Реферат|Экология
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2021 | Страниц: 33
Конституция РФ указывает на то, что Россия - демократическое федеративное правовое государство, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. ст. 1, 2). Это, несомненно, означает, что государство возлагает на себя обязанность по их обеспечению.
Следовательно, обеспечение благоприятных условий для жизни и деятельности человека на определенном этапе развития общества и государства является жизненно важной, насущной необходимостью в интересах не только настоящего, но и будущих поколений. И поэтому охрана окружающей среды для государства становится универсальной целью в силу ряда объективных причин, которые складываются из отношений взаимодействия природы и общества.
Отнесение охраны окружающей среды к числу основных государственных целей можно объяснить следующими обстоятельствами:
Во-первых, современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации[1].
Во-вторых, деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Поэтому создание благоприятных условий для проживания должно стать обязанностью государства. Одним из методов обеспечения охраны окружающей среды выступает административно-правовое регулирование экологических отношений. Достигнуть намеченных результатов, как верно отмечает Е.В. Скоморохина, можно при совершенствовании системы государственного управления природопользованием, в том числе и осуществлением государственного надзора (контроля)[2]. Но, как показывает практика, применение только принудительных мер не способствует достижению цели, особенно в природоохранительной деятельности. Как правило, цель может быть достигнута только в том случае, когда она основывается на заинтересованности лиц, осуществляющих природопользование в охране окружающей среды, не только в своих интересах, но и с учетом интересов их детей, внуков. Для этого необходимо повышение экологического правосознания, в том числе и посредством административно-правового метода регулирования данных отношений, так как данный метод может иметь различные формы своего выражения: убеждение и принуждение, установление прямых и косвенных запретов, ограничений, обязанностей, применение мер административной ответственности за экологические правонарушения[3].
Административно-правовое обеспечение охраны окружающей среды возможно только при эффективном государственном и муниципальном управлении в данной сфере посредством целенаправленной, скоординированной деятельности в политической, экономической, социальной и других сферах, но это затруднено отсутствием единого организационного центра управления охраной окружающей среды в нашей стране.
По данному вопросу следует согласиться с мнением М.А. Бучаковой, которая предлагает создать Министерство охраны окружающей среды, в структуру которого могли бы входить: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по особо охраняемым природным территориям[4].
Подводя анализ вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что по сравнению с ранее действовавшей системой специально уполномоченных органов образованная в настоящее время система имеет большую мобильность в области решения вопросов охраны природы, но, к сожалению, отсутствует самостоятельный специально уполномоченный орган по охране окружающей среды. Данное ведомство должно быть не только самостоятельным, но и подчиняться напрямую Президенту РФ, поскольку дело охраны природы в стране является одной из основных задач, при решении которой необходимо учитывать интересы не только настоящих, но и будущих поколений.
К сожалению, в настоящее время отсутствует и эффективное взаимодействие органов власти и управления по вопросам охраны окружающей среды и природопользования на всех уровнях из-за того, что данные вопросы законодательно не отрегулированы. Отсутствие адекватного правового механизма, позволяющего держать экологическую ситуацию под контролем общества и государства, приводит к увеличению частоты возникновения ситуаций, влекущих за собой катастрофические, часто необратимые для окружающей природной среды последствия.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
во-первых, термины «экологический контроль» и «экологический надзор» нетождественны, так как государственный экологический надзор является всего лишь разновидностью государственного экологического контроля, а он, в свою очередь, наряду с общественным и производственным экологическим контролем является одним из видов контроля.
Во-вторых, юридически не обосновано использование при осуществлении одного из направлений контрольной деятельности понятий «контроль» и «надзор», и,
в-третьих, как справедливо отмечает С.А. Боголюбов, именно задачи формирования гражданского общества и развитие идей самоуправления, демократии не исключают, по крайней мере, до их окончательной реализации, действенного экологического контроля, осуществляемого государством, которое, по мнению большинства граждан, и может оказать заметное положительное воздействие на состояние окружающей среды[5].
Итак, анализируются нормы Конституции РФ с точки зрения регулирования вопросов в сфере охраны окружающей среды и даются обобщенные рекомендации по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. Ключевые слова: конституционный принцип, благоприятная окружающая среда, экологическая безопасность.
Современное российское федеральное и региональное законодательство (в том числе регулирующее вопросы охраны окружающей среды) содержит примеры правовых актов, которые частично не соответствуют Конституции РФ. Именно поэтому мы считаем, что при разработке и принятии федеральных и региональных законов в сфере охраны окружающей среды должны учитываться нормы основного закона, а их проекты должны обязательно проверяться на соответствие конституционным положениям. Таким образом, в Российской Федерации начался целенаправленный процесс правового регулирования сферы охраны окружающей среды, и в итоге федеральные и региональные законы будут составлять единую систему законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды. Только в этом случае российское федеральное и региональное законодательство в сфере охраны окружающей среды будет отличаться высоким уровнем законодательной техники, а политика нашего государства в данной сфере будет планомерной и целенаправленной[6].
В Конституции Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии государства. В ней, в частности, установлены такие понятия в сфере взаимодействия общества и природы, как природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Нормативные правовые акты
Учебная и специальная литература:
Интернет-ресурсы:
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!