Транспортный налог вынуждены платить все автолюбители, и это не простая прихоть государства, а посильный вклад в экономику своего региона. Между тем, некачественные автодороги и невнимание властей, часто вызывают недоумение у налогоплательщиков. У многих автолюбителей зачастую пропадает желание платить государству налог на личный транспорт.
Идея отмены транспортного налога затронула сердца, как автолюбителей, так и обычных граждан, и широко обсуждалась в 2010 году федеральными чиновниками. В планах было увеличение цен на бензин за счёт выросших акцизов. Январь нового года действительно ознаменовался выросшими почти в два раза акцизами и подорожанием бензина, однако отменять транспортный налог, который поступает в региональный бюджет, власти пока не собираются.
Каждый год транспортный налог приносит в казну городского бюджета около шести миллиардов рублей, и отказаться от такой суммы для города будет весьма чувствительно. Обсуждение отмены транспортного налога на федеральном уровне поднимало вопрос о том, что регионы могут компенсировать часть этих средств акцизами за бензин. Тем не менее, пока эти переговоры ни к чему не приводят, отмена транспортного налога в любом случае приведёт к уменьшению бюджета города.
Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации для некоторых категорий населения предусмотрены льготы на транспортный налог. Льготы инвалидам, Участникам и инвалидам Войны, ветеранам боевых действий, а также некоторым другим категориям граждан предоставляются согласно установленному порядку отечественным законодательством.
Целью данной работы является изучение транспортного налога: механизмов его исчисления и взимания, проблем совершенствования. При этом выделяются следующие основные задачи:
- рассмотреть исторический аспект развития транспортного налога в Российской Федерации;
- изучить теоретические аспекты налогообложения транспортных средств;
- рассмотреть порядок и особенности исчисления транспортного налога в Российской Федерации
- изучить сходства и различия в уплате ТН физических и юридических лиц
- проанализировать практическое применение ТН на примере ООО «Дивас трейд»
- выявить проблемы правового регулирования транспортного налога
- разработать рекомендации по совершенствованию системы уплаты ТН.
Данная работа состоит из трех глав. В первой главе изучен транспортный налог как элемент современной налоговой системы. Во второй главе рассмотрены актуальные вопросы исчисления и уплаты транспортного налога (на примере ООО «Дивас трейд»). В третьей главе выявлены проблемы и перспективы развития транспортного налога в Российской Федерации
Глава 1. Транспортный налог как элемент современной налоговой системы
1.1. Исторический аспект развития транспортного налога в Российской Федерации
Налогообложение было введено во всех цивилизованных странах для оплаты наемному человеку, нанятому для обслуживания правителя, либо правительства.
Сбор налогов в Римской Империи был возложен на сборщиков, собирающих то, что причиталось действующими законами, и передававших сборы государству. [2]
Англичане сделали первую попытку ввести налоги еще в X веке - тогда был введен налог на землю. При Плантагенетах доход монархии зависел в некоторой степени от дохода с королевских земель, а по большей части от денег, собранных с земель, переданных в аренду людям, состоящим на службе у короля.
По прошествии времени, когда «аппетиты» короля становились все больше и больше, монарх издал приказ ввести другие налоги, например, таможенная пошлина на товар, ввозимый в королевство и вывозимый в другие страны. Так как парламент становился все более значимым, то им было принято решение о невозможности короля повышать налоги без его одобрения. Это событие оказало большое влияние на развитие политических институтов Британии.
Тщетная попытка Карла I ввести мореходный налог, не согласовав его принятие с палатой общин, обернулось для него расплатой за свое неблагоразумие. В 1688 году Вильгельм III и Мария взошли на престол, и раз и навсегда решили, что никакие действия, связанные с повышением или введением налогов не должно производиться без согласования с парламентом.
Налогообложение можно разделить на два типа: прямое и косвенное.
К прямому налогообложению (налог, собираемый непосредственно с лиц и предприятий) относится подоходный налог, включая добавочный, в различных формах, а также самые разнообразные пошлины.
К косвенному налогообложению (возложен только на тех, кто пользуется различным спектром услуг) относится покупательский налог, торговая наценка, гербовый сбор, таможенные пошлины.
Таможенной пошлиной облагается заранее определенный список импортируемого товара. Пошлина исчисляется в зависимости от значимости товара, его количества, в соответствии с установленными правилами.
Акцизные налоги взимаются с товара отечественного производства или переработанного внутри страны (к примеру, автомобильный бензин).
А теперь стоит обратиться к истории и посмотреть статистику. Впервые о данном виде выплат заговорили в России в 1994 году. Тогда транспортный налог платили только организации. Средства, которые получало государство, шли на развитие пассажирского транспорта любого вида. Так продолжалось до ноября 1997 года. Потом закон подкорректировали, и платить стали владельцы автомобилей. При определении выплат учитывались лошадиные силы двигателя. Такая трактовка похожа на современную.
В 1999 году появился новый обязательный налог на отдельные виды транспорта. Получалось, что за один автомобиль мощностью двигателя 2500 куб.см. владелец должен был платить два раза: как хозяин машины и как имеющий отдельный вид транспорта. Естественно, население проявило недовольство, и результатом стала отмена транспортного налога, который обязывал платить за наличие автомобиля с указанным выше объемом двигателя.
Существующий в наши дни транспортный налог действует с 2003 года. Отличие его в том, что он стал региональным вместо федерального. Его сумма рассчитывается, исходя из мощности двигателя автомобиля. [5]
В 2013 году власти решают возобновить в стране деятельность института дорожных фондов. Бюджет этих организаций складывается из цен на бензин и уплат налогов на транспорт. Средства идут на строительство новых дорог и реконструкцию старых. Здесь же планируется строительство платных дорог в России. А вот на Западе дороги содержат, привлекая частные инвестиции. Россия же по старинке использует своих автовладельцев.
Пока еще не совсем ясно, как, что и где работает, а в связи с тем, что вновь заговорили о том, что отмена транспортного налога – не вымысел, вообще непонятно, что будет с ценами на бензин. Пока ничего не произошло. А вот мэрия Москвы под руководством С. Собянина выступила с инициативой повысить с 2016 года ставки уплаты налога за транспорт. Партия ЛДПР выдвинула встречную инициативу – вернуться к обсуждению вопроса отмены транспортного налога. Президент поддержал данную идею, но указал на то, что делать этот шаг следует постепенно, не торопясь, без потрясений для народа и резких движений. [8]
Кроме того, многие общественные и политические деятели и движения уже не раз призывали действующую в стране власть пойти навстречу простому народу в решении этого вопроса. Отмена транспортного налога пойдет государству только на пользу, так как существующая сейчас схема является необоснованной и только вызывает недовольство. Здесь можно вспомнить масштабную акцию, проведенную Федерацией автовладельцев России (ФАР) по сбору подписей в пользу отмены действующего налога. Составленное обращение к президенту Российской Федерации подписали 100 тысяч человек. Эксперты отмечают, что неудачи прежних попыток отмены в РФ транспортного налога складываются из-за необъективной информации о повышении цен на бензин и другие виды топлива.
1.2. Налогообложение транспортных средств
Согласно законодательству, транспортные налоги должны уплачиваться всеми владельцами транспортных средств, которые попадают под обложение данным налогом. Транспортный налог относят к региональным сборам. Таким образом, Налоговый кодекс устанавливает перечень налогоплательщиков, объекты обложения и налоговую базу, отчетный и налоговый период, а также определяет базовую ставку налога на транспорт и правила, по которым будет рассчитываться налог и место его оплаты.
Местные власти сами определяют на основе базового тарифа конкретные ставки налога на транспорт у себя в регионе (она не должна превышать определенную в НК более, чем в 10 раз), а также порядок и сроки уплаты налога в местный бюджет. Ими же устанавливаются льготы по налогу на автотранспортные средства. Другими словами, в Москве могут быть одни правила и ставки, а в Московской области или Санкт-Петербурге – совсем другие. [8]
Все транспортные средства, по которым уплачивается транспортный налог, делятся на три класса:
- сухопутные, к ним относят все автомобили, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, и другие самоходные машины и механизмы, мотосани и снегоходы;
- воздушные (самолеты, вертолеты);
- водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки и гидроциклы).
Чтобы определить, нужно ли платить за какой-либо объект транспортный налог, следует руководствоваться следующим правилом: если транспортное средство имеет регистрацию в органах ГИБДД и Гостехнадзора, то независимо от целей его использования, оно будет являться объектом налогообложения и за него придется уплачивать транспортный налог.
Расчет транспортного налога осуществляется путем соотношения транспортного средства и его мощности. Произвести данное мероприятие можно вполне самостоятельно. На многих сайтах можно через специальный калькулятор рассчитать транспортный налог. Необходимо только выбрать соответствующий город или область, а также вариант транспорта – мотороллер или мотоцикл, грузовой или легковой автомобиль, автобус, самоходный или водный транспорт, парусно-моторное судно или же гидроцикл. Затем в следующей графе внести значение мощности, после чего определить результат.
Для каждого города и страны расчет транспортного налога происходит по своим ставкам. Также он определяется, исходя из объекта налогообложения и мощности. Например, для легкового автомобиля до 100 лошадиных сил, налоговая ставка будет колебаться в пределах от 6- 24 рублей, в зависимости от региона. Для автобусов, мощность, которых составляет до 200 лошадиных сил – от 11 до 50 рублей, также за счет того, в каком городе и стране находится данное средство передвижения. И так – для каждого объекта налогообложения, производится свой расчет транспортного налога.
Сегодня практически у каждого жителя имеется средство передвижения, это может быть как легковой автомобиль, автобус, так и машины на пневматическом и гусеничном ходу, водный и воздушный транспорт. И за свое «детище» собственнику необходимо внести специальный налог, существующий по закону. Благодаря тому, что базовые ставки могут изменяться, в каждом регионе ставка на транспортный налог определена своя.
На сегодняшний день иметь в собственности автомобиль – не так престижно, как накладно. Постоянный ремонт, обновление деталей, заправка, все это может обойтись владельцу «в копеечку». Да еще и выплачивать один раз в год налог, хотя и однажды, но сумма растет с каждым разом. Расчет транспортного налога обычно производится налоговыми органами, которые присылают владельцу бланк к оплате. Если вовремя не погасить пошлину, то можно повстречать такие негативные понятия, как «штрафы» и «пеня».
Исчисление транспортного налога осуществляется с того момента, когда средство передвижения было поставлено на регистрационный учет в налоговом органе. От этой пошлины освобождаются следующие варианты транспортного средства:
- легковые автомобили, принадлежащие инвалидам;
- авто, которые получены через социальные органы защиты, мощность которых не превышает 100 лошадиных сил;
- специальные автомашины – тракторы, комбайны, которые принадлежат сельским хозяйствам, осуществляющие перевозки молока, скота, птицы, минеральных удобрений, предназначенные для технического обслуживания и ветеринарной помощи;
- транспорт, который находится в розыске по соответствующим документам;
- промысловые речные и морские суда;
- моторные и весельные лодки, мощность которых не превышает 5 лошадиных сил;
- вертолеты и самолеты медицинской службы и санитарной авиации;
- и другие средства передвижения.
Таким образом, уплата транспортного налога может начисляться не на все варианты. Но на такие средства передвижения, на которых пошлина все же распространяется, необходимо внести этот самый взнос, и независимо от того, используется имеющееся средство или нет.
В 2016 году некоторые главы правительства России предложили отмену данного налога на некоторые виды транспорта. Во многих городах эту идею поддержали практически все автолюбители, но узнав, что отмена транспортного налога будет компенсирована увеличением цен на топливо, мнения разошлись. На данный момент до сих пор не решено, что делать с данной пошлиной – оставить, как есть или убрать навсегда.