ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЗНАНИЕ В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
1.1. Сознание как философская категория
1.2. Особенности понимания сознания философией экзистенциализма
ГЛАВА II. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ Ж.-П. САРТРА (НА ПРИМЕРЕ ФИЛОСОФСКОГО ТРУДА «БЫТИЕ И НИЧТО. ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ»)
2.1. Экзистенциализм и философия Ж.-П. Сартра
2.2. Концепция индивидуального сознания в монографии «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема индивидуального сознания в экзистенциализме Ж.-П. Сартра – самая запутанная в философии XX века. И прежде всего потому, что здесь сосредоточены основные новации неклассического философствования, вызванные неприятием классического взгляда на природу сознания. Философская классика в своих высших проявлениях исходила из единства сознания и рефлексии, иначе говоря, из опосредованности человеческой психики осознанием самого себя. Но в неклассической философии новое понимание сознания складывается через усиление дорефлексивных моментов в человеческой психике, через отказ от понимания сознания как объективного отражения действительности
Став самым выдающимся представителем французского атеистического экзистенциализма, Ж.-П. Сартр исходил из того, что человеческое существование бессмысленно и абсурдно. В своем труде «Бытие и ничто» он заявил, что индивид проектирует и созидает себя именно посредством сознания. Наиболее адекватным для самоутверждения в этом мире оказывается состояние бунта, при этом главной является не цель бунта, а само состояние бунта. Как только человек обретает какое-то устойчивое бытие, покой и «смысл», он перестает быть свободным. Так обобщенно раскрывается смысл философии индивидуального сознания в многочисленных философских трудах, анализирующих учение Ж.-П. Сартра.
Отрывочные сведения в обширной библиографии о творчестве Ж.-П. не позволяют сформировать объективной и полноценной картины специфики индивидуального сознания в экзистенциализме Ж.-П. Сартра, несмотря на то, что данный вопрос упоминается в работах И.П. Гайдамавичене, В.Н. Кузнецова, Т.М. Тузовой, Г.Я. Стрельцова. Между тем вопрос исследования индивидуального сознания в экзистенциализме Ж.-П. Сартра позволит не только более глубоко описать философское наследие ученого, его позицию, но и обрести материал для философского понимания особенности функционирования сознания человека.
Объект курсовой работы: экзистенциализм Ж.-П. Сартра.
Предмет курсовой работы: сущность индивидуального сознания в экзистенциализме Ж.-П. Сартра.
Цель работы состоит в исследовании специфики индивидуального сознания в экзистенциализме Ж.-П. Сартра на примере произведения «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии».
Реализации цели служит решение следующих задач:
- Характеристика сознания в философии экзистенциализма.
- Анализ индивидуального сознания в философском учении Ж.-П. Сартра (на примере философского труда «Бытие и ничто. опыт феноменологической онтологии»).
Историческая основа курсовой работы. Экзистенциализм считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в[1].
Родоначальником экзистенциализма считается выдающийся датский философ С. Кьеркегор.
Его философские взгляды сформировались под влиянием немецкого романтизма и реакции на гегелевскую философию. Одним из существенных источников направленности философии Кьеркегора было осознание им неблагополучия мира. Начало философии, по мнению датского мыслителя, вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.
Следует отметить, что задача существования, или экзистенции, согласно Кьеркегору, не поддается научному исследованию, поэтому его философские идеи запечатлены в виде потока свободных размышлений по поводу интересующих его вопросов. Философ стремится заострить внимание на тревожных симптомах бытия, проявляющихся в духовной жизни людей. Он не склонен был переоценивать значение своих возможностей в предостережениях людей о надвигающейся со стороны нигилизма опасности, угрожающей человеческому существованию[2].
Резкое нарастание кризисных явлений в жизни европейских государств усугубило неблагополучие духовной ситуации времени, что сделало для многих литераторов проблематику, относящуюся к перспективам существования человека в мире, притягательной, возродило интерес к философским вопросам, поставленным в кьеркегоровской философии. Наиболее крупными представителями экзистенциализма считаются М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и А. Камю.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. СОЗНАНИЕ В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
1.1. Сознание как философская категория
Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера[3].
Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны:
- онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и
- гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.
Онтологическая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается следующими путями:
- Материя первична, а сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи (материализм).
- Сознание существует независимо и от материального мира, и от человека, оно принадлежит Высшей Сущности. Сознание первично, потому что именно Высшая Сущность своим сознанием создает и организует мировой порядок, используя для этого материю как сырой материал (объективный идеализм).
- Сознание формирует для человека мир через комплекс поставляемых самому себе ощущений, и поэтому активное индивидуальное сознание человека, обнаруживающее пассивную материю и представляющее её в осмысленно организованной форме, первично (субъективный идеализм).
- Сознание существует отдельно от материи, а материя существует независимо от сознания, ничто из них не первично другому, но их взаимодействие определяет картину бытия (дуализм).
Гносеологическая сторона основного вопроса философии (познаваемость мира) решается двумя противоположными путями:
- Мир познаваем.
- Мир не познаваем[4].
Помимо своего основного вопроса, философия пытается в отношении сознания решить также проблемы природы сознания и механизмов его работы.
Относительно природы сознания общая позиция всех философских течений состоит в том, что сознание не материально по своей природе и не может быть объектом предметно-практической деятельности человека.
Таким образом, сознание изначально всегда понимается только как субъективная реальность, только как нечто идеальное, присущее только внутреннему миру человека.
Что же касается механизмов работы сознания, то философия ограничивает здесь сферу своих интересов процессами интеллектуального порядка, а процессы, относящиеся к различным душевным состояниям, переживаниям и способностям, она оставляет другим наукам (психология, нейрофизиология). То есть философию интересует, и она исследует только то, что касается умственной деятельности человека.
Умственная деятельность – это по своей форме есть диалог сознания с самим собой в процессе своего взаимодействия с действительностью.
В процессе же взаимодействия с действительностью, умственная деятельность сознания характеризуется наличием двух компонентов:
- Компонент чувственных ощущений (внутренних о себе и внешних, о мире).
- Компонент смыслообразования (преобразование чувственных ощущений в интеллектуальные абстракции).
Переход компонента ощущений в компонент смыслообразования, то есть восхождение сознания от единичных чувственных ощущений действительности (внешней и внутренней) на уровень сложного интеллектуального знания о ней, называется мышлением.
В результате интеллектуализации мышлением чувственных ощущений, мышление создает знание о действительности, которое невозможно получить только средствами чувственного восприятия.
Мышление, создавая интеллектуальное знание о действительности, осуществляет, тем самым, объективацию сознания. Объективация сознания – это превращение мышлением содержания сознания в объекты, с которым мышление может работать. Для получения таких объектов мышление выделяет в сознании элементы, формирующие содержание, и наделяет эти элементы свойствами объектов познания, для чего воплощает их в те или иные мыслимые формы: понятия, суждения, идеи, гипотезы, теории, модели, образы и т.д.
Таким образом, мышление своей деятельностью объективирует сознание в различные формы идеальных представлений, с помощью которых, затем, конструирует или метафизические идеи, не связанные с реальным опытом, или абстрактные образы реальных объектов действительности.