В основе развития Российского общества лежат нормы Конституции Российской Федерации. Вся политическая система Российского государства базируется на основе этих конституционных норм.
Содержание Конституции, а также ее основные сущностные черты, определяются именно тем, что она регулирует важнейшие отношения между обществом, гражданами, государством и законом. Закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. В данном случае является фундаментальной основой для правовой и политической системы государства.
Принятие Конституции, а в дальнейшем последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений, а так же устанавливает равноправие граждан, определяет права и свободы, ограничивает полномочия государства, его должностных лиц и представителей, тем самым пресекая его произвол.[1]
Конституция, выполняет роль, так называемого «главного регулятора», осуществляя при этом регламентацию, в большей степени массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, так как регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, настоящей социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат совокупность нормативных выражений принципов внутренней и внешней политики государства.
Саму Конституцию, в общем, ее виде, можно определить, как основной закон государства, который выражает интересы и волю народа в целом или отдельных слоев населения, при этом закрепляя в их интересах самые важные начала общественного строя и государственной организации страны.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Конституция РФ 1993 г. для становления новой Российской государственности, дала мощный импульс, а также приняла особую устойчивость.[2]
Так как Конституция обладает высшей юридической силой, то имеет социально политическую сущность. Она заключается в том, что имеет соотношение политических сил. Своего рода общественный договор, в котором согласованны политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть – класс, социальный слой, территориальная, национальная общественность защищает в политической борьбе свои социальные интересы и степень, в которой их удается согласовать, получает отражении в Конституции.
Без сомнений можно сказать, что ее влияние на развитие всей правовой системы, а также всего российского законодательства только укрепилось. Ведь за прошедшие времена законодательство РФ потерпело немало изменений и стало занимать ведущее положение в регулировании государственно – общественных отношений. Конституция отразила в себе изменения в социальной политике государства, был исключен классовый подход к различным слоям населения, отсутствует упоминание о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся, при построении общенародного государства, как активной части политической системы. Тем не менее закреплены институты частной собственности и свободного развития предпринимательства, которые в основном характерны для экономики, основанной на свободной рыночном хозяйстве.
Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.
Основной целью курсовой работы является изучение самой сущности Конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.
Исходя из основной цели курсового проекта, были поставлены следующие задачи:
- Дать основное определение Конституции РФ
- Рассмотреть и раскрыть основные черты Конституции РФ.
- Дать характеристику юридическим свойствам Конституции РФ.
- Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.
- Проанализировать Конституцию (основные уставы) субъектов РФ, как источник конституционного права РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, регламентированные Конституцией РФ.
Предмет исследования – ранее действовавшее и современные нормы российского конституционного законодательства.
Глава 1. Исторические условия и этапы принятия Конституции РФ
1.1. Понятие конституции
Конституция РФ – это правовой акт, который имеет высшую юридическую силу, своеобразный признак государственности с юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, а также является главным источником национальной системы права. Данный правовой акт на высшем уровне регулирует общественные отношения, определяющие организацию власти, права и свободы, а также обязанности человека и гражданина, формами правления государственного устройства.
Конституция – это основной признак правового государства, который основывается на отрицании произвола власти и бесправия им подвластных.
Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма, которая охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы – социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Любая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Основное воздействие на формирование сторон общественно – государственной жизни, а также на политическую, экономическую, социальную и духовную, оказывают основные нормы Конституции, а также само право в целом. Конституцию можно рассматривать, как юридический каркас, на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.
Конституция, считается основным законом государства, который выражает волю всего общества в целом, при этом закрепляя основы общественного и государственного строя, а также права и свободы граждан. Сам термин «конституция» означает «установление», «устройство».
Конституция, так как является Основным законом государства, устанавливает политическую форму существования общества, систему государственных органов, порядок их формирования и способ функционирования.
Конституция закрепляет в себе основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы, и обязанности человека и гражданина, организует систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Эти основы, являются основными критериями для установления деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Данные критерии применяются при формировании федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, и других правовых актов субъектов Федерации, включая при этом их локальные конституции и уставы.
Нормы Конституции должны соблюдаться всеми органами власти, гражданами, а также не резидентами РФ. Это позволяет контролировать правопорядок, а также предавать большую значимость законам. Ведь норма Конституции первичны по отношению ко всем правовым нормам. Законодатель придает статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав, в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.
При формировании того, или иного законодательства должны закрепляться наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, при этом Конституция служит правовой базой. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения Конституции. Следует уточнить, что при этом законодательство не должно развивать или дополнять Конституцию, а только лишь должно наполнять ее положения конкретным содержанием. При этом Конституционные сохраняют свою высшую юридическую силу, по отношению к нормам законодательства.
Тем не менее, Конституция в отличие от обычных законов характеризуется стабильностью и долговечностью. Ведь она не изменяется, а лишь раскрывается более полно тот, или иной аспект общественно – государственных отношений.
1.2. Исторический путь принятия Конституции
Самая первая Конституция была принята в 1918 г. Она изначально законодательно закрепляла итоги Великой Октябрьской социалистической революции. В государственном строе учреждалось государство диктатуры пролетариата. Правами и свободами наделялись лишь трудящиеся классы, а остальное население было лишено этих прав.
После образования, в 1922 г. Советского Союза Конституции РСФСР лишь повторяли положения союзных конституций. Так, были приняты Конституции РСФСР 1925 года,1937 года и 1987 года. Несмотря на провозглашение в этих конституциях РСФСР суверенным государством, на практике Россия не обладала полным суверенитетом. В построении системы государственной власти и управления конституции РСФСР исходили из принципов. Противоположных общепринятым принципам правового государства: верховенство прав человека. Разделение властей, парламентаризм. Вместо этого провозглашались принципы классовости в представлении прав и полновластия Советов. Однако на практике власть была тесно связана с политикой большевистской партии.[3]
Далее, началось развитие создание Основного Закона. 16 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России. Конституции предстояло закрепить за собой новую модель организации государственной власти, а также новую социальную систему. На съезде было решено, что Комиссия должна состоять только из народных депутатов РСФСР. Председателем комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин, его заместителем – первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатов, ответственным секретарем – О. Г. Румянцев.
Для комиссии был определен регламент решения следующих задач:
- подготовка проекта новой Конституции РФ и проведение конституционной реформы,
- подготовка самостоятельно либо с заинтересованными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета проектов изменений и дополнений Конституции после ее принятия;
- предварительное рассмотрение и дача заключений съезду и Верховному Совету на другие законодательные инициативы, связанные с изменением и дополнением Конституции.
Для работы над проектом Конституции была сформирована рабочая группа Конституционной комиссии. В ее состав вошли депутаты от разных фракций: Л. Б. Волков, С. А. Ковалев, А. В. Ковлягин, И. В. Федосеев, Ф. В. Цанн-Кай-Си, В. Л. Шейнис, а также эксперты Е. А. Данилов, В. Д. Зорькин, В. А. Кикоть, В. И. Лафитский, Л. С. Мамут, Б. А. Страшун. На разных этапах в работе Конституционной комиссии участвовали Э. М. Аметистов, И. П. Ильинский, Т. Ф. Морщакова, В. М. Савицкий, Ю. А. Тихомиров и другие авторитетные ученые-правоведы.
Первый проект Конституции был подготовлен уже к осени 1990 года. Сразу же развернулось его широкое обсуждение в средствах массовой информации, в государственных органах, учебных и научных учреждениях.
В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект был поддержан и Президентом России.
Конституционная комиссия выпустила свой вариант, предложенный на рассмотрение. В мае 1993 г. Президент, так же представил свой вариант на рассмотрение Конституционной комиссии. В ходе бурных споров и обсуждение, совместная доработка предложенных проектов, привела к существенному сближению этих положений.