Введение
1 Полезность и рациональное поведение потребителя
1.1 Полезность и ее анализ в теории маржинализма. Закон убывающей предельной полезности. Количественный (кардиналистский) подход. Законы Г. Госсена
1.2 Порядковый (ординалистский) подход полезности. Проблемы потребительского выбора. Кривые безразличия
1.3 Модель равновесия (оптимума) потребителя. Реакция потребителя на изменение дохода. Линия «доход - потребление». Реакция потребителя на изменение цены. Линия «цена - потребление»
1.4 Эффект замещения и эффект дохода по Дж. Хиксу и Е.Е. Слуцкому
2 Расчетно-графическая работа
III ИССЛЕДОВАНИЕ фармацевтическОГО РЫНКА
3.1 Спрос и его изменение под влиянием факторов
3.2 Предложение и его формирование под влиянием факторов
3.3 Эластичность спроса и предложения
3.4 Особенности ценообразования
3.5 Анализ потребителя
3.6 Конкуренция на рынке и ее особенности
Заключение
Список используемых источников
Микроэкономика как составная часть экономической теории изучает поведение и механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами (индивидами, домашними хозяйствами, предприятиями, организациями, то есть микросистемами), стремящимися к достижению целей в условиях ограниченности ресурсов.
Задачей микроэкономики является исследование поведения потребителя и производителя и его оптимизация, рыночный спрос и предложение, цены товаров, распределение ресурсов по альтернативным направлениям их использование, равновесие рынка и т.п.
Изучение процессов формирования предложения на рынке является актуальным, поскольку знания в этой области и умение оперировать средствами и инструментами микроэкономического анализа рыночной ситуации позволяют обнаружить основные принципы, согласно которым принимаются решения, существенным образом повышающие шансы на успех в области практической деятельности предприятия.
Для эффективного функционирования предприятия его высшему составу менеджмента необходимо в совершенстве владеть теорией и практикой ценообразования.
Каждый товар в той или иной степени является полезным для потребителя.
Полезность отражает субъективную оценку покупателя и определяется степенью насыщения или ограниченности тех или иных потребностей. По мере роста благ, их наличного количества полезность обесценивается. Благо становится менее полезным.
Ценность дает ответ на вопрос не только о затратах, но и результатах, их своеобразном синтезе. Ценность характеризует товар с позиций количества затраченного труда на его изготовление и пользы. Следует отметить, что в дореволюционных работах русских экономистов использовался термин ценность, а не стоимость.
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития.
Целью курсовой работы является рассмотрение полезности и рационального поведения потребителя на рынке, а также выявить проблемы социального партнерства на рынке труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть полезность и провести ее анализ в теории маржинализма;
- рассмотреть закон убывающей предельной полезности;
- рассмотреть количественный (кардиналистский) подход;
- рассмотреть законы Г. Госсена;
- рассмотреть порядковый подход учения полезности;
- рассмотреть кривые безразличия;
- рассмотреть модель равновесия (оптимума) потребителя;
- рассмотреть реакцию потребителя на изменение дохода. Линию «доход - потребление»;
- рассмотреть реакцию потребителя на изменение цены. Линия «цена - потребление»;
- рассмотреть эффект замещения и эффект дохода по Дж. Хиксу и Е.Е. Слуцкому;
- рассмотреть проблемы социального партнерства на российском рынке труда.
Объектом исследования выступает полезность и рациональное поведение потребителя.
В курсовой работе были использованы труды отечественных авторов, а также статьи российских экономистов.
1 ПОЛЕЗНОСТЬ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
1.1 Полезность и ее анализ в теории маржинализма. Закон убывающей предельной полезности. Количественный (кардиналистский) подход. Законы Г. Госсена
Маржинализм - теория, сформировавшаяся в конце XIX-начале XX вв., является общепризнанным толкованием понятий ценности (стоимости) товаров и факторов производства на основе их предельных полезностей и производительности. [5, С.25]
Его основными представителями являются У. С. Джевонс, А. Маршалл, Дж. Хикс (Англия), Л. Вальрас (Франция), К. Менгер, Е. Бем Беверк, Ф. Визер (Австрия).[5, С.25]
Маржинальная революция основала переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму).
Основные положения маржинализма заключаются в следующем:
- использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений;
- рассмотрение и изучение поведения отдельных фирм, и потребностей покупателя;
- проведение исследования рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;
- рассмотрение вопросов устойчивого состояния экономики на макро и микро уровне;
- широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач;
- рассмотрение применения гедонизма.
Маржиналисты занимались изучением спроса и предложения, именно они сформулировали двухкритериальную теорию стоимости, основой которой стали предельные издержки и предельная полезность.
Таким образом, маржинализм рассматривает экономику как взаимодействие индивидуальных хозяйств. Изучение функционирования экономики происходит на основе поведения фирмы в процессе производства и участия на рынке. Это позволяет использовать количественные методы, а именно анализ функциональной связи между факторами, например, зависимость спроса на продукцию и ее цены, доходы потребителя и т.д.
В результате роста монополий, роста государственно-монополистического регулирования экономики поставили перед буржуазной политической экономией ряд практических проблем (по использованию экономико-математических моделей, анализа и прогноза рыночной конъюнктуры, расчёту коэффициентов эластичности спроса, оптимизации производственных затрат и некоторые другие), которые нельзя было решать, опираясь только на субъективистское понимание экономических процессов.[6, С.102]
Для современных маржиналистов характерен отход от ортодоксальных субъективистских трактовок экономических категорий, которые привели к возрастанию роли формально-логического и эмпирического анализа.[6, С.102]
Это дало возможность экономистам и эконометрикам разрабатывать математические приёмы исследования некоторых проблем экономики, в частности проблемы анализа и прогнозирования спроса, производств, затрат и другое, что повлияло на развитие некоторых областей прикладной математики а именно, операционный анализ, линейное программирование и т.д.
Основными концепциями маржинализма, которые используются в теориях изучения спроса, цены, рыночного равновесия, являются:
- Предельная полезность.
- Предельная норма замещения.
- Предельная производительность.
- Предельная эффективность капитала.
Полезность товара это тот товар, который удовлетворяет потребности потребителя своими свойствами и характеристиками, и потребитель приобретает его ради этого.
Каждый день потребности потребителя растут и насыщаются. При этом общая полезность возрастает. Интенсивность или напряженность потребности по мере потребления уменьшается.
Таким образом, полезность каждой дополнительной части блага для потребителя должна также убывать. Полезность каждой дополнительной единицы потребляемого блага называется предельной полезностью.
Закон убывающей полезности характеризуется сокращением предельной полезности по мере увеличения потребляемого блага.
Существует два подхода к оценке полезности:
- кардиналистский или количественный;
- ординалистский или порядковый.
В основе проведения анализа предельной полезности количественный подход основан на применении возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности - ютилах (от англ. utility - полезность)[8, С.12].
Но, количественные оценки полезности товара имеют индивидуальный и субъективный характер.
Количественный подход изучения полезности не предполагает возможность объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах, так как один товар ценен для одного и потребителя, и не представляет ни какой ценности для другого. [3,С.56]
Таким образом, количественный подход предполагает, что потребитель может дать количественную оценку полезности товара в ютиллах. Это можно представить в виде следующей формулы:
TU = F(QA, QB, ..., QZ), (1)
Где, TU - это общая полезность товара;
QA, QB, QZ - это объемы потребления товаров А, В, ..., Z в единицу времени.
Большое значение имеют предположения о характере функции общей полезности.