Введение
Глава I. Философские основы экзистенциализма как литературного течения
1.1.Понятие экзистенции как основа философского отношения к жизни
1.2. Конечность экзистенции как основа трагедийности мироощущения человека
Глава II. Выражение экзистенциалистских взглядов на жизнь в книге А. Камю «Посторонний»
2.1. Суд писателя над поддельными ценностями общества
2.2. Противоречивость позиции автора в «Постороннем»
Заключение
Экзистенциализм – это философия существования, иррационалистическое направление в буржуазной философии, возникшее в начале XX века в России, после первой мировой войны в Германии, в период второй мировой войны во Франции, а после войны в других странах как выражение кризиса буржуазного общества. Экзистенциализм оказал существенное влияние на развитие литературы Запада.
Представителями этого течения были в литературе Жан-Поль Сартр, Торнтон Уайлдер, Теннесси Уильямс, Альберт Камю и другие.
Начиная с середины XIX века, в философии появились существенные новации, давшие основание в противовес классической философии ввести понятие неклассической философии.
Классическая философия от античности до Гегеля и Маркса была «разумной». Она опиралась на силу разума и считала определяющим моментом действительности сущность.
Классические философские построения не удовлетворяли многих философов в виду, как они считали, потери в них человека. Специфичность, многообразие форм субъективных проявлений человека «не схватывалась» методами разума, науки.
В противовес рационализму стали развивать неклассическую философию, в которой в качестве первичной реальности стали представлять жизнь (философия жизни), существование человека (экзистенциализм).
Поворот от классического рационализма к философии жизни стал еще и реакцией на преимущественно механическое объяснение явлений в классической философии.
В основе возникновения неклассической философии находится интерес к тем сторонам жизни и жизнедеятельности человека, которые не выражались ставшими традиционными к середине XIX века философскими тенденциями. В этом смысле появление неклассической философии было вполне закономерным явлением.
Экзистенциализм оказал существенное воздействие на развитие литературы в Европе. Заслугой писателей этого направления было пристальное внимание, которое они уделяли внутреннему миру человека.
Цель курсовой работы – рассмотреть проявления экзистенциализма в литературе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить философскую основу этого течения в литературе;
- проанализировать идейно-художественные особенности книги А. Камю «посторонний»;
- показать неразрывную связь этого произведения с экзистенциализмом.
Объектом рассмотрения будет зарубежная литература.
Предметом исследования – экзистенциализм в произведении А. Камю «Посторонний».
Глава I. Философские основы экзистенциализма как литературного течения
1.1.Понятие экзистенции как основа философского отношения к жизни
Философия жизни в 30-е году XX века стала сходить на нет, уступая место экзистенциализму, в котором более органично описываются многообразные стороны бытия в мире. Экзистенциализм возник в канун Первой Мировой войны и просуществовал до середины 1960-х годов.
Экзистенция буквально означает существование. Существование понимается как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, движение к иному.
В религиозном варианте экзистенциализма (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе
В атеистическом варианте экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Камю) иное выступает как ничто. Человек спонтанно само сознает себя, осуществляя свою свободу.
Перед человеком бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу.
Интересные мысли по этому поводу высказывал Н.А. Бердяев: «Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подниматься к тому, что выше человека»[1].
В своих многочисленных трудах Бердяев отстаивал примат личности перед обществом. Личность характеризуется в горизонтах свободы, духовности, творчества.
Бердяев многократно давал свою трактовку судьбы России. Он считал, что нашей стране принадлежит мессианская роль.
Проблеме свободы посвящены и многие труды Сартра, известного в философии как основателя экзистенциализма. Этот философ утверждал, что человек вне зависимости от обстоятельств волен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем.
Экзистенциализм – это учение о бытии, о существовании. Для экзистенциалиста человек существует в мире. Вопрос о самостоятельном существовании природы не интересен.
Природа дана человеку целостно. Исходная реальность неделима на субъект и объект. Поскольку наука делит мир на субъект и объект, она неспособна выразить существование, которое постигается в особом акте экзистенции.
В экзистенции человек свободен. Быть свободным – значит быть самим собой, не ориентироваться на посторонних.
Значение общества для личности состоит в том, что оно в лучшем случае может дать предпосылки для экономических, политический и других свобод. Чаще же оно ограничивает личность.
По Хайдеггеру, общество есть сфера безличного, усредненного. Прорыв этой усредненности совершается опять же в экзистенции, применительно к которой неуместны содержательные нравственные критерии. Быть подлинным – вот главный призыв экзистенциализма.
В центре внимания экзистенциалистов – не природа, не Бог, а человек. Это обстоятельство позволяло Сартру утверждать, что экзистенциализм – это гуманизм.
Действительно, экзистенциализм сумел обратиться к таким сторонам человеческого бытия, которые отчасти невыразимы на языке науки.
Много писали экзистенциалисты о творчестве. Например, Бердяев видел в творчестве всегда прирост нового, не бывшего в мире. Каждый человек является существом творческим. Максимальных результатов добиваются гении. Таланты уступают гениям, но превосходят рядовых граждан.
[1] Канке В.А. Основы философии. Учебник. – М.: Логос, 2001, с. 261.