Введение
- Образование СССР 1922 года как естественный процесс по созданию централизованного государства
1.1. Внутриполитическая ситуация после окончания Гражданской войны
1.2. Предпосылки создания СССР
1.3. Сталинский и Ленинский проекты СССР
- Образование СССР и национально-государственное строительство
2.1. Подготовительная работа к I съезду Советов СССР
2.2. Принятие Декларации и Договора об образовании СССР
2.3. Принятие Конституции СССР 1924 г
Заключение
Список использованной литературы
СССР, сумевший победить гитлеровскую Германию, развалился в мирное время и причины его распада крылись вовсе не в экономической сфере и не в изначальных ошибках в проекте. Ведь экономика СССР и уровень жизни были на достаточно высоком уровне, большинству республик выход из СССР был невыгоден. К тому же внутренне СССР постоянно эволюционировал от сталинского тоталитаризма к горбачевскому либерализму и превращение СССР в либеральное, демократическое государство было лишь вопросом времени. Но этого времени СССР никто не дал. Поэтому в начале девяностых годов ХХ века шли оживленные дебаты в СМИ о том, что изначально в проекте СССР было порочно, а что можно было исправить. Эти споры и в наши дни имеют значение, ведь не секрет, что таможенный и экономический союз между Белоруссией, Россией и Казахстаном фактически означают начало создания нового СССР. Поэтому дебаты ученых о причинах создания СССР, его недостатках и преимуществах, означают и то, что идет активная работа в направлении строительства нового государственного образования.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о создании СССР и современные подходы к этой проблеме.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть внутриполитическую ситуация после окончания Гражданской войны;
- изучить предпосылки создания СССР;
- выявить различия между сталинским и ленинским проектами СССР;
- рассмотреть подготовительную работу к I съезду Советов СССР;
- показать принятие Декларации и Договора об образовании СССР и Конституции СССР 1924 г.
Структура данной работы обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
-
Образование СССР 1922 года как естественный процесс по созданию централизованного государства
1.1. Внутриполитическая ситуация после окончания Гражданской войны
Окончание Гражданской войны на территории бывшей Российской империи ознаменовало не только победу радикальной партии, придерживавшейся коммунистических воззрений. Война закончилась и грандиозной разрухой в экономике, не работали предприятия, сельское хозяйство было так же подорвано, несмотря на раздачу земли крестьянам. Но особенно тревожным для новой власти было состояние транспортных коммуникаций и систем связи. Ведь все понимали, что Российскую империю связывали железные дороги и телеграф, а отсутствие этих связующих элементов инфраструктуры грозило реальным распадом государства. И вожди партии большевиков не обольщались на счет того, что в Грузии, Азербайджане, Армении, Украине или Белоруссии у власти находились такие же большевики, как и они сами. Ленин, Троцкий и другие лидеры большевиков учились в школах и университетах и отлично знали историю, которая учила, что государства распадались тогда, когда центральная власть переставала контролировать власти на местах. А без карающей десницы центральной власти перерождение местных властей происходит очень быстро. Опасения Москвы подтверждала динамика активности республиканских властей, которые начали самостоятельно проводить внешнюю политику в своих республиках. Так упомянутые республики устанавливали полноценные дипломатические отношения с Германией, Польшей, Турцией и другими европейскими странами. Хотя эти шаги и одобрялись Москвой, но было очевидно, что в будущем республики будут считать ведение самостоятельной внешней политики своим неотъемлемым правом. А, что касается внутренней политики, то к этому времени самостоятельность республик была уже достаточно высока. Особенно это касалось Украины, чье руководство не стесняясь отстаивало экономические интересы своей республики. Ленин и Сталин понимали, что если процесс пойдет так и дальше, то окончательный распад новой России будет вопросом времени. Поэтому их работа над созданием союзного государства своей целью имела именно пресечение сепаратистских тенденций в республиках. Но оба вождя имели разные взгляды на конструкцию будущего государства, если Ленин считал, что республикам необходимо дать некоторый набор свобод, то Сталин свои предпочтения отдавал жестко централизованному государству.
Предпочтения И.В. Сталина имели под собой веские основания еще и потому, что он понимал, что общество после гражданской войны подобно разбушевавшемуся морю, которое даже без ветра еще не скоро успокоится. Поэтому следует поставить это общество в известные рамки, в противном случае нового витка гражданской войны не избежать. Кроме того, И.В. Сталин по воспитанию и своим наклонностям был авторитарной личностью и не терпел проявлений непослушания. Вся жизнь Сталина протекала в таких структурах, где превыше всего ценились дисциплина и исполнительность, и не важно, была ли это духовная семинария или группа боевиков, приготовившаяся к ограблению Тифлисского банка.