Введение
Глава I. Общие положения права потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг
1.1. Понятие товаров, работ, услуг надлежащего качества
1.2. Гарантийный срок, срок годности и срок службы
Глава II. практика рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг
2.1. Некоторые особенности возврата товара ненадлежащего качества по договору купли-продажи
2.2. Правовые позиции ВС РФ по спорам о защите прав потребителей
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы обусловлена тем, что защита прав потребителей является важнейшим направлением государственной деятельности, призванным обеспечить жизнь, здоровье и безопасность населения. Данная задача решается посредством нормативно-правовой регламентации рассматриваемой сферы общественных отношений, государственного регулирования правоприменительной практики и установления ответственности за нарушение прав потребителей.
В силу высокого общественного значения тема защиты прав потребителей неоднократно становилась предметом исследований и дискуссий на страницах юридической печати. Данному вопросу также посвящено множество судебных решений, направленных на разрешение споров о защите и обеспечении прав граждан по предоставлению надлежащего качества потребляемой продукции, работ, услуг.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при реализации права потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг.
Предмет исследования – нормы законодательства о защите прав потребителя при реализации права потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг.
Цель курсовой работы – изучить общие положения о праве потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие товаров, работ, услуг надлежащего качества.
2. Изучить особенности установления гарантийного срока, срока годности и срока службы.
3. Определить некоторые особенности возврата товара ненадлежащего качества по договору купли-продажи.
4. Изучить правовые позиции ВС РФ по спорам о защите прав потребителей.
Нормативную основу курсовой работы составили положения Гражданского кодекса РФ, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а так же правовые позиции ВС РФ, изложенные в Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018.
Работа состоит из введения, двух разделов, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава I. Общие положения права потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг
1.1. Понятие товаров, работ, услуг надлежащего качества
По общему правилу, установленному Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», «потребитель имеет право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на их безопасность, на информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)»[1].
Легальное определение «качества товаров, работ и услуг» на законодательном уровне отсутствует. Как пишет И.А. Шувалова, «качество товаров, работ, услуг можно определить как совокупность свойств и характеристик товаров, работ, услуг, закрепленных в законодательстве, которые проявляются в способности как удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя, так и быть использованным по целевому назначению»[2].
Соответственно, необходимо разграничивать два понятия: товары (работы, услуги) надлежащего и ненадлежащего качества.
Нормативные и правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. ‒ 1994. ‒ № 32. ‒ Ст. 3301.
2. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. ‒ 1996. ‒ № 3. ‒ Ст. 140.
3. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 16.05.2020) // Собрание законодательства РФ. ‒ 1998. ‒ № 4. ‒ Ст. 482.
4. Об утверждении перечня технически сложных товаров: постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 (ред. от 27.03.2019) // Собрание законодательства РФ. ‒ 2011. ‒ № 46. ‒ Ст. 6539.
5. Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта: постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 (ред. от 30.11.2018) // Собрание законодательства РФ. ‒ 2007. ‒ № 30. ‒ Ст. 3942.
6. ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности: утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 12.02.2020) Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2020).
Материалы судебной практики
7. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018 // Бюллетень Верховного Суда РФ. ‒ 2019. ‒ № 5.
8. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. ‒ 2012. ‒ № 9.
9. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.10.2017 № 4-КГ17-53. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2020).
10. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.03.2018 № 78-КГ17-102 Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2020).
11. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.02.2018 № 39-КГ17-15 Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2020).
12. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31.07.2018 № 32-КГ18-16. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2020).
13. Апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 18.05.2017 № 33-8177/2017. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2020)
14. Апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 07.06.2018 N 33-10573/2018. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2020).
15. Апелляционное определение Курского облсуда от 05.04.2017 № 33-862/2017. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2020).
16. Апелляционное определение Саратовского облсуда от 25.10.2017 № 33-8164/2017. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2020).
17. Апелляционное определение Саратовского облсуда от 26.09.2018 N 33-7216/2018. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2020).
18. Решение Серпуховского горсуда Московской области от 17.06.2016 № 2-922/2016~М-652/2016. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2020)
Научная и учебная литература
19. Скворцова Т.А., Сулейманов Х.А. Качество товара как правовая категория // Актуальные научные исследования в современном мире. ‒ 2018. ‒ № 7-3 (39). ‒ С. 66-70.
20. Фролов А.Ю. Защита прав потребителя при продаже товара ненадлежащего качества // Право и государство: теория и практика. ‒ 2019. № 8 (176). ‒ С. 82-85.
21. Зардов Р.С. Вопросы качества товара в правоприменительной практике // Вестник арбитражной практики. 2019. ‒ № 6 (85). ‒ С. 8-15.
22. Снигирёва В.А. Право потребителя на получение товара (работы, услуги) надлежащего качества и гарантии его реализации // Агропродовольственная политика России. ‒ 2017. ‒ № 5 (65). ‒ С. 117-119.
23. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие / под ред. З.М. Фаткудинова. ‒ М.: Юстицинформ, 2018. ‒ 438 с.
24. Шувалова, И. А. Защита прав потребителей: пособие / И.А. Шувалова. ‒ М.: ИНФРА-М, 2019. ‒ 166 с.