Реферат|Экология

Механизм правового регулирования государственного конституционного экологического контроля

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 33

Глава 1. Механизм правового регулирования государственного конституционного экологического контроля

1.1.         Понятие и элементы механизма правового регулирования государственного экологического контроля

1.2.         Проблемы применения правовых норм, регулирующих отношения в сфере конституционного государственного экологического контроля

Список использованной литературы

Глава 1. Механизм правового регулирования государственного конституционного экологического контроля

1.1.         Понятие и элементы механизма правового регулирования государственного экологического контроля

Конституция РФ указывает на то, что Россия - демократическое федеративное правовое государство, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. ст. 1, 2). Это, несомненно, означает, что государство возлагает на себя обязанность по их обеспечению.

Следовательно, обеспечение благоприятных условий для жизни и деятельности человека на определенном этапе развития общества и государства является жизненно важной, насущной необходимостью в интересах не только настоящего, но и будущих поколений. И поэтому охрана окружающей среды для государства становится универсальной целью в силу ряда объективных причин, которые складываются из отношений взаимодействия природы и общества.

Отнесение охраны окружающей среды к числу основных государственных целей можно объяснить следующими обстоятельствами:

Во-первых, современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации[1].

Во-вторых, деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Поэтому создание благоприятных условий для проживания должно стать обязанностью государства. Одним из методов обеспечения охраны окружающей среды выступает административно-правовое регулирование экологических отношений. Достигнуть намеченных результатов, как верно отмечает Е.В. Скоморохина, можно при совершенствовании системы государственного управления природопользованием, в том числе и осуществлением государственного надзора (контроля)[2]. Но, как показывает практика, применение только принудительных мер не способствует достижению цели, особенно в природоохранительной деятельности. Как правило, цель может быть достигнута только в том случае, когда она основывается на заинтересованности лиц, осуществляющих природопользование в охране окружающей среды, не только в своих интересах, но и с учетом интересов их детей, внуков. Для этого необходимо повышение экологического правосознания, в том числе и посредством административно-правового метода регулирования данных отношений, так как данный метод может иметь различные формы своего выражения: убеждение и принуждение, установление прямых и косвенных запретов, ограничений, обязанностей, применение мер административной ответственности за экологические правонарушения[3].

Административно-правовое обеспечение охраны окружающей среды возможно только при эффективном государственном и муниципальном управлении в данной сфере посредством целенаправленной, скоординированной деятельности в политической, экономической, социальной и других сферах, но это затруднено отсутствием единого организационного центра управления охраной окружающей среды в нашей стране.

По данному вопросу следует согласиться с мнением М.А. Бучаковой, которая предлагает создать Министерство охраны окружающей среды, в структуру которого могли бы входить: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по особо охраняемым природным территориям[4].

Подводя анализ вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что по сравнению с ранее действовавшей системой специально уполномоченных органов образованная в настоящее время система имеет большую мобильность в области решения вопросов охраны природы, но, к сожалению, отсутствует самостоятельный специально уполномоченный орган по охране окружающей среды. Данное ведомство должно быть не только самостоятельным, но и подчиняться напрямую Президенту РФ, поскольку дело охраны природы в стране является одной из основных задач, при решении которой необходимо учитывать интересы не только настоящих, но и будущих поколений.

К сожалению, в настоящее время отсутствует и эффективное взаимодействие органов власти и управления по вопросам охраны окружающей среды и природопользования на всех уровнях из-за того, что данные вопросы законодательно не отрегулированы. Отсутствие адекватного правового механизма, позволяющего держать экологическую ситуацию под контролем общества и государства, приводит к увеличению частоты возникновения ситуаций, влекущих за собой катастрофические, часто необратимые для окружающей природной среды последствия.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

во-первых, термины «экологический контроль» и «экологический надзор» нетождественны, так как государственный экологический надзор является всего лишь разновидностью государственного экологического контроля, а он, в свою очередь, наряду с общественным и производственным экологическим контролем является одним из видов контроля.

Во-вторых, юридически не обосновано использование при осуществлении одного из направлений контрольной деятельности понятий «контроль» и «надзор», и,

в-третьих, как справедливо отмечает С.А. Боголюбов, именно задачи формирования гражданского общества и развитие идей самоуправления, демократии не исключают, по крайней мере, до их окончательной реализации, действенного экологического контроля, осуществляемого государством, которое, по мнению большинства граждан, и может оказать заметное положительное воздействие на состояние окружающей среды[5].

Итак, анализируются нормы Конституции РФ с точки зрения регулирования вопросов в сфере охраны окружающей среды и даются обобщенные рекомендации по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. Ключевые слова: конституционный принцип, благоприятная окружающая среда, экологическая безопасность.   

Современное российское федеральное и региональное законодательство (в том числе регулирующее вопросы охраны окружающей среды) содержит примеры правовых актов, которые частично не соответствуют Конституции РФ. Именно поэтому мы считаем, что при разработке и принятии федеральных и региональных законов в сфере охраны окружающей среды должны учитываться нормы основного закона, а их проекты должны обязательно проверяться на соответствие конституционным положениям. Таким образом, в Российской Федерации начался целенаправленный процесс правового регулирования сферы охраны окружающей среды, и в итоге федеральные и региональные законы будут составлять единую систему законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды. Только в этом случае российское федеральное и региональное законодательство в сфере охраны окружающей среды будет отличаться высоким уровнем законодательной техники, а политика нашего государства в данной сфере будет планомерной и целенаправленной[6].   

В Конституции Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии государства. В ней, в частности, установлены такие понятия в сфере взаимодействия общества и природы, как природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ) Российская газета. №237. 1993; Российская газета. №163. 2014.

Учебная и специальная литература:

  1. Алексеев С.С. Теория права. - М., 2004. - С. 96.
  2. Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права. - М.: Юрайт, 2016. - С. 278.
  3. Бринчук М.М. Конституция Российской Федерации - основа прогрессивного развития экологического права / Отв. ред. М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик // Конституция Российской Федерации и развитие экологического права. - М., 2015. - С. 7.
  4. Бучакова М.А. Координация в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды Российской Федерации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2016. - С. 13.
  5. Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2014. - С. 3.
  6. Гиззатулин Р.Х. Экологическая функция государства: теория и практика реализации: Монография / Под ред. М.М. Бринчука. - М.: Юрлитинформ, 2014.
  7. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России // Зеленый мир. - 2016. - № 19. - С. 12.
  8. Кичигин Н.В. Правовые проблемы публичного экологического контроля (надзора): Монография. - М., 2015.
  9. Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М., 2015. - С. 71.
  10. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. - 2016. - № 2. - С. 14.
  11. Скоморохина Е.В. Административно-правовое обеспечение защиты окружающей среды: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Воронеж, 2012. - С. 4.
  12. Чхутиашвили Л.В. Совершенствование государственного экологического контроля (надзора) // Lex russica. - 2016. - № 9. - С. 15.
  13. Эрнст В.В. Конституционно-правовые основы участия граждан в обеспечении экологической безопасности // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 7. - С. 56.
  14. Яковлев В.Ф. Правовое государство. - М., 2012. - С. 9 - 11.
  15. Ястребков А.А. В экологии простых решений не бывает // Экономика и экология. - 2014. - № 1. - С. 4.

Интернет-ресурсы:

  1. Клишас А.А. Необходимо продолжать государственное финансирование социально ориентированных некоммерческих организаций // Официальный сайт Совета Федерации ФС РФ. URL: http://www.council.gov.ru/events/news/53731 (дата обращения: 04.12.2017).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское