Физическое воспитание - явление очень многогранное. Физическое воспитание - организованный процесс управления физическим развитием и физическим образованием человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и некоторых других средств с целью формирования у него таких качеств и приобретения им таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям данного общества или интересам личности воспитуемого. Физическое воспитание является самой древней частью физической культуры, которая своими корнями уходит в первобытную педагогику, и вместе с тем наиболее организованным и регламентированным элементом физической культуры.
Поскольку физическое воспитание направлено на формирование личности и является одной из сторон ее всестороннего воспитания, оно представляет собой процесс педагогический, хотя во многом и опирается на законы природы.
Специфика задач, форм организации, средств и методов физического воспитания взрослого населения обусловлена как возрастными особенностями их, так и социальными факторами.
Физическое воспитание взрослого населения имеет, кроме всего прочего, серьезное экономическое значение. По данным массовых социологических исследований производительность труда у физкультурников, как правило, выше, чем у не занимающихся физической культурой. Воздействие физической культуры на экономику производства проявляется, однако, не только в росте производительности труда, но и в снижении травматизма и числа заболеваний среди рабочих.
Физическая культура все в большей мере становится органической частью рациональной организации труда и все полнее входит в быт трудящихся. Это, как следует из сказанного, обусловлено фундаментальными потребностями общества и в то же время личностными потребностями людей в здоровье, гармоническом развитии, творческом долголетии.
Цель исследования – изучить особенности физического воспитания людей зрелого возраста.
Задачи:
- Раскрыть сущность возрастной периодизации;
- Рассмотреть возрастные особенности населения зрелого возраста;
- Определить цели, задачи и средства физического воспитания людей зрелого возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Возрастные особенности
1.1 Возрастная периодизация
На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека.
Первая фаза - младенчество, охватывает период до 2 лет.
Вторая фаза - предшкольный возраст, от 2 до 5 лет.
Третья фаза - детство, 5-12 лет.
Четвертая фаза - юность, 12-17 лет.
Пятая фаза - ранняя взрослость, 17-25 лет.
Шестая фаза - зрелость, 25-50 лет.
Седьмая фаза - поздняя зрелость, 50-75 лет.
Восьмая фаза - старость, от 75 лет и далее (Холодов, 2009)
По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно не только для классификации Дж. Биррена, но является достаточно распространенным явлением (Bromley D., Люблинская А.).
Проведя многоаспектный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д.И. Фельдштейн, так же как и Б.Г. Ананьев, обращает внимание на некорректность построения периодизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации - по возрасту (младенчество, детство и т. д.) и по роду деятельности (дошкольный, школьный и т. д.).
В классификации Д. Бромлей (Bromley D., 1966) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
Цикл «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет).
Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года).
Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55.
В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания (Курамшина, 1999).
В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:
от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия), от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия), от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия), от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость).
В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы:
младенческий возраст - от рождения до 3 лет,
раннее детство - от 3 до 6 лет,
детство - от 6 до 12 лет,
подростковый (юношеский) возраст - от 12 до 18 лет,
молодость - от 18 до 40 лет,
зрелый возраст - от 40 до 65 лет,
пожилой возраст - от 65 лет (Барчуков, 2009).
В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг (Craig G., 1996, 2000) приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы:
младенческий возраст - от рождения до 2 лет,
раннее детство - от 2 до 6 лет,
среднее детство - от 6 до 12 лет,
подростковый и юношеский возраст - от 12 до 19 лет,
ранняя взрослость - от 20 до 40 лет,
средняя взрослость - от 40 до 60 лет,
поздняя взрослость от 60 лет и далее.
Младенчество рассматривается как возраст: до 1 года (Мухина В. С, Erikson E.); до 18 месяцев (Bromley D.); до 2 лет (Крайг Г.); до 3 лет (Квинн В.).
Раннее детство рассматривается как возраст: от 1 до 3 лет (Мухина В. С, Erikson E.); от 18 месяцев до 5 лет (Bromley D.); от 3 до 6 лет (Квинн В.); от 2 до 6 лет (Крайг Г.).
Среднее детство рассматривается как возраст от 6 до 12 лет (Квинн В., Крайг Г.).
Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто этот этап обозначается одним термином - подростковый возраст (Rice P.). Правда, при этом выделяют обычно две стадии - ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста (Лубышева, 2002).
Итак, подростковый и юношеский возраст рассматриваются в границах: от 11 до 19 лет, с выделением раннего и старшего подросткового возраста (Райе Ф.); от 10 до 17 лет, с выделением подросткового возраста и первого периода юности1 (Фельдштейн Д. И.); от 12 до 18 лет (Квинн В.); от 12 до 19 лет (Erikson E., Крайг Г.).
Ранняя взрослость рассматривается как возраст: от 21 года до 25 лет (Bromley D.); 17-25 лет (Birren); от 20 до 25 лет (Erikson E.); от 20 до 40 лет (Крайг Г.).
Средняя взрослость рассматривается как возраст: от 25 до 50 лет (Birren); от 25 до 60 лет (Erikson E.); от 35 до 60 лет (Фельдштейн Д. И.); от 40 до 60 лет (Крайг Г.); от 40 до 65 лет (Квинн В.).
Поздняя взрослость (пожилой возраст) рассматривается как возраст: от 50 до 75 лет (Birren); от 40 до 55 лет, а с учетом переходной стадии — до 65 лет (Bromley D.); от 65 лет (Erikson E.); от 60 лет (Крайг Г.); от 60 до 75 лет (Фельдштейн Д. И.); от 65 лет (Квинн В.) (Курамшина, 1999).
Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.):
Новорожденный до 10 дней.
Грудной возраст 10 дней - 1 год.
Раннее детство 1-2 года.
Первый период детства 3-7 лет.
Второй период детства 8-12 лет для мальчиков, 8-11 – для девочек.
Подростковый возраст 13-16 лет для мальчиков, 12-15 – для девочек.
Юношеский возраст 17-21 год для юношей (мужчин), 16-20 – для девушек (женщин).
Средний (зрелый) возраст:
первый период 22–35 лет для мужчин, 21-35 – для женщин.
второй период 36–60 лет для мужчин, 36-55 – для женщин.
Пожилой возраст
61-74 года для мужчин, 56-74 – для женщин.
Старческий возраст 75-90 лет для мужчин и женщин.
Долгожители старше 90 лет.
Периодизация Дж. Биррена (Birren, 1980):
Первая фаза младенчество, до двух лет.
Вторая фаза дошкольный возраст, 2-5 лет.
Третья фаза детство, 5-2 лет.
Четвертая фаза юность, 12-17 лет.
Пятая фаза ранняя взрослость, 17-25 лет.
Шестая фаза зрелость, 25-50 лет.
Седьмая фаза поздняя зрелость, 50-75 лет.
Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее (Ильина, 2009).
Периодизация Д. Бромлей (Bromley) выделяет пять циклов развития: утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
Так, цикл «утробный» состоит из четырех стадий:
зигота, эмбрион, плод, момент рождения.
Цикл «детство» состоит из трех стадий:
- младенчество (от рождения до 1 8 месяцев),
- дошкольное детство (18 месяцев - 5 лет),
- раннее школьное детство (5-11-13 лет).
Цикл «юность» состоит из двух стадий: старшее школьное детство (11-15 лет), поздняя юность (15-21 год).