ВВЕДЕНИЕ
- Исторический подход в развитии понятий конкуренции и монополии и особенностей их взаимодействия
- Теория квазиконкурентных рынков, теория игр и их взаимодействия с конкуренцией и монополией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Курсовая работа|Экономическая теория
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 28
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Монополия – это ситуация, когда на рынке присутствует только один продавец товаров или услуг, и он полностью контролирует рыночную цену и доминирует при производстве продукта или услуги, не имеющих аналогов.
Для того чтобы фирма продолжала занимать монопольное положение на рынке, должны существовать барьеры, препятствующие входу на рынок других фирм, способных конкурировать с монополистом.
Конкуренция − по законодательству Российской Федерации − состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.
Исследование взаимодействия фирм на рынке в условиях конкуренции и монопольных отношений на текущем этапе является одним из актуальных в экономической теории, так как развитие рынка и высокая динамика его изменения, процессы глобализации экономики, интернационализации и пр., приводят к возникновению новых видов конкуренции и новых свойств конкуренции и монополии.
Таким образом, требуется постоянное изучение и исследование динамики и качества этих изменений, чтобы своевременно предупредить возникающие кризисы и иные негативные проявления различных рыночных отклонений.
1. Исторический подход в развитии понятий конкуренции и монополии и особенностей их взаимодействия
Основоположником классической концепции конкуренции считается А. Смит, представивший тезис о том, что «свободный рынок – это путь, ведущий к благосостоянию нации» [1]. Безусловно, такая формулировка рынка – это крайний вариант общего определения рынка, его общая идея, а естественным порядком развития рынка, по утверждению А. Смита, становится свободная конкуренция
Конкуренция в понимании А. Смита трактуется в виде определенного состояния дел, где с одной стороны имеет место свобода хозяйственной деятельности предприятия вкладывать и изымать капитал с целью максимизации прибыли как условие формирования ядра экономического развития - цены свободной конкуренции.
С другой стороны, А. Смит считает, что конкуренция возникает вследствие недостатка «действительного»[2] спроса или предложения товара на рынке, и тогда состоится либо конкуренция продавцов за покупателей, либо – покупателей за товар, что в обоих случаях ведет к отклонению рыночной цены от ее естественного уровня.
Очень важный вывод, который А. Смит делает из приведенных рассуждений о конкуренции – это то, что «... естественная цена как бы представляет собою центральную цену, к которой тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать их по сравнению с нею. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от этого устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему» [3]. Иными словами в экономической теории утверждается концепция однозначности и однонаправленности исхода конкуренции. При этом сама конкуренция выступает в качестве силы, возвращающей рынок через механизм взаимодействия спроса и предложения к определенной точке равновесия как «совокупности выгод и невыгод различных применений труда и капитала» [4].
А. Смит указывает, что такое возвращение к точке равновесия – это показатель зрелого рынка, когда «во-первых, данная отрасль торговли или промышленности должна быть хорошо всем известна и давно утвердиться в данной местности; во-вторых, она должна находиться в своем нормальном, или, так сказать, естественном состоянии; в-третьих, она должна быть единственным или главным занятием тех, кто посвящает себя ей» [5].
Данные условия можно считать характеристиками совершенно конкурентного рынка.
Первое условие - необходимость наличия совершенной информации у всех экономических агентов о параметрах рыночного процесса.
Второе условие –наличие ценополучателей.
Третье условие - каждый производитель специализируется на выпуске однородного продукта, и продуктовая дифференциация отсутствует.
Несмотря на то, что свободную конкуренцию Смит считает лучшим регулировщиком цен, он признает, что рынок без участия государства сам устанавливает определенный уровень конкуренции, и политика вмешательства государства может как либо ограничить либо усилить конкуренцию в ряде отраслей, так и затруднить свободу межотраслевого перемещения капитала и труда. Такое вмешательство приводит к «неравенству в общей сумме выгод и невыгод различного приложения труда и капитала» [6] - отклонения от точки рыночного равновесия и сопровождается снижением уровня богатства народов.
Логика рассуждений о том, что конкуренция – это экономический идеал, то любые помехи ее развитию – это негативные проявления и среди них Смит видит «злейшего врага» конкуренции – монополии.
«Монополия помимо того является великим врагом хорошего хозяйства: последнее может получить всеобщее распространение только в результате того свободного и всеобщего соперничества, которое вынуждает каждого прибегать к хорошему ведению хозяйства в интересах самозащиты» [7].
Монополия препятствует развитию экономики и уменьшает благосостояние потребителей, назначая цену выше ее естественного уровня. «Монопольная цена во всех случаях является высшей ценой, какая только может быть получена. Естественная цена, или цена свободной конкуренции, напротив, представляет собой самую низкую цену, на какую можно согласиться, - конечно, поскольку речь идет не об отдельном случае, а о продолжительном времени. Первая во всех случаях является высшей ценой, какую только можно вытянуть у покупателей или какую, как предполагается, они согласны дать; вторая представляет собою низшую цену, какую продавцы соглашаются взять, не прекращая в то же время своего дела» [8] .
Таким образом, по Смиту, монопольная деятельность минимизирует эффективность свободного рынка, ограничивает его развитие в то время, как конкуренция – это всегда свободная конкуренция.
Идеи А. Смита нашли продолжение в работах А. Марщалла и Вальраса.
Принимая в целом концепцию рынка свободной конкуренции как оптимальной экономической среды деятельности фирмы, Маршалл продолжил разрабатывать условия и последствия подобного механизма взаимодействия спроса и предложения и обосновал обязательность существования равновесия на рынке, единственность цены равновесия и преимущественную стабильность рыночного равновесия.
Маршалл выдвинул еще одно утверждение, которое долгое время было господствующим в экономической теории рынков и послужило основой для разработки антимонопольного законодательства англо-саксонской традиции.
А. Маршал еще более категорично, чем А. Смит считал монополию антиномией конкуренции, где одно вытесняет другое. Принимая свободную конкуренцию за оптимальное состояние экономики, А. Маршалл, считает, что монополия как ее антипод – такая организация, которая уменьшает общественное благосостояние, причем всегда и везде.
Из этого следовал вывод, что взаимодействие конкуренции и монополии основано на необходимости удаления монополии с рынка.
Маршалл положил начало технологической концепции конкуренции.
«Расширение масштабов его производства быстро увеличивает его преимущества перед конкурентами и снижает цены, по которым он может позволить себе продавать свою продукцию. Этот процесс может продолжаться до тех пор, пока его энергия и предприимчивость, его изобретательность и организаторские способности сохраняются во всей своей силе и свежести...; и если предприятие способно удержаться на протяжении сотни лет, он и еще один или двое подобных ему поделят между собой целиком всю отрасль производства, в которой он действует.» [9]
Таким образом, начало ХХ века ознаменовано формированием в экономической теории моделей конкуренции и монополии как двух полярных состояний рынка, между которыми отсутствуют промежуточные состояния[10].
Джоан Робинсон, развивая теорию конкуренции и монополии ввела понятие «совершенная» и «несовершенная» конкуренция».
В отличие от предшественников Робинсон признает, что поведенческая активность предприятий многообразна, в ней существуют не только конкуренция и монополия, но и иные типы рыночной власти, а именно, конкуренция между производителями дифференцированного продукта и ценовая дискриминация, что собственно и означает термин «несовершенная конкуренция».
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!