Курсовая работа|Туризм

Туристско-рекреационная зона

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 57

Введение

Глава 1. Туристско-рекреационный кластер – как вид особой экономической зоны его развитие и оказания услуг в сфере туризма

1.1. Туристско-рекреационная зона и цель ее создания

1.2. М. Портер как основоположник туристического кластера

1.3. Оренбургская область и город Соль-Илецк - как туристический объект с состоятельным естественным потенциалом

Глава 2. Разработка туристическо-рекреационного кластера в городе Соль-Илецк Оренбургской области

2.1. Основные тенденции развития туристско-рекреационного комплекса Оренбургской области

2.2. Формирование кластеров туристско-рекреационного типа на территории региона

2.3. Проблемы и перспективы формирования и развития туристическо-рекреационного кластера в городе Соль-Илецк Оренбургской области

Заключение

Список литературы

Приложения

Важнейшей тенденцией в развитии мирохозяйственных связей в последние годы стал заметный рост роли туристско-рекреационной деятельности, который оказывает огромное влияние на региональное экономические развитие, способствуя совершенствованию инфраструктуры, решению проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест, укреплению межотраслевых и межрегиональных связей.

Использование кластерного подхода к организации туризма и рекреации на территории Оренбургской области способно повысить конкурентоспособность туристского сектора в регионе. Как показывает практика, кластерный подход играет решающую роль в формировании туристско-рекреационного пространства и функционировании туристских центров. В кластере компании-партнеры получают ряд выгод от совместной деятельности: повышение эффективности работы, снижение степени риска и неопределенности, ограничение конкуренции, господство на рынке, технологические и организационные инновации, формирование имиджа, рост качества турпродукта, условия для результативного маркетинга.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что Оренбургская область представила себя, как туристический объект с состоятельным естественным потенциалом, приуроченных к данному объекту природных явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ. Благодаря этому Соль-Илецкий кластер является популярным туристическим объектом.

Учитывая неравномерность распределения туристского потенциала на территории России, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры, в основе разработки стратегических направлений развития туризма должен лежать принцип зонирования территории страны в зависимости от степени сформированности регионального туристского предложения для продвижения на внутреннем и международном рынках.

Основной целью формирования туристско-рекреационного кластера в городе Соль-Илецк является – формирование конкурентно-способной туристической системы, и перевод курорта на круглогодичное функционирование, что поспособствует тем самым созданию саморазвивающейся конкурентоспособной туристско-рекреационной системы на территории  Оренбургской области, обеспечивающей  высокий уровень обслуживания туристов в круглогодичном режиме функционирования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и концептуальные основы туристско-рекреационных услуг, их классификация и функции нашли отражение в научных трудах зарубежных ученых – экономистов, среди которых: Л. Берри, Дж. Боуэн, Р. Браймер, Я. Качмарек, Е. Кедотт, Ф. Котлер, Дж. А. Мичелли, Н. Терджен.

В России существенный вклад в анализ механизма эффективности рекреационного менеджмента и использования его инструментария внесли В. И. Азар, И. Т. Балабанов, В. Г. Гуляев, А. П. Дурович, М. А. Жукова, Д. К. Исмаев, И. А. Зорин, Н. И. Кабушкин, В. А. Квартальнов, Г. А. Папирян, И. В. Петрасов, В. С. Сенин, А. Д. Чудновский.

Высоко оценивая вклад этих учёных и полученные ими результаты, представляется правомерным констатировать, что теоретические и практические аспекты модернизации механизма управления курортно-туристским кластером остаются недостаточно изученными.

Объект исследования – туристическо-рекреационный кластер региона.

Предметом выступает процесс формирования туристско-рекреационного кластера Оренбургской области.

Цель работы – исследовать процесс формирования туристическо-рекреационного кластера в городе Соль-Илецк Оренбургской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать туристско-рекреационную зону и определить цель ее создания;
  • охарактеризовать М. Портера как основоположника туристического кластера;
  • проанализировать Оренбургскую область и город Соль-Илецк - как туристический объект с состоятельным естественным потенциалом;
  • выделить основные тенденции развития туристско-рекреационного комплекса Оренбургской области;
  • проанализировать процесс формирования кластеров туристско-рекреационного типа на территории региона;
  • выделить проблемы и перспективы формирования и развития туристическо-рекреационного кластера в городе Соль-Илецк Оренбургской области.

Теоретическая значимость работы состоит в развитии существующих концепций и подходов к исследованию механизма модернизации рекреационной сферы и подтверждается актуальностью проблем кластерного развития территории.

Практическая значимость результатов исследования заключается в обосновании системы мер, направленных на формирование конкурентоспособного курортно-туристского кластера, способствующего повышению эффективности функционирования экономики региона, а также в разработке ряда практических положений, которые могут быть использованы при создании комплексных региональных программ по развитию курортно-туристской сферы в целях повышения ее конкурентоспособности.

Структура работы определяется поставленной целью и задачами, в соответствии с этим работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

 

Глава 1. Туристско-рекреационный кластер – как вид особой экономической зоны его развитие и оказания услуг в сфере туризма

1.1. Туристско-рекреационная зона и цель ее создания

Слово «рекреация» в переводе с английского означает «отдых», «восстановление», «развлечение»[1]. А, начиная с прошлого века, в литературных источниках этот термин нередко употребляется буквально в следующем значении. Как описывают О.Н. Горбунова, М.А. Гегамян в своей статье о туристско-рекреационных особых экономических зонах РФ  «Социально-экономические явления и процессы», рекреация – это «восстановление сил, потраченных в процессе труда»[2].

Кластер - это группа географических соседствующих  взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, работающих в определённой сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга[3].

Туристско-рекреационный кластер - сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

Цель создания туристического кластера – повысить конкурентоспособность территории  на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, в том числе[4]:

  • повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер,
  • стимулирования инноваций,
  • стимулирования развития новых направлений.

Создание туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона - это территория, имеющая границы в рамках одного или несколько регионов, сформированная: туристским предложением на основе высокой плотности объектов показа, видовыми характеристиками (природа, пейзаж, ландшафт), наличием развитой туристской инфраструктуры, социально-экономическим потенциалом, благоприятными экологическими условиями, транспортной доступностью, а также возможностью встраивания предлагаемых туристских продуктов во внешние и внутренние туристские сетевые программы. Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний[5].

В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа[6]:

  • могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;
  • на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
  • в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.

Создание условий для притока инвестиций со стороны частного бизнеса в наиболее привлекательные для туризма территории, по сути, означает признание государством важности туристско-рекреационного комплекса в стимулировании экономического роста. Рекреационные зоны можно рассматривать как важный элемент «институтовразвития». В проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (2008–2020 гг.) туристско-рекреационные зоны рассматриваются в контексте инновационного сценария развития экономики. Они определяются как некие региональные точки экономического роста.

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа[7]:

  • создаются на основании постановления Правительства РФ сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории России, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;
  • земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий или лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения;
  • в них существует возможность разработки и добычи специальных полезных ископаемых (минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов).

Территории, предназначенные для размещения туристско-рекреационных экономических зон, должны соответствовать некоторым требованиям. Особые туристско-рекреационные экономические зоны могут создаваться не только на земельных участках, находящихся в государственной и/или муниципальной собственности.

На момент создании туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе, земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры этой зоны, объектов жилищного фонда, и участки, на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и/или в пользовании граждан или юридических лиц.

Земельные участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий. На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности.

На территории разрешено размещение объектов жилищного фонда.

Под жилищным фондом законодательство понимает «совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской федерации». Под категорию «жилых помещений» попадают жилые дома, квартиры и комнаты в них.  Пункт 2 раздела 1 Постановления Правительства РФ № 25 от 21.01.2006 г. «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» описывает жилое помещение как «изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан»[8].

Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ, к государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации[9].  

Согласно Федеральному Закону №119-ФЗ от 17.06.2010 г. «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому земельные участки, предоставляемые для размещения особых экономических зон, должны предварительно пройти государственную регистрацию[10].

Впрочем, отсутствие государственной регистрации прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. В этом случае распоряжаться такими земельными участками могут органы местного самоуправления. Также следует иметь в виду положения Закона № 53-Ф3 от 17.04.2006 г., уже разграничившего государственную собственность на некоторые земельные участки между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципалитетами[11].

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации в результате конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон определенного типа. Заявки на создание особых экономических зон на конкретных территориях подаются высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования с обоснованием целесообразности и потенциальной экономической эффективности особой экономической зоны[12].

1.2. М. Портер как основоположник туристического кластера

Впервые понятие кластер было использовано американским экономистом, профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером. Он дает следующее определение кластеру: «кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»[13]. Кроме того

М. Портер подчеркивал, что «кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей». Кластер представляет собой систему, которая характеризуется рядом отличительных признаков. Непременным условием образования кластера является географическая близость хозяйствующих субъектов. На ограниченной территории сосредоточивается критическая масса фирм родственных и поддерживающих отраслей, организаций, обеспечивающая экономию на масштабах производства и экономию на разнообразии, а также экономических ресурсов, информации, создается «сгусток» отношений, благодаря чему кластер достигает более высокой конкурентоспособности. Географические масштабы кластеров могут варьироваться от одного города или области до страны или даже ряда соседствующих стран. Достоинством этой теории является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где кластеры представляют новый и дополнительный способ организации экономики, ее динамичного развития и принцип проведения государственной политики в регионах[14].

М. Портер – основоположник кластерного подхода в экономике и другие исследователи считают, что одним из основных признаков кластера является территориальная локализация множества экономических субъектов основной и взаимодополняющих отраслей. Однако для установления факта существования на изучаемой территории туристского кластера только признака территориальной локализации предприятий недостаточно, необходимо использовать следующие признаки[15]:

  1. Наличие уникальных туристских ресурсов.
  2. Разработка и реализация конкурентоспособных туристских продуктов.
  3. Существование на территории инфраструктуры, достаточной для организации туристской деятельности.
  4. Наличие устойчивых экономических связей между организациями - производителями туристских услуг (предприятиями питания, транспорта, гостиницами и т.д.).
  5. Возможность привлекать иностранных туристов и VIP-персон, что является доказательством туристской привлекательности данной территории.
  6. Наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе.

Перечисленные признаки являются первым этапом формирования туристического кластера и, так называемыми, индикаторами наличия или отсутствия туристского кластера на исследуемой территории. Если в результате качественного анализа будет сделан вывод о том, что туристский кластер на территории существует, то можно приступить ко второму этапу.

Второй этап. На этом этапе необходимо идентифицировать туристский кластер, т.е. определить его границы, географический каркас, структуру и отличительные характеристики. Кластер как группа географически взаимодействующих компаний и организаций должен иметь территориальную привязку, свои географические границы и географический каркас.

Географический каркас формируют транспортные коммуникации (дорожная сеть, речные и морские коммуникации), которые соединяют между собой «опорные пункты» кластера в пределах его границ. «Опорные пункты» – это населенные пункты, представляющие интерес для организации туристской деятельности и обладающие необходимой для этого инфраструктурой. Кроме «опорных пунктов», туристский кластер может иметь «центры туристских потоков» – крупные населенные пункты, через которые в кластер прибывают туристы из других регионов и стран. Как правило, такие центры являются не только пунктами прибытия и убытия туристов, отправной точкой всех маршрутов, но и сами обладают мощными туристскими ресурсами.

Основные характеристики кластера (структура, географические границы, тип географического каркаса) используются в ходе идентификации кластера и проведения анализа его состояния (выявление конкурентных преимуществ и проблем, негативных факторов, препятствующих развитию кластера; анализ текущего положения кластера по сравнению с предыдущим периодом или с кластерами-конкурентами). Как показывает практика, географически кластер может иметь «ленточный», «звездочный» или «рассредоточенный» каркас, который во многом зависит от состояния транспортной инфраструктуры, специфики туристских ресурсов, наличия в кластере равнозначных городов (курортов), исторических и географических условий развития региона (страны).

  1. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект пресс, 2014. - 470 c.
  2. Блудова С.Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономическим комплексом региона // www.ncstu.ru
  3. Бобылев, И.Ф., Клипиницер, М.С. Соль-Илецк: исторический очерк. – Челябинск: Южно-Уральской кн. изд-во, 2016. – 106 с.
  4. Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: Учебное пособие. - М.: МПСИ, 2014. - 560 c.
  5. Бородатов А.В., Кожевникова В.Д. Инициатива по созданию оренбургского туристско-рекреационного кластера // Бизнес-партнер. - 2014. - №10. - С. 33-37.
  6. Буряк А.П., Воропов А.Г. Кластерный анализ - база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг. - 2013. - №1. - с. 34-40.
  7. Васильченкова К. О.Н пути к созданию Соль-Илецкого кластера // Научное сообщество студентов XXI столетия. - № 15. – С. 15-19.
  8. Вяткина К. В. Особенности политики развития российских регионов // Известия КБНЦ РАН. - 2014. - № 1 (27). – С. 15-19.
  9. Джумагазина М. Б. Формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в моногороде // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 188-190.
  10. Дранев Я.Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий. - М.: Издательский дом «Сканрус», 2013. - 195 с.
  11. Ермакова Ж. А. Финансовое обеспечение формирования туристско-рекреационного кластера «Соленые озера». – Пермь: Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2013. – 210 с.
  12. Ермакова Ж. А., Полякова И. Л., Холодилина Ю. Е. - Влияние развития туризма на локальную территорию // Материалы IX Международной школы-семинара молодых учёных «Геоэкологические проблемы степных регионов». - Оренбург, 2013. – 112 с.  
  13. Капустин А.Н. Туринвестиции: качество против количества // Туризм и сервис. – 2016. - № 14. – С. 5-9.
  14. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. - М.: Юнити, 2015. - 787 c.
  15. Кутьин В.М. Территориальная экономическая кластеризация (классификация) регионов России: социально-географический аспект // Безопасность Евразии. - 2013. - №1. - С. 21-28.
  16. Левченко Т.П.  Методические  подходы  к  идентификации  рекреационного  кластера  //  Проблемы  современной  экономики.  -    -  №  1.  -  С.  320-324.
  17. Ли С. Кластеры - новые формы организации инновационного процесса // Туризм. – 2015. - № 19. – С. 17-21.
  18. Лозинский С., Праздничных А. Конкурентоспособность и отраслевые кластеры: новая повестка дня для российского бизнеса и власти // Мир стройиндустрии. - 2015. - №2. - С. 32-41.
  19. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров // Туризм. – 2014. - № 34. – С. 41-45.
  20. Нефедкина С.  Формирование  конкурентоспособности  санаторно-курортной  отрасли  с  целью  инновационного  развития  города-курорта  Сочи  //  Риск:  ресурсы,  информация,  снабжение,  конкуренция.  -    -  №  1.  -  С.  214-216.
  21. О стратегии развития России до 2020 года: Выступление Президента Российской Федерации на расширенном заседании Государственного совета (8 февраля 2008 года, Москва, Кремль). - М.: Европа, 2008. - 28 с.
  22. Организация международного туризма: Учебное пособие / ред. А.А. Скамницкий. - М.: Гардарики, 2013. - 250 c.
  23. Оренбург / ред. Л.И. Футорянский. - М.: Челябинск: Южно-Уральское, 2013. - 272 c.
  24. Оренбург: Первый  туристско-рекреационный  кластер  появится  в  Оренбургской  области.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа: http://orenburg.bezformata.ru/listnews/turistsko-rekreatcionnij-klaster/
  25. Пилипенко И.  Кластерная  политика  в  России  //  Общество  и  экономика.  -   -  №  8.  -  С.  28-64.
  26. Реутова Ю. Н. Оценка эффективности развития санаторно-курортного кластера // Стратегия обеспечения экономической безопасности России: материалы международ. науч.-практ. конф. – 2015. - № 13. – С. 56-58.
  27. Соляные озера курорта Соль-Илецк [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://solyanoy-kurort.ru/about/ozero-tuzluchnoe
  28. Соляные озера курорта Соль-Илецк [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://soliletsk-kurort.ru/ozera/ozero-novoe
  29. Сорокин А.П.  Природно-ресурсный  потенциал  трансграничной  территории  России  и  КНР  в  бассейне  верхнего  и  среднего  Амура  //  География  и  природные  ресурсы.  -  2013  -  №    -  С.  104-110.
  30. Туристстко-рекреационный кластер Соль-Илецка «Соленые озера» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/news/sportturism/k-2020-godu-sol-iletsk-dolzhen-stat-vserossiyskoy-kruglogodichnoy-zdravnitsey/

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Туризм
2014 год 50 стр.
Туризм в природоохранных зонах
bugalter
Курсовая работа Туризм
2017 год 47 стр.
Туризм в природоохранных зонах
bugalter
Курсовая работа Туризм
2016 год 29 стр.
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ ИСПАНИИ

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское