Фельдштейн, Д. И. Стадиальные характеристики социализации-индивидуализации и уровни становления личности (гл.6 из книги «Психология взросления»).
1. В чем состоят структурно-содержательные характеристики разных периодов детства?
2. Что понимает Д.И. Фельдштейн под отношением «ребенок-общество»?
3. От чего зависит характер изменения «ребенок-общество» позиции?
4. В чем разница между позициями «Я в обществе» и «Я и общество»?
5. В какие возрастные периоды наиболее интенсивно развивается каждая позиция?
6. Чем фиксируются устанавливаемые изменения позиции ребенка в обществе и по отношению к обществу?
7. Что означают рубежи первого типа или «промежуточные рубежи»?
8. Как называется второй тип рубежей и в чем он фиксируется?
9. Чем различаются социальные позиции на разных возрастных этапах?
10. Что понимается под единым процессом социального развития и с чем связано чередование разных типов позиций?
11. Что представляет собой индивидуализация развивающейся личности?
12. Что является основанием взросления человека, по мнению Д.И. Фельдштейна?
13. Какие характеристики деятельности раскрывают смысл изменения уровней социального освоения действительности? (развитие по горизонтали и по вертикали – развертывание спирали).
14. Развитее и присвоение чего обеспечивает общение ребенка со взрослым?
15. Как непосредственно изменяется социальная позиция ребенка от возраста к возрасту (в 1, 2, 3,6,9,10 лет)?
16. С какими изменениями в социальной позиции связан подростковый возраст? В чем отличие между подростками 14 и 15 лет?
17. Какие изменения происходят в период 15–17 лет?
18. Какие происходят изменения в формировании самосознания на двух фазах развития (доподростковой и отрочества)?
19. Что представляет собой «растяжка периодов детства»?
20. Сколько и какие Д.И. Фельдштейн выделяет стадии в социальном развитии?
Часть 3.
Контрольное задание № 1.
1. В процессе нравственного развития человек проходит эволюцию от эгоистичного отношения к окружающим до более гибкой позиции.
2. Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а представлением о поступке.
3. Возрастное новообразование – это результаты развития на данный период и, одновременно, предпосылки для следующего развития.
4. В стабильные периоды развитие совершается за счет незначительных, минимальных изменений, которые, накапливаясь до определенного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде ярко выраженных психических изменений, появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности.
5. Особенности критических возрастов:
всего 32 пункта
Контрольное задание № 2.
1. Симптомы кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание деспотизм ревность.
2. Ведущая психическая функция в раннем детстве – предметно-манипулятивная деятельность.
3. Ведущая психическая функция в дошкольном возрасте – игра.
4. Ведущая психическая функция в младшем школьном возрасте – учебная деятельность.
5. Активное овладение речью начинается в раннем детстве.
всего 27 пунктов
III. Ознакомьтесь с записями следующих игр. Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров, принимая за основу их взаимоотношения в игре.
1. Шура построила из трех кирпичиков кроватку и положила в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Шуры. Шура расплакалась.
Шуре и Люсе по 2 - 3 года.
2. Сеня взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет.
Сене 3 – 4 года.
3. Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши.
Саше и Диме по 2 – 3 года.
4. Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке.
Саше, Сереже и Боре по 5 - 6 лет.
5. Дети играли в “морское путешествие”. Петя был капитаном, Саша - боцманом, Наташа - врачом, четверо детей - матросами. Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы.Но в это время пришел врач и позвал Петю к себе в кабинет. Петя предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Вместо ушедшего Пети капитаном стал Саша, который принял командование. Игра продолжалась.
Пете, Саше, и Наташе по 5 - 6 лет.
IV. Прочитайте ответы детей на вопрос “Что такое кукла?” и по ответам определите примерно их возраст.
Лена: “Кукла - это вот”. (Показывает.)
Нина: “Кукла - чтобы играть”.
Зина: “Кукла - это голова, руки, ноги, волосы”.
Оля: “Кукла - это игрушка”.
V. Дайте психологическую оценку ситуации. На что рассчитывала мама?
Дочка Маша (4 г.) маме выкрикнула грубое слово: “Ты корова, корова!” Мама обратила это в шутку:
- Если я корова, ты была бы кем? Теленочком? А если я была бы кошкой?
- Котеночком, - включилась в игру дочка.
VI. Объясните причину приведенной ниже ситуации.
Ребенку подготовительной к школе группы предложили решить задачу: “Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?”
Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает.
Контрольное задание №3.
Вставьте пропущенные слова, закончите предложения.
1. Основной направленностью личности в юности Л.И. Божович считает личностное самоопределение, а основным новообразованием возраста – самоопределение.
2. И.В. Дубровина отмечает, что говорить надо скорее не о жизненном и о профессиональном самоопределении в юности, а о личностном самоопределении.
всего 43 пункта