ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Влияние ценовой политики на внешнеэкономическую деятельность предприятия
1.2. Ценовая политика и ценовая конкурентоспособность продукции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Понятие «ценовая стратегия». Классификация ценовых стратегий
2.2. Факторы развития промышленных предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
На эффективность развития промышленных предприятий существенное влияние оказывают разнообразные факторы внешней и внутренней среды.
В целом под факторами производства понимаются «элементы, необходимые для выпуска продукции – товаров и услуг. Согласно распространенной классификации факторы производства делятся на: средства производства (машины, инструмент, здания, земля), материалы (сырье, вспомогательные и производственные материалы) и труд в смысле целенаправленной деятельности»[1].
При этом следует исходить из сущности организации производства и труда на предприятии как процесса потребления рабочей силы и средств производства. Результаты организации производства и труда будут тем выше, чем эффективнее, экономнее используются средства производства, чем совершеннее орудия труда, чем лучше организован процесс производства, чем выше степень искусства работников и чем лучше используется рабочее время, чем лучше удовлетворен рыночный спрос.
Эффективность развития промышленных предприятий следует рассматривать с двух позиций:
– как эффективность поддержания необходимых показателей функционирования (эффективность текущая);
– как эффективность обновления, поддержания высокой конкурентоспособности (эффективность перспективная), когда вы- являются и используются факторы, влияющие на работу предприятия и способность к обновлению, т. е. определяется способность предприятия к освоению в текущем периоде новых изделий, требуемых рынком в последующие периоды. Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, т.е. инструментом, функционирующим только на основе экономических законов. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной.
Фирма не просто назначает ту или иную цену. Она создает целую систему ценообразования, охватывающую разные товары и изделия в рамках товарного ассортимента и учитывающую различия в издержках по организации сбыта в разных географических регионах, различия в уровнях спроса, распределении покупок по времени и прочие факторы.
Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких - цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями нижних эшелонов.
В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения рентабельности производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга.
Ценовая политика предприятия — это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.
Таким образом, эти и другие проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Ценовые факторы экономического развития предприятия».
Предмет исследования: ценовые факторы экономического развития предприятия.
Цель исследования: Изучить ценовые факторы экономического развития предприятия.
Задачи исследования:
- Рассмотреть влияние ценовой политики на внешнеэкономическую деятельность предприятия;
- Изучить ценовую политику и ценовую конкурентоспособность продукции;
- Дать характеристику понятия «ценовая стратегия» и классификации ценовых стратегий;
- Охарактеризовать факторы развития промышленных предприятий.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Влияние ценовой политики на внешнеэкономическую деятельность предприятия
В настоящее время происходят значительные изменения в сфере экономического положения России, которые характеризуются усилением процессов глобализации, устранением барьеров, сдерживающих развитие экономических связей с другими субъектами мировой экономики.
Это открывает новые возможности для использования отечественными предприятиями внешних факторов развития, привлечения из-за рубежа финансовых и технологических ресурсов, применения производственного и управленческого опыта, расширения рынков сбыта.
В то же время современная экономика России характеризуется высокой зависимостью от мировых рынков сырья и проблемами конкурирования на рынках готовой продукции.
В реальной экономической деятельности все хозяйственные процессы протекают с существенной долей неопределенности и связаны с риском Во внешне экономической деятельности компании категории «риск» и «неопределенность» играют чрезвычайно важную роль.
Именно в сфере внешнеэкономической деятельности риски компании очень разнообразны и трудно прогнозируемы. Высокая степень рискованности международных сделок по сравнению со сделками на национальном рынке обусловлена сложностью внешней среды международного бизнеса.
Ситуация риска, по сути, – разновидность ситуации неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено. В этом случае посредством инструментов теории вероятностей и математической статистики можно объективно оценить вероятность событий, которые предположительно возникнут в результате определенной деятельности. Соответственно, вероятность того, что событие произойдет, равна 1,а невозможность события равна 0.
Особое место в общей системе рисков занимают предпринимательские риски. Предпринимательские риски – это вероятность возникновения убытков или каких-либо потерь в результате неосуществления намечающегося события, предусмотренного планом или прогнозом.
Впервые классификация предпринимательских рисков была представлена в трудах Дж.Кейнса, считавшего, что стоимость товара должна включать величину затрат, связанных с повышенным износом оборудования, с изменениями рыночной конъюнктуры и цен, а также с разрушениями в результате аварий и катастроф.
Дж. Кейнс отмечал, что в экономической сфере целесообразно выделять три основных вида предпринимательских рисков: риск предпринимателя или заемщика, риск кредитора, риск инфляции.
В настоящее время существует не мало классификаций предпринимательских рисков, основанных на различных их характеристиках (В.М.Гранатуров, О.И. Дегтяреваидр.).Практически все эти классификации сходятся в одном – они выделяют риск экономический, основой которого является возможное негативное влияние на деятельность фирмы событий в сфере экономики.
Ряд авторов (О.И. Дегтярева и др.) разбивают экономические риски на три группы: рыночные риски; кредитные риски; операционные риски. Рыночные риски, связанные с неопределенностью колебаний рыночной конъюнктуры, наиболее разнообразны. Они включают в себя: процентные риски; валютные риски; ценовые риски рынка акций; ценовые риски товарных рынков; риски рынка производных финансовых инструментов.
Ценовые риски связаны с неопределенностью относительно будущего уровня цены. Ценовой риск большинством исследователей (К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, О.И. Дегтярева, В.М.Чибинеев и др.)определяется как вероятность (возможность) отклонения будущей цены от ее ожидаемого значения. Любое отклонение цены от ожидаемой величины считается проявлением ценового риска (это касается как динамики цен на продукцию, так и на услуги). Если применение данного определения риска ограничивается только ситуациями с неблагоприятным исходом, то целесообразно говорить о риске фирмы понести убытки; при рассмотрении ситуаций с благоприятными отклонениями целесообразно говорить о риске недополучения фирмой прибыли.
Выше приведенное определение ценового риска указывает на способ его измерения: так как ценовой риск принимает форму отклонения от ожидаемой величины, то чем больше изменчивость цен, тем большему риску подвергается субъект рынка.
Изменчивость (волатильность) цен характеризуется тремя показателями: величиной изменения цены, скоростью изменения цены и частотой изменения цены.
В последнее время проблемы ценовых рисков довольно широко рассматриваются в научной и специальной литературе. Однако подавляющее большинство этих работ посвящено рискам, возникающим в биржевой торговле, на фондовых и страховых рынках.
Ценовые риски фирмы (в т.ч. и внешнеторговой) рассматриваются поверхностно и очень обобщенно. Как правило, выделяются только инфляционный, валютный и процентный риски.
Это обстоятельство, по нашему мнению, объясняется следующим. Рынки готовых товаров очень разнообразны. Производство широкого ассортимента готовой продукции полуфабрикатов может осуществляться большим количеством конкурирующих фирм практически везде. Выпускаемая продукция очень сильно варьируется как по своим техническим и потребительским параметрам, так и по качеству. Условия эксплуатации промышленной продукции и требования к ее параметрам отличаются у конкретных потребителей. Решающая роль в формировании мировых цен на готовую продукцию принадлежит ведущим фирмам-производителям и экспортерам, но постоянно увеличивается число средних и более мелких фирм, часто проводящих агрессивную ценовую политику. В связи с этим конкуренция на рынках готовой продукции в последние годы все более обостряется. В отличие от сырьевых рынков, рынки готовой продукции не имеют четких географических границ (как месторождения полезных ископаемых), поставщики и потребители значительно реже привязаны друг к другу долгосрочными контрактами. Рынки готовой продукции менее прогнозируемы и управляемы, чем рынки сырьевых товаров. Соответственно, различных рисковых ситуаций и их комбинаций на этих рынках значительно больше.