Курсовая работа|Гражданское право

Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция как формы злоупотребления правом

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 36

Введение

Глава 1. Монополия и монополистическая деятельность

1.1 Понятие и сущность монополистической деятельности

1.2 Перспективы развития государственного регулирования монополии в РФ

Глава 2. Общая характеристика недобросовестной конкуренции и методы борьбы с ней

2.1 Понятие недобросовестной конкуренции и её соотношение со злоупотреблением права

2.2 Недобросовестная конкуренция как форма злоупотребления правом

Заключение

Список литературы

Ядром экономической деятельности чаще всего принято считать такие явления как конкуренция и монополия. Актуальность данной курсовой работы очевидна в силу того, что указанные категории достаточно изменчивы в условиях рыночной экономики.

На данной этапе развития можно смело говорить об угрозах, стоящих перед свободной конкуренцией. Среди них можно выделить следующие: естественные монополии, государственные корпорации, незаконные действия органов власти, административные барьеры. Как ни странно, самыми опасными по мнению ученых являются искусственно возникшие монополии, создаваемые специально для получения выгоды.

Государство принимает активное участие в защите конкуренции на товарных и финансовых рынках путем ее поддержки, при этом принимая меры по ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство и иные федеральные законы, регулирующие отношения в экономической сфере, определяют правовые основы государственного регулирования.

Подходя более конкретно к определению актуальности, можно отметить, что на современном этапе нельзя говорить о наличии идеальной правовой системы, созданной законодателем и регулирующей конкретные отношения, которые обеспечивают единообразие применения антимонопольного законодательства.

Объект исследования — конкуренция на рынке.

Предмет исследования — монополистическая деятельность.

Цель работы: проанализировать состояние монополистической деятельности в Российской Федерации с позиции права.

Исходя из поставленной цели формируются следующие задачи:

  • дать понятия монополии и монополистической деятельности, конкуренции;
  • исследовать антимонопольное законодательство и контроль за экономической концентрацией на товарном рынке;
  • рассмотреть актуальные проблемы в сфере монополистической деятельности.

Теоретической основой исследования являются работы таких отечественных учёных, как: М.М. Агарков, А.Ю. Белоножкин, Варламова А.Н, В.П. Грибанов, В.И. Емельянов, А.А. Малиновский, С.А Паращук, Е.А.Суханов, и другие.

Методологическая основа. При написании работы применялся системный метод, помогающий изучить соотношение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Кроме этого, были использованы сравнительно – правовой, структурно – правовой и исторические методы исследования.

 

Глава 1. Монополия и монополистическая деятельность

1.1 Понятие и сущность монополистической деятельности

Для определенияпонятия монополии сначала необходиморазобраться в этимологии этого термина. Слово "монополия" является результатом сложения двух греческих слов: monoz ("один") и pоleо ("продаю") и буквально означает "один продавец". Однако, в настоящее время термин «монополия» может быть использован для обозначения разных феноменов. Иногда монополией называют право на производство и реализацию какого-либо вида продукции или ведение какой-либо деятельности. Также монополией называют компанию, которая производит и продает уникальный, не имеющий аналогов продукт или несколько таких продуктов, не имеет конкурентов на рынке, а также защищена от вхождения конкурентов на рынок. Такое положение компании на рынке может сложиться естественным путем, либо может быть создано государством – когда одной фирме дано привилегированное право реализации товара. Также термин «монополия» может относиться к ситуации на рынке или к типу структуры рынка, в котором существует только один продавец. Особенностью такой структуры рынка является то, что цена на товар монополиста «является высшей ценой, которая только может быть получена», что означает, что фирма монополист может назначить практически любую цену на производимый ею товар. Такая ситуация невозможна на рынке совершенной конкуренции – здесь наоборот, фирмы настолько малы и их количество настолько велико, что они не способны каким-либо образом влиять на цену, которая формируется рынком, а при попытке продавать товар по цене отличной от рыночной, фирма будет нести убытки. Таким образом, максимизируя прибыль, монополия уменьшает благосостояние потребителей и препятствует развитию экономики, как считал А. Смит.[1]

Отметив основные особенности монополий, стоит разобраться, каким образом возникают монополии. Согласно современной теории, фирма может получить «статус» монополиста разными путями: достижение монопольного положение за счет вытеснения конкурентов, постоянного повышение эффективности бизнеса; монополия как соглашение между несколькими фирмами об установления определенной цены или объема производства; монополия, основывающаяся на дифференциации продукта. Первый путь монополизации является довольно таки сложным и может быть реализован в том случае, если фирма изобретет технологию производства товара с издержками гораздо меньшими, чем у конкурентов, и в последствие ценовой конкуренции конкуренты будут вынуждены покинуть рынок. Однако такая ситуация будет актуальной до следующего витка развития технологий – возможно, кто-то из конкурентов изобретет более эффективную технологию и пошатнет позиции фирмы-монополиста; или до истечения срока действия патента на технологию – когда технология станет общеизвестной, барьеры на вход для конкурентов существенно снизятся, рынок наполнится новыми фирмами. На практике часто можно встретить второй способ монополизации рынка, а точнее через образование соглашений между несколькими фирмами. Формами таких монополий являются картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.

Доминирование на рынке дает возможность устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. По монопольно высоким ценам монополии реализуют свои товары, а по монопольно низким покупают нужные товары.[2]

Поскольку фирма-монополист,так же как илюбая другаяфирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист сам определяет рыночную цену, он не может осознанно вести себя как совершенный конкурент и принимать цену как неизменную. Вместо этого он принимает в качестве неизменной, всю убывающую рыночную кривую спроса. Иными словами, монополист не подстраивается под условия равновесия, рождающиеся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Совсем наоборот, монополист формирует рыночное равновесие сам. Он делает это, выбирая то соотношение цены и величины производства, которое может принести ему наибольшую прибыль при его уровне затрат на производство.

Поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными, чем в условиях конкуренции, а именно: он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

Монопольная цена - особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается - она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверх излишнего продукта.

Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Cуществует три типа барьеров, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей:

1) Юридические барьеры. Cамыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственных монополий. Юридические ограничения представлены в форме лицензии, авторского права, товарного знака, патента:

- Лицензия - это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.

- Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора; оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников).

- Товарные знаки - это специальные символы, позволяющие узнавать ("идентифицировать") товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.

- Патент - свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента.

2) Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Барьеры, порождающие монополии естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.

3) Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

1.Конституция Российской Федерации: [офиц. текст: с учетом поправок, внесенных законами РФ от 30 дек. 2009 г. № 6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ]. - М.: Ось-89, 2015. - 47 с.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2018)// «Собрание законодательства РФ» от 05.12.1994, №32. - ст.3301.

3.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2019) N 64-ФЗ// «Собрание законодательства РФ» - 17.06.1996 г. - № 25.

4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2019, с изм. от 25.02.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2019)// «Российская газета №256, от 31.12.2001.

5.Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О естественных монополиях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013)// "Собрание законодательства РФ", 21.08.1995, N 34, ст. 3426.

6.Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О негосударственных пенсионных фондах»// «Российская газета», N 90, 13.05.1998.

7.Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 28.06.2013) "О финансовой аренде (лизинге)// «Собрание законодательства РФ», 02.11.1998, N 44, ст. 5394.

8.Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 21.07.2007)//СЗ РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.

9.Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013) "О защите прав потребителей"//»Собрание законодательства РФ, от 15.01.1996, №3, ст.140.

10.Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.12.2013) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»// «Российская газета», N 6, 12.01.1993.

11.Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//»Российская газета»,№50 от 12.03.2004.

12.Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.09.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)// «Российская газета» №248, от 17.11.1992.

13.Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: учебное пособие. - М. : «Статут»,2010. - 301 с.

14.Владимирова П.М. Теоретический анализ составов правонарушений в области конкурентного права Российской Федерации. Журнал "Юриспруденция". 2010 год.- №19.

15.Доклад ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» за 2009 год: официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. [электронный ресурс]. URL: http://www.fas.gov.ru (дата обращения: 01. 03.2014).

16.Мамедов Т.Ш. Монополизация экономики как угроза экономической безопасности России // Журнал Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. №65.

17.Никитин С.М., Глазова Е.С., Степанова М.П. Государство и проблема монополии //Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - № 7. - С. 91 - 103.

18.Степанов Л.В. Моделирование конкуренции в условиях рынка: монография. - М: «Академия Естествознания", 2009. - 115с.

19.Сухоруков. А.С. Конституционно-правовое регулирование конкуренции в Российской Федерации: автореферат диссертации // - Екатеринбург, 2010. - 26 с.  20. Лазарев В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев. - М.: Норма, 1994. - С. 592.

  1. Малеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость / Н.С. Малеин. - М.: Юрид. лит., 1992. - С. 215.
  2. Малиновский А.А. Злоупотребление правом: теоретические аспекты / А.А. Малиновский. // Журнал российского права. - 1998. - № 7. - С. 71-77.
  3. Малиновский А.А. Злоупотребление правом (основы концепции) / А.А. Малиновский. - М., 2000 - С. 100.
  4. Олейник О.М Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник в т. Т.1 / О.М. Олейник. - М.: Юристъ 2000. - С. 424.
  5. Паращук С.А. Предпосылки недобросовестной конкуренции / С.А. Паращук. // Предпринимательское право. - 2006. - № 2. - С. 45-60.
  6. Паращук С.А. Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства ее пресечения. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Паращук Сергей Анатольевич. - М., 1995. - С. 22.
  7. Решетников Ф.М. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах / Ф.М. Решетников. -М.: Юрид.лит., 2000. - С. 128.
  8. Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник. В 4 т., Т. 1. Общая часть / Е.А. Суханов. - М.: Волтерс Клувер, 2000. - С. 726.
  9. Тотьев К. Ненадлежащая реклама: законодательные запреты и ограничения / К. Тотьев. // Хозяйство и право. - 1996. - № 1. - С. 54-63.
  10. Тулубьева И. Ненадлежащая реклама / И. Тулубьева // Бизнес адвокат. -
  11. - № 16. - С. 23-28.
  12. Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве: Учебное пособие / Ф.Н. Фаткуллин. - Казань: Изд. КФЭИ, 1997. - С. 118.
  13. Фокова Е. Ответственность за нарушения законодательства о рекламе / Е. Фокова // Юрист. - 2002. - № 9. - С. 15-19.
  14. Шевердяев С.Н. Конституционно-правовой режим информации ограниченного доступа / С. Н. Шевердяев. //Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 1. - С. 21 - 27.
  15. Яценко Т.С. Шикана как правовая категория в гражданском праве: Автореф. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Яценко Татьяна Сергеевна. - Ростов на Дону.: Рост. гос. ун-т. 2001. - С. 27.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Гражданское право
2015 год 35 стр.
Курсовая Нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений
asyamolova
Курсовая работа Гражданское право
2014 год 40 стр.
Курсовая Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо
Telesammit
Курсовая работа Гражданское право
2015 год 42 стр.
Курсовая Договор участия в долевом строительстве
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2015 год 32 стр.
Курсовая Договор хранения на товарном складе
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2011 год 38 стр.
Курсовая Договорное оказание рекламных услуг
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское