Тема 1. Психология труда как наука. История развития психологии труда, инженерной психологии и эргономики
Блок 1.1. Основные этапы развития представлений о труде
Назовите основные школы научного менеджмента и их представителей
Дайте интерпретацию следующих пословиц и поговорок в контексте системы понятий и проблем психологии труд:
Объясните, как вы понимаете выражение «гуманизация трудовой деятельности»?
Какие факторы в современном обществе позволят сохранить представление о труде как о личностной потребности человека и условии его духовного развития?
Блок 1.2. История возникновения и развития дисциплин по учету человеческого фактора
Назовите дисциплины, послужившие основой для возникновения инженерной психологии и эргономики.
Чем обусловлено появление инженерной психологии, как науки?
В чем причины сходства и различий российского и американского путей развития наук по изучению и учету человеческого фактора?
Тема 2. Основные понятия психологии труда, инженерной психологии и эргономики
Блок 2.1. Этический парадокс предмета труда
Сравните определения психологии труда как науки. Какое из них вам кажется наиболее точным?
Каковы пути преодоления этического парадокса, который просматривается в предмете психологии труда?
Блок 2.2. Основные определения и место инженерной психологии и эргономики в системе научного знания
Чем отличается инженерная психология от эргономики? В ответе пользуйте информацию о предмете и объекте эргономики.
Поддерживаете ли вы точку зрения, что критерии отличия объектов изучения инженерной психологии и эргономики несущественны? Аргументируйте свой ответ.
Какие направления эргономики вы знаете? Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие практические работы в этих направлениях.
Тема 3. Методы и принципы психологии труда, инженерной психологии и эргономики
Блок 3.1. Этические и методические принципы проведения исследования в области психологии труда
Какие специальные методы психологии труда вы знаете?
По классификации Е. А. Климова составьте формулу для профессий:
Каковы этические проблемы использования методов психологии труда?
Блок 3.2. Методы исследования в инженерной психологии и эргономике
Какие примеры применения метода моделирования в инженерной психологии и эргономике вы можете назвать?
Что такое методы эргономической экспертизы? Где они применяются в инженерной психологии и эргономике?
Существуют ли ограничения применения метода математического моделирования при исследовании работы оператора? В чем они состоят?
Модуль 2. Психология профессиональной деятельности
Тема 4. Психологическое профессиоведение
Исследуйте с помощью дифференциально-диагностический опросника Е.А. Климова свою профессиональную направленность. Результаты запишите.
Исследуйте с помощью опросника Д. Голланда свой профессиональный тип личности. Результаты запишите.
По результатам двух тестов дайте интерпретацию своей профессиональной направленности и рекомендации по дальнейшему обучению
Какая из классификаций профессий более эффективна в профориентации? Ответ обоснуйте
Тема 5. Деятельность человека-оператора
Блок 5.1. Распределение функций между человеком и машиной. Типы систем «человек – машина»
В чем заключается задача распределения функций при проектировании техники? Назовите сильные стороны человека в СЧМ.
Назовите классификацию систем «человек – машина» и приведите как можно больше примеров для каждого раздела этой классификации.
Почему не следует прямо воспринимать методологию распределения функций как проектировочную дисциплину и руководство к действию?
Блок 5.2. Концепция деятельности человека в человеко-машинных системах
В чем различие паритетных и иерархических СЧМ? Приведите примеры.
Какие виды СЧМ с непрерывным взаимодействием человека и машины вы знаете?
Каковы взгляды на «машиноцентрический подход» на разных этапах развития инженерной психологии и причины необходимости замены его «антропоцентрическим» подходом?
Насколько, на ваш взгляд, «антропоцентрический подход» и «системо-технический подход» являются прогрессивными (оптимальными)?
Блок 5.3. Рабочие движения оператора. Сенсомоторная регуляция
Приведите примеры рабочих, гностических и приспособительных движении.
Что такое операторская деятельность?
Как изменяется специфика труда операторов в процессе изменения и развития техники?
Разработайте биомеханическую модель человека.
Тема 6. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование интерфейса «человек - машина» и рабочей среды
Блок 6.1. Проектирование средств отображения информации
Какие субъективные факторы необходимо учитывать при анализе работы оператора?
Что такое эргономическое обеспечение проектирования рабочего места? Какие этапы оно включает?
Каким требованиям должны отвечать кодовые знаки, применяемые в средствах отображения информации?
По каким наиболее важным критериям проектируется рабочее место оператора?
Назовите примеры учета при проектировании органов управления сложившихся у человека стереотипных движений.
В чем состоит проблема организации зрительной информации? Какие способы организации зрительной информации способствуют ее улучшенному восприятию.
Блок 6.2. Проектирование пользовательских интерфейсов и систем виртуальной реальности
Каковы наиболее известные системы пользовательских интерфейсов?
Каковы основные показатели качества любого интерфейса?
Что такое индуцированная виртуальная среда?
С какой целью в юзабилити используется зеркало Гезелла?
Проанализируйте инженерно-психологические проблемы систем дистанционного управления, использующих принципы виртуального моделирования среды.
Модуль 3. Психология субъекта профессиональной деятельности
Тема 7. Развитие человека как субъекта труда
Блок 7.1. Профессиональное становление, развитие и профессионализация
Используя определения Э.Ф. Зеера, приведенные в теоретической части модульного курса, сравните модели Т.В. Кудрявцева, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Д.Н. Завалишиной. Какие из них являются моделями профессионального становления, какие развития? Почему?
Блок 7.2. Кризисы профессионального становления
В чем суть профессионального кризиса?
Процессы, события, происходящие при изменении направления трудового пути, происходят стихийно, независимо от самого человека или же он может ими в какой-то мере владеть, управлять? Если да, то, что для этого необходимо?
Блок 7.3. Профессиональные деструкции
Объясните разницу в понятиях «профессиональная деформация» и «профессиональная деструкция».
Перечислите основные профессиональные деформации социономических профессий
Каковы возможные пути реабилитации после возникновения профессиональных деформаций?
Как вы понимаете «ступенчатость» профессионального развития?
Тема 8. Проблема индивидуальности в труде и индивидуальный стиль деятельности
Блок 8.1. Показатели и критерии индивидуального стиля деятельности
Может ли человек владеть разными стилями профессиональной деятельности?
Всякий ли индивидуальный стиль всегда эффективен? Ответ обоснуйте.
Блок 8.2. Способности как факторы профессиональной деятельности
Охарактеризуйте структуру способностей.
Что такое духовные способности? Приведите примеры проявления духовных способностей.
Блок 8.3. Профессионально важные качества личности
Сравните понятия «профессионально важные качества» и «способности».
В чем заключается эффективность индивидуального стиля трудовой деятельности?
Тема 9. Профессиональная работоспособность. Профессиональные стрессы
Блок 9.1. Профессиональная работоспособность
Для каких задач практики необходимо исследовать и оценивать работоспособность человека?
Перечислите виды желательных и неблагоприятных функциональных состояний человека в труде.
Дайте характеристику четвертой стадии переутомления.
Блок 9.2. Профессиональный стресс
В чем состоит содержание понятия «профессиональный стресс»?
В чем заключается саморегуляция работника в условиях профессионального стресса?
Что такое функциональный стресс? Назовите примеры стрессогенных факторов.
Существуют ли универсальные органы управления? Проанализируйте органы управления системами слежения по степени их надежности для деятельности в условиях стресса.
Тема 10. Временной анализ труда: как успеть вовремя в трудовой ситуации
Как использовать матрицу Эйзенхауэра?
С помощью правила SMART спланируйте важное для себя событие. Как еще можно использовать это правило?
С помощью метода Шваба-Ли спланируйте предстоящую неделю.
Модуль 4. Условия профессиональной деятельности и эффективность труда
Тема 11. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
Блок11.1. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
Как формируются профессиональные цели и мотивы?
Составьте письменный отчет о собственной структуре мотивации трудовой деятельности, проведя психологическое исследование структуры мотивации при помощи методик В. Смекала, М.Кучеры «Направленность личности» и методики Ф. Герцберга.
Блок 11.2. Стимулирование труда
В чем основные причины пассивности работников?
Охарактеризуйте плюсы и минусы различных систем стимулирования
Какие из теорий мотиваций более эффективны в практическом применении?
Тема 12. Профессиональное общение и психология профессиональных конфликтов
Блок 12.1. Коммуникативные процессы, явления и свойства личности в профессиональном общении
Что такое активное слушание?
Какова роль эмоционального напряжения в деловом общении, оно мешает или помогает?
Блок 12.2. Конфликт как коммуникативное явление профессионального общения
Что значит «управлять конфликтом»?
Заполните таблицу, написав, какие стратегии поведения в конфликте вы знаете. Опишите плюсы и минусы каждой из них.
Изучить собственные стратегии поведения в конфликте с помощью методики К. Томаса. Результаты зафиксируйте
Как процессы, явления и свойства личности влияют на коммуникативную компетентность профессионального общения?
Тема 13. Психология безопасности в труде
Блок 13.1. Психологическое обеспечение безопасности профессиональной деятельности
Каковы основные уровни, обеспечивающие безопасность организации в целом?
В чем заключаются современные представления о причинах разной степени защищенности или подверженности субъекта труда происшествиям?
Блок 13.2. Методы снижения опасности
Выделите и опишите особые и экстремальные условия деятельности психолога в организации (внутреннего консультанта).
Что означает для современного психолога термин «человеческий фактор» в происшествиях?
Проанализируйте основные методы снижения опасности (по Л. Д. Столяренко), приведенные в теоретической части курса. Разработайте варианты мероприятий, снижающих опасность деятельности психолога, педагога-психолога.
Тема 14. Эффективность системы «человек-машина», пути ее повышения
Блок 14.1. Надежность оператора
Что такое надежность оператора и чем она обусловлена?
Каковы компоненты профессиональной подготовки операторов?
По каким критериям можно определить высокую профессиональную готовность оператора?
Блок 14.2. Профессиональный отбор и обучение операторов
Выделите и опишите особые и экстремальные условия деятельности психолога в организации (внутреннего консультанта).
Когда возникает необходимость в профессиональном обучении оператора системы управления?
Какова основная цель профессионального обучения? Что такое принцип 4П?
Разработайте требования к системе коммуникации группы операторов, решающих общую задачу управления межпланетным зондом.
Модуль 5. Прикладная психология труда
Тема 15. История и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда
Блок 15.1. Система профориентации
Какова главная психологическая причина появления профориентации?
В чем состоит принципиальное отличие традиционных и современных взглядов на сущность профориентационной помощи?
Блок 15.2. Группы методов профориентации
Какие типологии методов профориентации по возможным целям вы знаете?
Составьте план профориентационной работы в школе.
Тема 16. Психология профессионального самоопределения
Блок 16.2. Цели и задачи профессионального самоопределения
Составьте профессиограммы по профессиям «психолог», «юрист» и «экономист» в целях профориентации. Используйте отдельные бланки.
Тема 17. Психологические основы профессионального отбора, профессиональной аттестации и расстановки кадров
Блок 17.1. Профессиональная пригодность
Раскройте содержание понятия «профессиональная пригодность»
Блок 17.2. Методы оценки персонала на различных этапах работы сотрудника в организации
Охарактеризуйте влияние индивидуально-типологических свойств личности на успешность профдеятельности. Приведите пример.
Какие методы оценки персонала используются при профотборе?
Какие результаты достигаются с помощью аттестации персонала?
Как в условиях современной профориентации решается проблема «свободы выбора»?
Составьте оценочный лист при приеме на какую-либо должность (отбор ведется на конкурсной основе).
Тема 18. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов
В каких случаях при психопатологии трудотерапия может быть эффективной? Приведите примеры.