ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
- 1.1 История возникновения Повести временных лет
- 1.2 «Повесть временных лет» о происхождения Российского государства
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ПРАВО В «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
- 2.1 «Повесть временных лет» - историко-правовой источник государственного устройства Киевской Руси IX-XII вв
- 2.2 Отрасли права и их освещение в «Повести временных лет»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«По́весть временны́х лет» - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.[1]
Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается в третьей редакции 1117 годом. Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 императора Михаила (852 год). Название своду дало начало первой фразы «Повесть временных лет…» или в части списков «Се повести временных лет…»
В курсовой работе целью является рассмотреть «Повесть временных лет как историко-правовой источник.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-проследить освещение в «Повести временных лет» происхождения Российского государства;
-охарактеризовать «Повесть временных лет» как историко-правовой источник: государственный строй и форму государственного устройства Киевской Руси IX-XII вв;
-осветить отдельные отрасли права и их отражение в «Повести временных лет».
Объектом исследования является Повесть временных лет.
Исследования курсовой работы являются исторические и правовые источниковедческие основы, описанные в Повести временных лет. Таким образом, вышеизложенное определяет актуальность темы.
- ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ § 1.1 История возникновения Повести временных лет
Летописание, как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в конце X века. Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996 - 997 годов. Позднее, в 1037 - 1039 годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по повелению кн. Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться "Повестью временных лет".
Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу кн. Святополка II Изяславича. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича.[2]
На этом работа летописцев в XII веке на текстом "Повести" не закончилась. Согласно вероятному предположению ряда ученых (М.Х.Алешковский и др.) в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст "Повести временных лет" и его сохранила нам Ипатьевская летопись. Этот Василий - автор "Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского", вошедшей в "Повесть временных лет". В 1123 году в Переяславле епископ Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого монастыря, скопировал текст Васильевой редакции. В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции "Повести временных лет" вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377г. Только Новгородская первая летопись старшего извода (Синоидальный список) сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции "Повести" в составе свода 1118 года, с поправками Добрыни Ядрейковича 1225 - 1228 годов.
Начало русского летописания принято связывать с учреждением в Киеве митрополии. Одним из наиболее ранних памятников исторической и политической мысли является русская летопись. Источником исторической осведомленности русских летописцев во многом служили переводные византийские хроники, сборники отрывков из трудов античных мыслителей и оригинальные памятники (к которым относится былевой эпос, сказания, песни, предания, рассказы о деяниях и событиях русской истории). Летописцев волновал широкий круг философских, политических и социальных проблем: соотношение земного и небесного миров; борьба со злом и врагами родной земли; история человечества и история своей земли, ее место во всемирной истории; взаимоотношения человека и общества. [3]В числе общих вопросов широко представлена и политическая проблематика: характер верховной власти и формы ее осуществления; взаимоотношения Великого князя с князьями-вассалами, наследниками и подданными. Постоянный интерес вызывал нравственный облик держателя верховной власти, законность происхождения его полномочий и их реализации. Летописцы стремились документировать свое повествование введением текстов договоров, посланий, княжеских завещаний и т. п.
Особое значение придается «Повести временных лет», которая была написана в сложных исторических условиях дробления земель и усиления княжеских междоусобиц. Она является историческим документом, содержащим теоретические постановки вопросов о происхождении славянского народа, государства, права, о роли правового сознания в возникновении и устранении княжеских междоусобиц, в установлении единства Русской земли и др. Вопросы происхождения и бытия славянского народа рассматриваются с позиции, как самостоятельного исторического развития, так и отсутствия его.
Изучению Повести временных лет посвящена многочисленная исследовательская литература, по большому счету это - отдельный вопрос отечественной историографии и источниковедения. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Повесть Временных лет как историко-правовой источник». Фактически все наиболее крупные историки XVIII-XX веков обращались к ее анализу. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, А.А. Шахматов, Д.С. Лихачев - вот лишь некоторые из исследователей этого источника. В их работах нашли отражение самые разнообразные аспекты истории древнерусского государства, о которых повествует Повесть временных лет.
Анализ литературы по вопросу истории появления «Повести временных лет» показывает его дискуссионность в науке. Вместе с тем, во всех публикациях о «Повести временных лет» подчеркивается историческое значение летописи для истории и культуры России. Уже в самом названии «Повести временных лет» содержится ответ на вопрос о предназначении летописи: чтобы рассказать «откуду есть пошла Руская земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Иными словами, поведать о русской истории от самого начала ее и до становления православного государства под собирательным названием Русская земля.[4]