Российское государство на современном этапе развития находится в состоянии политической трансформации, которая стала результатом перехода к новой политической системе государственного устройства, узаконенного Конституцией РФ 1993 года. Трансформационные процессы в РФ объясняются несколькими, прежде всего, историческими факторами: отказом политической элиты от авторитарного прошлого и переходом к демократической политической системе, закреплением принципа разделения властей; появлением новых институтов государственной власти; трансляцией либеральных и социально-демократических ценностей и идеалов.
Формируется конкурентный и свободный по своей природе институт выборов, призванный обеспечить легитимность и законность нового политического режима и политических акторов, приходящих к власти. Расширившийся спектр гражданских прав привел электорат к возможности свободно выражать свои политические предпочтения и пристрастия, что, в свою очередь, породило необходимость у политической элиты выстраивать новый диалог с обществом: исследовать, артикулировать и агрегировать запросы конкретных социально-демографических групп и всего общества в целом. Данный институт выборов в полную силу находит свое отражение в реализации выборов Президента РФ 2008 года.
Тема курсовой работы обладает высокой степенью актуальности и практической направленности, поскольку анализ специфики реализации любой избирательной кампании необходим для оценки текущих политических ситуаций и разработки эффективных направлений работы с избирателями на выборах всех уровней власти.
Целью данной работы является исследование специфических особенностей проведения президентской избирательной кампании в России в 2008 году.
Задачами данной работы, направленными на достижение ее цели, являются следующие:
- исследование особенностей президентских выборов 2008 года;
- анализ технологий и методов проведения избирательной кампании;
- исследование специфики применения инструментов политического маркетинга при реализации избирательной кампании.
Объектом исследования в данной работе является президентская избирательная кампания 2008 года, предметом исследования выступает специфика ее реализации.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2008 ГОДА
1.1. Общая характеристика выборов Президента РФ 2008 года
Выборы Президента России в 2008 году состоялись 2 марта, как и было определено Советом Федерации. Кандидатами на пост Президента России были: официально выдвинутый 17 декабря 2007 года партией «Единая Россия» и поддержанный Президентом России Владимиром Путиным, а также партиями «Справедливая Россия», «Гражданская сила», «Аграрная партия» – Д. А. Медведев, от Коммунистической партии Российской Федерации – Г. А. Зюганов, от Либерально-демократической партии России – В. В. Жириновский, лидер Демократической партии России А. В. Богданов. Последний был зарегистрирован как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, то есть после сбора 2 миллионов подписей, так как он не был выдвинут партией, имеющей представительство в Государственной Думе (пп. 1 и 2 статьи 36 Закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
Президент России Владимир Путин, согласно Конституции России (п. 3 статьи 81), не имел права баллотироваться на пост президента в третий раз подряд[1].
Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 марта 2008 года № 104/777-5 «О результатах выборов Президента Российской Федерации», опубликованному в «Российской газете» 8 марта 2008 года, избранным на должность Президента Российской Федерации стал Дмитрий Анатольевич Медведев, набравший 70,28 % голосов избирателей.
Наиболее вероятными кандидатами на продолжение политической линии Владимира Путина являлись первые заместители председателя правительства РФ Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. Согласно косвенным данным, оба потенциальных «преемника» заметно уступают по популярности Владимиру Путину, но занимают за ним второе и третье места соответственно. Стоит отметить, что они не имеют партийной принадлежности, но пользуются поддержкой партии «Единая Россия».
После неожиданного назначения 12-14 сентября 2007 года председателем Правительства РФ Виктора Зубкова начали обсуждаться президентские перспективы также и его кандидатуры; сам Зубков в день назначения не исключил такой возможности.
10 декабря 2007 около 14-00 было объявлено, что на совещании партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», Аграрная партия и «Гражданская сила» и президента т. н. «преемником» Путина определён Дмитрий Медведев.
Выдвижение Медведева в качестве кандидата от партии «Единой России» оформлено на её съезде 17 декабря 2007 г. «За» проголосовало 478 делегатов съезда, 32 воздержались, 1 проголосовал «против».
Самую активную агитацию проводил Центризбирком, всеми усилиями пытавшийся повысить явку на выборах. На одной из пресс-конференций председатель ЦИКа Владимир Чуров заметил, что явка может превысить результат в 70 %. Социологические опросы также показывали прогнозируемую явку в интервале 65-70 %. Однако ещё задолго до выборов возникали опасения, что явка может оказаться невысокой.
Кандидат от партии власти Дмитрий Медведев совершил турне по стране, посетив около 20 городов. Причём он не оставил должность вице-премьера, то есть отличить рабочие поездки от агитации было проблематично.
Геннадий Зюганов совершил несколько поездок в регионы и выступил в нескольких предвыборных митингах. В основном КПРФ пыталась вести борьбу с доминированием Медведева в СМИ. Коммунисты подавали несколько жалоб в ЦИК на тотальное превосходство Медведева на телевидении, однако все их Центризбирком отклонил, сославшись на то, что они «не имеют под собой законных оснований».
Оппозиционные силы призвали к бойкоту выборов. К бойкоту призвала «Другая Россия» (Каспаров, Касьянов), затем зарегистрированные партии СПС и «Яблоко» (Буковский), после этого с призывом не ходить на выборы к избирателям обратилась партия недопущенного к выборам Касьянова, назвав эти выборы «недемократической процедурой». СПС поддержала активную форму бойкота, призвав собирать подписи в поддержку игнорирования выборов или портить, или уносить бюллетени. ЦИК предупредил оппозиционеров, что такие призывы могут быть «уголовно наказуемы».
Многие правозащитные организации заявили о нарушениях в ходе избирательной кампании, таких как принудительное голосование и незаконная агитация, в том числе и в «день тишины».
Таким образом, в целом выборы Президента РФ 2008 года не характеризуются жесткой предвыборной гонкой и наличием политических интриг.