Введение
Глава 1 Теоретические основы физического воспитания детей школьного возраста
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей школьного возраста
1.2 Значение физического воспитания для детей школьного возраста
Глава 2 Методические основы физического воспитания детей школьного возраста
2.1 Задачи и средства физического воспитания детей школьного возраста
2.2 Методика физического воспитания детей школьного возраста
Заключение
Список литературы
В состоянии здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации наблюдаются негативные тенденции. Это увеличение количества детей школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, желез внутренней секреции, с акцентуацией характера и другими изменениями психики, с дефицитом веса, низкими показателями физической подготовленности. Во многом это связано с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, чрезмерными психоэмоциональными нагрузками и снижением двигательной активности.
Важную роль в укреплении и сохранении здоровья детей играет физическое воспитание. Рациональное применение физических упражнений укрепляет здоровье, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды.
При этом следует отметить, что физические упражнения стимулируют процессы роста и развития, совершенствуют механизмы адаптации и укрепляют здоровье лишь при условии адекватности их характера, объема и интенсивности состоянию здоровья, возрастным и, особенно, индивидуальным морфофункциональным особенностям детей.
Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин).
Проблема физического воспитания школьников сегодня очень актуальна в связи с введением новых федеральных государственных стандартов в школах, в соответствии с которыми в школах появился третий час физкультуры. В связи с этим требуется пересмотри существующих тенденций физического воспитания школьников в новых условиях.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Значение, задачи и средства физического воспитания детей школьного возраста».
Цель исследования – изучить значение, задачи и средства физического воспитания детей школьного возраста.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей школьного возраста.
Предмет исследования – методические особенности физического воспитания детей школьного возраста.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть анатомо-физиологические и психологические особенности детей школьного возраста;
- Сформулировать значение физического воспитания для детей школьного возраста;
- Выделить задачи и средства физического воспитания детей школьного возраста;
- Определить методику физического воспитания детей школьного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта работы по физическому развитию детей школьного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы физического воспитания детей школьного возраста
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей школьного возраста
Протекание процесса физического воспитания ребенка на должном уровне и направление его по пути физического совершенствования возможно при определенных условиях в физическом воспитании. Одним из главных условий является учет возрастных особенностей организма человека.
Школьный возраст – период жизни с 6-7 до 17-18 лет. Условно выделяют младший, средний и старший школьный возраст.
После периода первого физиологического вытяжения (4-6 лет) до наступления половою созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста.
Масса мышц по отношению к массе тела составляет в 8 лет 27,7%, в 15 лет – 32,6%. К 8-10 годам заканчивается развитие и дифференцировка соединительнотканного каркаса мышц. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) с 6-7 лет быстро увеличивается. Показатель мышечной работы, выполняемой за 1 мин, в 7 лет составляет 290 кгм, в 16-18 лет – 1000-1200 кгм. В 7-9 лет отмечается максимальная быстрота восстановления мышечной работоспособности после мышечной работы, но дети младшего школьного возраста еще не способны к длительному физическому напряжению. Мышечная выносливость с 7 до 17 лет увеличивается в 2 раза. С 8-9 лет укрепляются связки, значительно нарастает объем мышц [16, c.30].
Совершенствуются двигательные навыки – в 6 лет становится возможной тонкая работа пальцами (например, лепка, письмо); к 10-12 годам достаточно хорошо развита координация движений, к 14 годам – способность к быстрым движениям [13, с.46].
Интенсивность обмена в костной ткани несколько уменьшается, но процессы остеогенеза и роста костей продолжаются, увеличивается содержание кальция в костной ткани. Хрящевой ткани еще много, гибкость скелета повышена. Строение костной ткани только к 12 годам приближается к строению ее у взрослых. Увеличивается объем грудной клетки, она все более активно участвует в дыхании. С 6 до 9-10 лет отмечается относительная стабилизация размеров таза, затем они увеличиваются, появляются половые различия в его строении [7, c.29].
Рассмотрим особенности физического развития в младшем школьном возрасте.
В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) продолжается интенсивное созревание организма, а так же физическое развитие и совершенствование умственных способностей.
В возрасте 7-10 лет скорость роста в длину заметно снижается по сравнению с предыдущим периодом (у дошкольников происходит процесс полуростового скачка). Однако наиболее заметен рост лицевых и длинных костей рук и ног. В среднем ежегодно длина тела увеличивается на 2-3 сантиметров, а окружность грудной клетки на 1,5-2 см [19, с.85].
В этом возрасте у ребенка происходит окостенение эпифизарных хрящевых дисков тел позвонков. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвонковые хрящевые диски и слаборазвитая мускулатура мышц спины могут вызвать деформацию позвоночных изгибов.
В период усиленного роста тела в длину проявляются неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Функциональная лабильность связочного аппарата позвоночника является фактором, затрудняющим формирование осанки у детей младшего школьного возраста.
У детей начальных классов энергично развиваются, крепнут мышцы и связки, отмечается значительный прирост объема мышц. Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети легко выполняют движения, требующие большой амплитуды и труднее – мелкие движения, отличающиеся большой точностью.
Переходная стадия развития высшей психической деятельности предопределяет преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. Для данного возраста характерна недостаточность процесса избирательного реагирования. Как следствие, наблюдается затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями. Слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия.
Средний школьный возраст характеризуется как начало периода полового созревания подростка, т. е. пубертатный период. Весь переходный период продолжается от 2 до 4 лет. Во внешнем облике, в поведении детей-подростков происходят значительные изменения вследствие влияния гормонов половых желез: щитовидной железы, передней доли придатка мозга [14, с.62].
В 12-13 лет происходит усиленное развитие сердечно-сосудистой системы. Темп развития сосудов более медленный. В этом возрасте наблюдается повышение артериального давления в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 12 лет при пульсе 80 уд/ мин. Мх артериальное давление равно 103мм и Мп – 62мм, а в 15 лет соответственно – 74 уд/ мин., Мх – 110мм, Мп – 70мм. Из-за преобладания, симпатических влияний продолжает оставаться легкая возбудимость сердца. В этом периоде возможны повышенное сердцебиение, аритмия, экстрасистолия, систолические шумы и другие нарушения сердечной деятельности.
Наибольшему изменению подвергается физическое развитие подростков. Рост в длину увеличивается приметно на 8-12 см. Вес увеличивается до 8 кг за год. Увеличивается и объем грудной клетки. Сила мышц возрастает.
Наиболее энергичный рост организма происходит до наступления пубертатного периода. Ф. Ф. Эрисман установил, что у детей 10-13 лет на 100 см. роста ежегодный прирост веса равен 0,6-0,7 кг, у подростков в пубертатном периоде он в 3-4 раза больше и достигает 2-2,5 кг. Не менее интенсивно протекает рост костей, где изменяется их гистологическое строение и их химический состав, где происходит постепенное замещение органических веществ минеральными солями. В возрасте 12-13 лет интенсивно возрастает мышечная сила, совершенствуются двигательные качества мышц, чувство пространственных отношений и мышечных ощущений. Скорость двигательных реакций у подростков к концу пубертатного периода почти аналогична скорости двигательных реакций у взрослых. В этой связи подросткам свойственны состояние повышенной утомляемости. В отношении психики ребенка происходит слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов, возникновение и нарастание повышенного интереса к событиям окружающей жизни, стремление к личному участию в них [14, с.50].