся:
- Ввозная таможенная пошлина. В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 4 ТК ТС: таможенная пошлина – это обязательный платеж, который взимается таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
- Вывозная таможенная пошлина - это разновидность пошлин, которая уплачивается при вывозе продукции. Основными функциями таких пошлин являются: пополнение государственного бюджета и стимулирование экспорта. Данные пошлины не платятся за иностранные грузы.
- Налог на добавленную стоимость (НДС), который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, является косвенным налогом. Порядок его уплаты регулируется ТК ТС, и внутренним налоговым законодательством стран-участников ТС, в нашем случае – НК РФ.
- Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, тоже относятся к косвенным налогам и регулируются также как и НДС.
- Таможенные сборы, согласно статье 72 ТК ТС, – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории (таможенные операции) и их таможенным сопровождением, или иных действий, установленных ТК ТС и/или законодательством стран-участников ТС.
Чтобы рассчитать сумму таможенных платежей необходимо располагать точной и актуальной информацией:
1) о базовых ставках таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов на перемещаемый через таможенную границу товар согласно ТН ВЭД;
2) о действии особых ставок: специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных, сезонных, преференциальных, льготных, квотируемых в отношении перемещаемого через таможенную границу товара;
3) о правилах и методах определения таможенной стоимости товара;
4) о формулах расчета итоговых сумм уплачиваемых платежей;
5) о существующей нормативно-правовой базе, в соответствии с которой реализуются вышесказанные пункты.
Основные функции таможенных пошлин:
- Фискальная функция – обеспечивает поступления денежных средств путём взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Эта функция характерна как для экспорта, так и для импорта таможенных пошлин, так как именно они являются одним из основных источников пополнения государственного бюджета.
- Протекционистская функция – это функция, с помощью которой государство защищает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции путем изменения и контроля импортных пошлин.
- Балансировочная функция – эта функция связана с экспортными пошлинами, которые установлены с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Согласно статье 71 ТК ТС существует три вида таможенных пошлин: адвалорные, специфические и комбинированные. Соответственно существует три механизма расчета таможенных пошлин.
Адвалорная ставка устанавливается как процент к таможенной стоимости товара, которая может быть разной для ввоза и вывоза.
Таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию ТС, может устанавливаться 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.
Таможенная стоимость вывозимых товаров в настоящее время определена постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 г. № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».
Сумма таможенной пошлины по адвалорной ставке исчисляется по формуле:
Па=ТС ×СП/100 %×КВ, (1)
где Па – сумма таможенной пошлины;
ТС - таможенная стоимость товара;
СП – ставка таможенной пошлины;
КВ – курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на момент регистрации таможенной декларации.
Специфическая ставка устанавливается в валюте (евро, доллар) за единицу облагаемых товаров.
Сумма таможенной пошлины по специфической ставке исчисляется по формуле:
Пс=ФХ×СП×КВ, (2)
где Пс – сумма таможенной пошлины;
ФХ – физическая характеристика товара;
СП – ставка в иностранной валюте за единицу исчисления;
КВ – курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на момент регистрации таможенной декларации [11, c.40].
Комбинированная ставка - при исчислении используются оба вышесказанных вида ставок, при этом уплате подлежит наибольшая из исчисленных сумм.
Особые виды ввозных таможенных пошлин взимаются таможенными органами стран-членов ТС независимо от стандартной ввозной таможенной пошлины. Они подразделяются на: антидемпинговые, специальные и компенсационные.
Антидемпинговые пошлины вводятся с целью приведения цен импортных товаров к их сложившемуся уровню в экспортирующей стране, но только, если это обстоятельство наносит вред отечественному производству аналогичных товаров (его организации, а также расширению).
Специальные пошлины носят заградительный характер, тем самым защищая определенный товарный рынок от избыточного импорта. Суть этих пошлин сводится к установлению повышенной ставки на определенные товары или группы товаров в сравнении с обычной.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации, а также расширению производства подобных товаров в Российской Федерации [11, c.41].
В случае неуплаты специальных антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин предусмотрено наступление административной ответственности. Административные меры применяются в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 г. № 59. Стоит сказать, что в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.
Из вышесказанного можно сделать такой вывод, что процесс расчета таможенных платежей крайне сложен. Лишь доскональное знание законодательства в сфере таможенного дела товаров гарантирует выбор оптимальной схемы выплат, а также беспрепятственное пересечение товарами таможенной границы.