Экзаменационный билет № 1
1. Специальная психология как отрасль психологической науки. Структура специальной психологии. Ее связь с другими науками
2. Теория специальной педагогики. Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики как науки. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками
3. Разработайте тематический план занятий по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями умственного развития (с опорой на представленную программу)
Экзаменационный билет № 2
1. Определение специальной психологии как науки. Предмет, задачи, методы и структура современной специальной психологии
2. Современные педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии
3. Составьте план-конспект занятия по обучению сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Экзаменационный билет № 3
1. Структура дефекта в концепции Л.С. Выготского
2. Технологии и средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса
3. Составьте план-конспект занятия по обучению конструированию детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии (тема занятия и вид нарушения на ваш выбор)
Экзаменационный билет № 4
1. Внутрисистемная и межсистемная компенсация
2. Принципы и приемы коррекционно-педагогической работы по воспитанию и обучению детей с недостатками интеллектуального развития
3. Составьте перспективный план занятий обучения хозяйственно-бытовому и ручному труду в специальных дошкольных учреждениях (вид нарушения на ваш выбор)
Экзаменационный билет № 5
1. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями в развитии
2. Задержка психического развития (ЗПР) в контексте проблемы обучаемости. Специфические трудности обучения при ЗПР
3. Составьте план-конспект занятия по обучению бытовой отобразительной игре детей с отклонениями в развитии (вид нарушения на ваш выбор)
Экзаменационный билет № 6
1. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие
2. Особенности воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития в условиях ДОУ компенсирующего типа
3. Составьте тематический план занятий по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями умственного развития (с опорой на программу)
Экзаменационный билет № 7
1. Клинико-психологические особенности детей с психическим недоразвитием. Основные формы умственной отсталости
2. Общая, типовая и индивидуализированная модели коррекции задержки психического развития. ЗПР в системе интегрированного образования
3. Составьте план конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (тема на выбор: «Обучение счету в пределах десяти»; «Формирование представлений о размерах предметов»; «Ориентирование во времени»)
Экзаменационный билет № 8
1. Раннее развитие ребенка с нарушениями интеллекта. Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС
2. Понятие, симптомы и механизмы речевого нарушения. Этиология нарушений речевой деятельности с точки зрения учения о причинности
3. Составьте примерный план конспект логоритмического занятия с детьми с нарушениями речи
Экзаменационный билет № 9
1. Особенности развития психических процессов: внимания, восприятия, памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2. Общий обзор и принципы классификации речевых нарушений
3. Охарактеризуйте объективные и субъективные методы исследования слуха. Проанализируйте предложенные аудиограммы
Экзаменационный билет № 10
1. Особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями интеллект
2. Причины и проявления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Понятие фонетического и фонематического недоразвития речи. Направления и этапы коррекционной логопедической работы
3. Опишите условия использования разных типов звукоусиливающей аппаратуры в индивидуальной и фронтальной работе с детьми с нарушениями слуха
Экзаменационный билет № 11
1. Своеобразие развития общения и речи у детей с нарушениями интеллекта
2. Понятие общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Характеристика уровней речевого развития при общем недоразвитии речи. Направления и этапы коррекционной логопедической работы
3. Охарактеризуйте функциональные особенности жестовой и дактилированной речи. Прочитайте текст, предложенный в дактилированном варианте
Экзаменационный билет № 12
1. Особенности овладения предметной, игровой, продуктивной деятельностью детей с нарушениями интеллекта
2. Понятие нарушений письменной речи. Этиология, механизмы и классификация
3. Покажите технологию развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха на основе тематического плана занятий
Экзаменационный билет № 13
1. Особенности поведения, эмоционального и личностного развития умственно отсталого ребенка.
2. Понятие темпо-ритмических (брадилалии, тахилалии, заикание) и мелодико-интонационных нарушений речи (дисфонии, фонастении, ринофонии, афонии) и их педагогическая коррекция
3. Составьте план индивидуального занятия по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха на материале бытовых просьб с детьми разного возраста
Экзаменационный билет № 14
1. Проблема психолого-педагогической подготовки умственно отсталых детей к обучению в школе
2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) детских учреждениях
3. Составьте план конспект занятия по формированию произношения у дошкольников с нарушениями слуха с использованием концентрического метода обучения произношению
Экзаменационный билет № 15
1. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза. Классификация ЗПР (по К.С.Лебединской)
2. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями слуха
3. Раскройте задачи и содержание занятий по развитию речи у детей с нарушениями слуха в разных возрастных группах. Составьте схему рабочего плана на примере одной из следующих тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда»
Экзаменационный билет № 16
1. Кодификация ЗПР в международной классификации болезней
2. Содержание и система коррекционно-педагогической работы по воспитанию и обучению детей с нарушениями зрения
3. Предложите и обоснуйте темы консультации для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями слуха
Экзаменационный билет № 17
1. Понятие минимальной мозговой дисфункции. «Динамика проявления» ММД на протяжении онтогенеза ребенка
2. Комплексное лечебно-педагогическое воздействие при нарушениях зрительного восприятия у детей
3. Дайте характеристику исполнению жестов при реализации общения с использованием русского жестового языка (на примере жестов: «здравствуйте», «человек», «комната»)
Экзаменационный билет № 18
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая характеристика, перспективы преодоления
2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с церебральным параличом (ДЦП)
3. Приведите примеры развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха через выработку условно-двигательной реакции на слух
Экзаменационный билет № 19
1. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний
2. Значение комплексного лечебно-педагогического воздействия при детском церебральном параличе (ДЦП).
3. Приведите примеры основных и дополнительных приемов обучения произношению глухих детей на слухо-зрительной основе.
Экзаменационный билет № 20
1. Концепции психологического сопровождения детей с ЗПР
2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями поведения и эмоционального развития
3. Составьте тематический план занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Экзаменационный билет № 21
1. Особенности формирования психолого-педагогической готовности к школьному обучению при задержке психического развития
2. Методы обучения ориентированию в пространстве детей с нарушениями зрения в соответствии с их возможностями и возрастом
3. Составьте тематический план занятий по формированию предметных представлений у детей с нарушениями зрения
Экзаменационный билет № 22
1. Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями слуха. Классификация нарушений слуха
2. Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с комбинированными нарушениями слуха и зрения
3. Разработайте план занятия по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения (вид занятия на выбор: по изодеятельности (рисование, конструирование), по развитию элементарных математических представлений)
Экзаменационный билет № 23
1. Психолого-педагогическая подготовка обучению в школе детей с нарушениями слуха
2. Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении
3. Раскройте технологию формирования специальных знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке у детей с глубокими нарушениями зрения через перспективный тематический план занятий
Экзаменационный билет № 24
1. Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие при нарушениях слухового восприятия у детей
2. Приемы и формы обучения изобразительной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии
3. Составьте план-конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Экзаменационный билет № 25
1. Понятие о сенсорном дефекте. Зависимость развития психики ребенка от состояния зрительных функций
2. Методика обучения конструированию детей с проблемами в развитии
3. Разработайте перспективный тематический план занятий по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения (с учетом вида, формы и течения глазного заболевания)
Экзаменационный билет № 26
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками зрения. Классификация нарушений зрения
2. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
3. Составьте план-конспект занятия по изобразительной деятельности детей с нарушениями в развитии (вид нарушения на выбор)
Экзаменационный билет № 27
1. Психолого-педагогическая подготовка к обучению в школе детей с нарушениями зрения
2. Механизмы и методы формирования устной речи у детей с нарушениями слуха
3. Составьте общий план логопедической работы по коррекции какого-либо звука у ребенка.
Экзаменационный билет № 28
1. Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Классификация
2. Методика работы по обогащению словаря детей в специальных дошкольных учреждениях
3. Разработайте примерный тематический план консультации для родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития
Экзаменационный билет № 29
1. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Особенности психического и социального развития при РДА
2. Методика формирования связной речи в специальных дошкольных учреждениях
3. Расскажите об организации работы с семьей ребенка с детским церебральным параличом. Предложите и обоснуйте темы консультаций и бесед для родителей, воспитывающих ребенка с церебральным параличом
Экзаменационный билет № 30
1. Нарушение поведения как психолого-педагогическая и социальная проблема
2. Музыка и ее коррекционно-развивающее значение в работе с детьми с отклонениями в развитии
3. Составьте общую схему протокола психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
Экзаменационный билет № 31
1. Специфические закономерности аномального развития
2. Задачи и принципы работы по формированию элементарных математических представлений в специальном дошкольном учреждении
3. Разработайте план занятия по коррекции моторной сферы у детей с церебральным параличом (тема занятия на выбор: «Подготовка кисти и пальцев рук к формированию функций захвата», «Формирование навыков самообслуживания»)
Экзаменационный билет № 32
1. Основные принципы построения психокоррекционных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
2. Особенности двигательного развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
3. Составьте план-конспект занятия с использованием методов и приемов коррекционной ритмики для детей с отклонениями в развитии (тема занятия и вид нарушения на ваш выбор)
Экзаменационный билет № 33
1. Содержание основных этапов психокоррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
2. Современная система специальных образовательных услуг
3. Составьте план-конспект игрового занятия для детей с интеллектуальными нарушениями (тема занятия на ваш выбор)
Экзаменационный билет № 34
1. Методы, задачи и принципы психолого-педагогической диагностики детей с аномальным развитием
2. Современные приоритеты в развитии системы специального образования
3. Составьте общую схему коррекционно-развивающей программы с детьми с отклонениями в развитии
Экзаменационный билет № 35
1. Психологические особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
2. Общие закономерности развития слуховых представлений у детей с нарушениями слуха
3. Составьте общие рекомендации к оборудованию игровой комнаты