Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле сопровождается повышением роли человека в достижении высокой эффективности и качества деятельности, безопасности труда. Комплексная автоматизация работы систем управления, широкое применение вычислительной техники, использование информационных моделей индивидуального и коллективного пользования, интенсификация труда коренным образом меняет его характер, – упрощаются жестко алгоритмизированнные функции специалиста, но возрастает количество возможных проблемных ситуаций и темп работы, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности.
Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий психологического стресса подчеркивается, практически, всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами). Так, А.М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса».
В последнее время многие исследователи на Западе обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного учебой или производственной деятельностью, подчеркивая перспективность этого направления как ведущего в аспекте улучшения здоровья населения. Феномены, которые присущи, по мнению зарубежных исследователей, профессиональному стрессу (депрессия, тревога, чувство вины, нерешительность и др.), вполне применимы к стрессу экзаменационному, тем более, что учебная деятельность по некоторым параметрам весьма близка к производственной.
1. Социально-демографические характеристики респондентов
В исследовании принимали участие 10 респондентов разного возраста и пола. В таблице 1 указаны их социально-демографические характеристики
Таблица 1
Социально-демографические характеристики респондентов
Индивидуальный № респондента
|
Пол
|
Возраст
|
Место работы
|
Род деятельности
|
Семейное положение
|
1
|
Ж
|
25
|
М. «Оптовик»
|
Менеджер по продажам
|
Замужем
|
2
|
М
|
24
|
Компания «Билайн»
|
Специалист по установке оборудования
|
Холост
|
3
|
Ж
|
22
|
Ритейл «Магнит»
|
Продавец-консультант
|
Не замужем
|
4
|
М
|
37
|
Завод «НижФарм»
|
Сбытчик
|
Женат
|
5
|
Ж
|
35
|
ООО «Магия»
|
Маркетолог
|
Замужем
|
6
|
Ж
|
28
|
ЗАО «Красная Пресня»
|
Ювелир
|
Замужем
|
7
|
М
|
24
|
НОУ ВПО Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
|
Студент
|
Холост
|
8
|
М
|
32
|
Автосалон «ФрегатАвто»
|
Консультант
|
Женат
|
9
|
М
|
31
|
ООО «Ресурс»
|
Специалист ПАЭС
|
Холост
|
10
|
Ж
|
36
|
СОШ №7
|
Учитель физики
|
Замужем
|
В исследовании участвовали 5 человек мужского пола и 5 – женского. Средний возраст респондентов 29 лет. Из них 3 человека являются студентами, 7 человек – работающие. Семейное положение респондентов: 3 человек состоят официально в браке, 3 человека – проживают в гражданском браке, а 4 человека – холостые из них 2 человека живут с родителями.
2. Результаты исследования и их анализ
Исследование проводилось по четырем методикам:
- Методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз»
Варанова. Данная методика относится к методам, помогающим прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях. Она предназначена для первоначального, ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. При этом под нервно-психической неустойчивостью понимается повышенная склонность нервной системы индивида к срывам в условиях воздействия экстремальных факторов. Методика разработана Ю. А. Барановым и ориентирована на использование в практике профотбора личного состава срочной службы и курсантов военно-учебных заведений.
Анкета содержит 84 утверждения, на каждое из которых обследуемый должен ответить согласием или несогласием; дать ответы »Да» или «Нет» в регистрационном бланке
Необходимое оснащение. Опросник и регистрационный бланк к методике «Прогноз».
Инструкция испытуемому. Перед вами анкета, состоящая из 84 вопросов (утверждений). Прочитайте последовательно каждый из них и решите, какой ответ – «да» или «нет» – более точно вас характеризует. Если вы отвечаете на вопрос «да», то необходимо поставить знак «+» в клетке регистрационного бланка, соответствующей номеру вопроса, если «нет», то следует поставить знак «–». Работайте самостоятельно, не тратьте слишком много времени на обдумывание вопросов. Все ответы должны быть искренними. Если у кого-нибудь возникнут вопросы, поднимите руку.
Обработка результатов проводится с помощью «ключей». Обработку начинают со шкалы искренности, которая служит для оценки достоверности ответов. Подсчитывается количество минусов (ответов «Нет») по этой шкале. Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если у обследуемого по этой шкале получено 10 или более баллов, то использовать результаты анкеты не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе индивидуальной беседы.
Показатель по шкале нервно-психической неустойчивости получают суммированием количества «+» (ответ «Да») для положительных ответов и «–» (ответ «Нет») для отрицательных ответов согласно «ключам». Полученный результат переводится в 10-балльную шкалу оценок и используется для оценки уровня нервно-психической неустойчивости.