Магистерская диссертация|Теория государства и права (ТГиП)

Совершенствование реализации государственной политики развития системы общего образования

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 32

Цена: 2 000
Купить работу

Введение                                                                                                              

  1. Теоретические и методологический основы исследования государственной политики, направленной на развитие системы общего образования в Российской Федерации

1.1 Сущность и основы организации государственной политики, в сфере общего образования       

1.2 Нормативное правовое регулирование в сфере общего образования Российской Федерации                                                                                                   

Библиографический список                                                                           

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами Российской Федерации. Статья 43 Конституции Российской Федерации[1] гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также дает право каждому выбирать форму получения образования. Система общего образования – главный фактор формирования конкурентоспособной личности, готовой к постоянному росту.

В настоящее время важность исследования развития системы образования обусловлена переходом на новые технологии. На первый план выходит необходимость формирования принципиально новой системы образования, которая предполагает постоянное обновление. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к новым знаниям, что предопределяет новое понимание качества образования, а значит, и новые подходы к управлению его достижением.

Навыки непрерывного образования, умение обучаться, выбирать и обновлять профессиональный путь закладываются с дошкольной ступени и формируются на протяжении всей жизни.  Главным результатом общего образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Стратегической целью государственной политики направленной на развитие системы общего образования в Российской Федерации                                                                        является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Достижение этой цели осуществляется в ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утвержденной в Постановлением Правительства Российской Федерации[2], направленной на достижение ключевых показателей и этапов развития в сфере образования установленных указами Президента Российской Федерации[3], а также в процессе решения ключевых задач на всех уровнях системы образования.

Поэтому дальнейшее повышение эффективности реализации государственной политики, направленной на развитие системы образования города Москвы, приобретает особую актуальность, что и предопределило выбор темы магистерской диссертации.

Степень научной разработанности. Проблемы совершенствование и реализации государственной политики направленной на развитие системы общего образования в Российской Федерации являются объектом давнего и глубокого внимания со стороны научного сообщества.  Государственная политика, направленная на развитие системы общего образования неоднократно становилась предметом изучения исследователей.  Общетеоретические вопросы развития системы общего образования, а также его роли в современном обществе, присутствуют в работах В. К. Криворученко[4], Б. Л. Вульфсон[5], Н. Е. Воробьевой[6]. Сущность системного подхода к управлению развитием системы общего образования отражается в работах А. Д. Николаевой[7],  А. М. Князевым, И. В. Одинцовой[8]. Проблемы развития образования и его управления раскрываются в работах Ф. В. Шаримова,[9] Г. Г. Корзниковой,[10] О. Д. Федяева,[11]. Теоретическая база управления образованием, разработана Ю. В. Васильевым[12], Ю. А. Конаржевским[13], В. С. Лазаревым[14], А. М. Моисеевым[15],  В. П. Симоновым[16], П. И. Третьяковым[17], Т. И. Шамовой[18] и др.

Объект исследования – государственная образовательная политика города Москвы.

Предмет исследования – содержание и особенности реализации государственной политики развития системы общего образования в городе Москва.

Цель исследования: комплексный анализ реализации государственной политики развития системы образования города Москвы и обоснование путей её совершенствования.

В ходе исследования решить следующие основные задачи:

  • Исследовать сущность и основы организации государственной политики, сфере развития системы общего образования.
  • Раскрыть нормативные правовые основы государственной политики в сфере общего образования в Российской Федерации
  • Обобщить опыт деятельности Департамента образования города Москвы по реализации государственной политики развития системы общего образования
  • Обосновать предложения по совершенствованию реализации государственной политики развития системы общего образования в городе Москве
  • Разработать предложения, направленные на совершенствование механизмов реализации государственной политики развития системы общего образования в городе Москве.

Методологическую основу исследования составляют положения и выводы ученых, исследующих проблемы совершенствования реализации государственной политики развития системы общего образования в Российской Федерации. При написании диссертации использован комплексный подход к изучению государственной политики системы общего образования, предполагающий применение методов сравнительного и ситуационного анализа, контент – анализа, анализа социологических данных, мониторинга.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические отчеты, данные представленные в докладах и отчетах органов государственной власти о результатах совершенствования реализации государственной политики в системе общего образования Российской Федерации, отчеты и социологические опросы Департамента образования города Москвы, научные публикации, материалы Интернет и СМИ.

Научная новизна исследования.  В диссертации поставлена проблема развитие и реализация совершенствования государственной политики системы общего образования в городе Москве. В данной работе представлен комплексный анализ состояния и результатов реализации государственной политики системы общего образования в городе Москве в условиях непрерывного изменения законодательной базы, сопровождающей реализацию государственной политики Российской Федерации и процессов управления системой общего образования.

Теоретическая значимость работы. Диссертационное исследование вносит определенный вклад в анализ и освещение некоторых ранее не изученных аспектов проблемы совершенствования реализации государственной политики развития системы общего образования в городе Москве.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть реализованы в практической деятельности Департамента образования города Москвы, а также могут быть приняты во внимание при разработке методики управления образовательными организациями в субъектах Российской Федерации.

Структура работы обусловлена характером поставленной задачи. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Территориальные рамки исследования представлены территорией Российской Федерации (города Москвы).

         

  1. Теоретические и методологический основы исследования государственной политики, направленной на развитие системы общего образования в Российской Федерации

1.1 Сущность и основы организации государственной политики, в сфере общего образования       

Образование является одним из наиболее важных факторов формирования нового качества экономического развития государства и общества в целом, в связи с чем, его значение во всем цивилизованном мире стремительно возрастает.

Как отмечают исследователи в области социологии, экономического права и образовательной политики, российская система образования на сегодняшний день вполне способна конкурировать со многими системами образования передовых стран мира. В государстве проводится глубокая и всесторонняя модернизация сферы образования с выделением необходимых ресурсов и созданием инновационных механизмов их использования. Современная общенациональная образовательная политика пользуется широкой поддержкой общественности и обладает большими приоритетами – при условии согласованного взаимодействия всех входящих в ее состав институтов[19].

На современном этапе развития Российского государства основные направления развития системы образования определяются процессами перехода к правовому государству, существующему на основах демократического общества, преодолении опасности отставания от мировых тенденций социально-экономического и общественно-политического развития.

Изменения, происходящие в обществе, новые запросы социальной и экономической сфер выставляют особые требования к организации образования как основы формирования личности нового типа. Таким образом, возникает необходимость в модернизации образования, что влечет за собой трансформации в сфере государственной образовательной политики.

Модернизация образования предполагает включение в качестве активных субъектов преобразований всех участников образовательного процесса: отдельных граждан всех возрастов, института семьи, профессионально-педагогических сообществ, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также - научных, культурно-досуговых, коммерческих и социальных институтов[20].

Целью современного процесса модернизации образования является создание эффективного механизма устойчивого развития и реализации образовательных услуг на принципах демократии, доступности и преемственности. Для достижения данной цели на уровне государства должны решаться первоочередные задачи, связанные с обеспечением государственных гарантий возможности получения качественно нового дошкольного, общего и профессионального образования. В этой связи основным приоритетом является  разработка новых нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов модернизации образования; направление усилий на повышение социального статуса педагогических работников, усиление государственной поддержки сотрудников образовательной сферы; распределение ответственности между основными субъектами образовательной деятельности[21].

В основе современной образовательной политики лежит социальная адресность и сбалансированность социальных интересов всех участников процесса. При этом стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе тесного взаимодействия с экономическим, социокультурным сектором, сферой здравоохранения, ведомствами и общественными организациями всех уровней, а также – родительской общественностью и управленческими структурами. Кроме того, эффективное внедрение принципов государственной образоваетльной политики невозможно без широкомасштабной работы с населением, усвоения каждым членом общества основных ценностей и приоритетов современного образования, понимания собственных прав, свобод и обязанностей в данной сфере[22].

Под государственной политикой в сфере образования понимают систему мер, направленных на реализацию приоритетов государства в сфере образования. В более широком смысле государственная политика определяет систему норм, ценностей, идеалов, а также - целей, задач, принципов и механизмов реализации образовательной стратегии.

Образовательная политика – одна из важнейших составляющих общей политики государства. Она является ведущим компонентом в обеспечении осознания гражданами и реализации на практике основных прав и свобод личности; играет определяющую роль в стимулировании научно-технического и социально-экономического развития страны, гуманизации общества, развития российской культуры. Государственная политика в сфере образования устанавливает цели и задачи развития образования на принципах общественного признания, а также - гарантирует внедрение их в жизнь посредством осуществления согласованных действий общества и государства[23].

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» определяет в качестве стратегической цели модернизации образовательной сферы обеспечение доступности и высокого качества образовательных услуг, соответствие результатов обучения и воспитания требованиям современного экономического, социального и политического развития страны. Именно образование видится основным социальным институтом, обеспечивающим инновационное развитие экономики государства. Система образования должна быть модернизирована в соответствии с потребностями общества. В связи с этим, сама образовательная традиция, теория и практика, составляющая основу образовательной парадигмы, должна быть существенно обновлена. Таким образом, одним из основных аспектов в формировании современной государственной образовательной политики является обозначение целей, задач и механизмов реализации новых направлений развития общества[24].

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначены основные принципы государственной образовательной политики на сегодняшний день:

- приоритет качественного образования;

- обеспечение всеобщего права на образование  недопустимость дискриминации по какому-либо признаку;

- гуманизация образования, приоритет жизни и здоровья, прав и свобод, всестороннего развития личности;

- направленность на формирование гражданственности, патриотизма, взаимоуважения, ответственности, трудолюбия, обеспечение правовой культуры и рационального природопользования;

- защита этнокультурных ценностей и традиций всех народов Российской Федерации в условиях единого многонационального государства;

- интеграция равноправного и взаимовыгодного взаимодействия российской системы образования с образовательными системами образования других государств;

- формирование системы непрерывного образования жизни в соответствии с потребностями и интересами личности;

- обеспечение академических прав и свобод учащихся и педагогических работников, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

- демократизация управления в сфере образования;

- разумное и целесообразное сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования[25].

Реализация данных принципов предполагает решение следующих задач:

  1. Создание механизмов обеспечения качества образования и эффективности управления образовательными учреждениями.
  2. Разработка структуры новой образовательной системы государства в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
  3. Формирование методологической основы обеспечения доступности и качества образовательных услуг для всех слоев населения.
  4. Проектирование единой системы непрерывного образования, предусматривающей связь дошкольного, школьного, ВУЗовского и последипломного образования, обеспечение подготовки и переподготовки профессиональных кадров в соответствии с изменением запросов общества и экономики.
  1. Всеобщая декларация прав человека /Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Конвенция о правах ребенка /Одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 // СПС КонсультантПлюс.
  3. a.     Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
  1. Трудовой кодекс Российской Федерации /Принят Государственной Думой Российской Федерации 21 декабря 2001// СПС КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  3. Всеобщая декларация прав человека /Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс.
  4. Конвенция о правах ребенка /Одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 // СПС КонсультантПлюс.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации /Принят Государственной Думой Российской Федерации 21 декабря 2001// СПС КонсультантПлюс.
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 года №1662-р // Интернет-портал Правительства РФ - http://правительство.рф/gov/results/12932/
  8. Проект государственной программы «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы» // сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru/
  9. Приоритетный Национальный Проект «Образование» (ПНПО) // сайт Инновации в образовании - http://sinncom.ru/content/reforma/index.htm
  10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // сайт Инновации в образовании - http://sinncom.ru/content/reforma/index.htm
  11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014. www.consultant.ru/document/cons doc law 171774.
  12. Вяземский Е.Е. Государственная образовательная политика Российской Федерации / М.Н. Чернова //Справочник учителя истории. 5-11 классы. - М. : Экзамен, 2008. - 186с.
  13. Балаше И.Н. Государственное управление образованием / И.Н. Балашева // Социс. - 2004. - № 3.
  14. Горохов М.Э. Образование в России / М.Э. Горохов // ЭКО. - 2004. - №8.
  15. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» ( в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.2018 N 187, от 30.03.2018 N 354, от 26.04.2018 N 507 ) [ Электронный ресурс ] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
  16. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [ Электронный ресурс ] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
  17. В.К. Криворученко, Единство образования и воспитания в общеобразовательной школе (1917-1941 гг.): Исторический опыт и уроки : В.К. Криворученко, С.В. Квитко ; Нац. ин-т бизнеса. - М. : Нац. Ин-т Бизнеса, 2004 ( ЗАО Изд-во ИКАР ). - 355, [ 2 ] с.
  18. Сравнительная педагогика : История и соврем. проблемы / Б.Л. Вульфсон ; Ун-т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 2003. - 229, [ 3 ] с.
  19. «Конституция Российской Федерации» ( принята всенародным голосованием 12.12.1993 ) ( с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ ) [ Электронный ресурс ] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
  20. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» ( в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.2018 N 187, от 30.03.2018 N 354, от 26.04.2018 N 507 ) [ Электронный ресурс ] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
  21. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [ Электронный ресурс ] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
  22. В.К. Криворученко, Единство образования и воспитания в общеобразовательной школе (1917-1941 гг.): Исторический опыт и уроки : В.К. Криворученко, С.В. Квитко ; Нац. ин-т бизнеса. - М. : Нац. Ин-т Бизнеса, 2004 ( ЗАО Изд-во ИКАР ). - 355, [ 2 ] с.
  23. Современное общество, наука и образование: модернизация и инновации [ Текст ] : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 31 октября 2013 г. : [ в 5 ч. ] / М-во образования и науки Российской Федерации. - Москва : АР-Консалт, 2013. - 21 см. Ч. 4. - 2013. - 152 с.
  24. Теоретические основы развития системы управления школьным образованием / А. Д. Николаева. - М. : Компания Спутник+, 2005 ( ООО Компания Спутник+ ). - 142, [ 1 ] с.
  25. Системные деловые игры в образовании / А. М. Князев, И. В. Одинцова ; Рос. академия гос. службы при Президенте Рос. Федерации ; под общ. ред. А. А. Деркача. - Москва : Изд-во РАГС, 2006. - 151, [1] с.
  26. [1]Шарипов, Фанис Вагизович. Менеджмент общего и профессионального образования [ Текст ]. – М.: Логос, 2014. - 432 с.
  27. Корзникова, Галина Григорьевна. Менеджмент в образовании [ Текст ] : учеб. / Г. Г. Корзникова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. - 350, [ 1 ] с.
  28. Государственная политика в области образования в России : ( Вторая половина 80-х-начало 90-х гг. ) / О. Д. Федяева; Ом. гос. пед. ун-т, Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - Омск : Б. и., 1995. - 32 с.; 20 см.
  29. Теория и практика педагогического управления в школе : Учеб. пособие : [ Сборник ] / НИИ шк.; Под ред. Ю. В. Васильева. - М. : НИИШ, 1989. - 113, [ 2 ] с., [ 1 ] л. ил.; 21 см.
  30. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю. А. Конаржевский. - М. : Педагогика, 1986. - 143, [ 2 ] с.
  31. Системное развитие школы / В. С. Лазарев. - 2. изд. - М. : Пед. о-во России, 2003 ( РГУП Чебоксар. тип. N 1 ). - 301, [ 1 ] с.
  32. Программа развития: как разработать главный стратегический документ школы [ Текст ] : практико-ориентированное научно-методическое пособие в вопросах и ответах для руководителей общеобразовательных организаций / А. М. Моисеев. – М. : Перспектива, 2016. - 339 с.
  33. Управление в социальных ( педагогических ) системах : монография / В. П. Симонов. - М., 2005 ( Изд-во МГОУ ). - 183 с.
  34. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии / П. И. Третьяков. - М. : Скрипторий 2003, 2003 ( Псков : ГУП Псковская обл. тип. ). - 568 с.
  35. Управление образовательными системами : учеб. пособие / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2005 (ГУП Сарат. полигр. Комб .). - 382, [ 2 ] с.
  36. Завалько Н.А. Стратегические аспекты эффективного функционирования высшей школы в условиях рыночной системы. Екатеринбург, 2010. 234 с.
  37. Коршунов М.Г. Наука и образование /М.Г. Коршунов // Образование в России. - 2004. - №9.
  38. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. №4.
  39. Косевич А.В., Матюнина О.Е. Особенности развития рынка образовательных услуг // Вестник академии. 2015. № 1. С. 204-206.
  40. Куклин, В.Ж., Беляков, С.А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление. - 2003. - № 3(26). - С. 10-23.
  41. Матюнина О. Е. Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы // Вестник МИЭП. 2015. №2 (19).
  42. Панкова Н.В., Курочкина А.А. Стратегия реформирования отечественной сферы образования// Стратегическое управление организациями: мировая теория и всероссийская практика: Труды Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 0,1 п.л. (авт. 0,05 п.л.)
  43. Панкова Н.В. Государственная политика в сфере образования: Монография. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 10,0 п.л.
  44. Прокопчук Л.О. Стратегия развития высшего образования и обеспечение качества / Л.О. Прокопчук // Almamater. - 2005.
  45. Прохоренко С.С. Об образовании / С.С. Прохоренко // Образование в России. - 2005. - №11.
  46. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования / Б.А. Сазонов // Учебное пособие.1 ? М. : ФИРО, 2006. ? 184 с.
  47. Смолин О.Н. Приоритеты образовательной политики / О.Н. Смолин // Almamater. - 2003. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения / Информационный бюллетень. ВЦИОМ, Интерцентр, АНХ. - 2004. - №3.
  48. Ворожейкина О.Л. Системы обеспечения качества высшего образования в европейских странах: на примере Великобритании, Германии, Франции и Швейцарии / О.Л. Ворожейкина, Е.Б. По-кладок, Л.Н. Тарасюк. — М.: РГГУ. — 2013.
  49. Грудцына Л.Ю. Развитие высшего юридического образования в современной России: монография / Л.Ю. Грудцына, С.А. Иванова, Д.А. Пашенцев, О.В. Петровская. — М.: Юркомпани, 2014.
  50. Образовательное законодательство государств-участников СНГ и стран Балтии / Ю.А. Кудрявцев, И.Ю. Егорова, О.Л. Ворожейкина [и др.]; под ред. В.М. Сырых. — М., 2003.
  51. Образовательное законодательство зарубежных стран. Законы Австрии, Великобритании, Испании, Китая, Мексики, Нидерландов, Франции, ФРГ /сост.: Ю.А. Кудрявцев, И.Ю. Егорова, О.Л. Ворожейкина [и др.]; под ред. В.М. Сырых. — М., 2003.
  52. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Була-евский [и др.]; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Юриспруденция, 2015.
  53. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А.Ю. Рожкова. — М.: Юрайт, 2016.
  54. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права / В.М. Сырых. — М.: Центр образовательного законодательства, 2002.
  55. Шкатулла В.И. Образовательное право России: учебник для вузов / В.И. Шкатулла. — М.:Юстицинформ, 2015.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Магистерская диссертация Теория государства и права (ТГиП)
2017 год 106 стр.
Диссертация Юридическая сущность уголовной политики
Alcofribas
Магистерская диссертация Теория государства и права (ТГиП)
2021 год 71 стр.
Совершенствование законодательства о государственном контроле за торговой деятельностью
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское