Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учет и охрана интересов человека в сфере труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий.
В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал. Важнейшей составляющей международно - правового регулирования труда как на универсальном, так и на региональном уровне, является межгосударственное сотрудничество в области социального обеспечения.
В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально - экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.
Новые нормативные акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения. Свое юридическое закрепление это право находит в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.). и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1966 г.). В котором закреплены право на труд, одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации, право на отдых, особая охрана труда, интересов женщин - матерей, детей и подростков и др. Международный пакт о гражданских и политических правах содержит нормы о запрещении принудительного труда и свободном осуществлении права на ассоциацию.
Международно - правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.
Идея социальных прав представлена концептами свободы, равенства, справедливости, солидарности являющихся краеугольным камнем современного общества. Во многих исследованиях социальные права и свободы рассматриваются в едином блоке социально-экономических прав, а их особенностью является то, что составляющие их социально-правовые нормы являются составной частью международно-правовой системы.
На современном этапе развития взаимоотношений в обществе, в условиях глобализации и новых экономических, политических, геополитических, этических преобразований, всё больше возрастает необходимость в исследовании и анализе современного состояния социальных прав и свобод человека.
Практика признания и защиты «прав человека» имеет многовековую историю, соответственно и со времен возникновения социальных прав и свобод человека прошло немало столетий. В различных частях света, социальные права и свободы возникали и развивались неоднозначно. Их признание, закрепление, соблюдение, охрана и защита структурно представляют собой весьма значительный комплекс принципов и норм, регулирующих широкий спектр общественных отношений. Поэтому важной юридической особенностью данных прав и свобод является то, что составляющие их социально-правовые нормы «разбросаны» по многим отраслям внутригосударственного права, а также являются составной частью международно-правовой системы.
Цель работы – изучить международно-правовое регулирование социального обеспечения.
Задачи работы:
- Дать понятие и описать цели международно-правового регулирования социального обеспечения;
- Рассмотреть общепризнанные принципы международного права;
- Охаракутеризовать современный период развития международного права социального обеспечения;
- Дать понятие и классификация источников международного права социального обеспечения;
- Описать нормативное содержание основных актов Совета Европы;
- Рассмотреть нормативное содержание основных актов Европейского союза;
- Описать нормативное содержание основных актов Содружества Независимых Государств.
Объект исследования – нормативно-правовые акты социального обеспечения.
Предмет исследования – международно-правовое регулирование социального обеспечения.
Данная тема изучена в работе таких авторов как Д.Н. Садриева, Б.К. Оторова, К.К. Оторов, Е. Е. Мачульская, М. В. Лушникова, В.А. Иваненко, В.С. Иваненко, В. Зорькин, К Я. Гусов, М. Н. Курилин, Р.М. Валеев, О.П. Беребина и других авторов.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с международно-правовым регулированием социального обеспечения.
Предмет исследования – международные нормативно-правовые акты, регулирующие права граждан в области социального обеспечения.
Методы исследования – обзор литературы, исторический, формально – юридический, сравнительно-правовой, диалектический, методы.
Работа состоит из введения, двух глав заключения и списка литературы.
1. Понятие, принципы и современный этап развития международно-правовое регулирование социального обеспечения
1.1 Понятие и цели международно-правового регулирования социального обеспечения
Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека, что находит всестороннее закрепление в актах международного права. Право на социальное обеспечение является одним из важнейших прав каждого человека, включает в себя право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. Впервые оно было закреплено во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Эти правовые акты являются наиболее значимыми источниками, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся социального обеспечения. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) - это, в первую очередь, программный политический документ, в котором сформулирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых социально-трудовых прав человека. Среди таких прав Декларация провозглашает право на социальное обеспечение; право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам; право на особую защиту материнства и детства; право на образование, которое должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования, причем начальное образование должно быть обязательным (Ст. 22, 25, 26). Всеобщая Декларация прав человека стала основой, международным стандартом для всей системы международных актов по правам человека, в том числе Деклараций о правах отдельных категорий лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, Пактов и Конвенций ООН. Специалисты международного права считают, что права и свободы, провозглашенные во Всеобщей декларации, являются юридически обязательными общепризнанными нормами.
Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового регулирования социального обеспечения составляет, прежде всего, идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере социального обеспечения. Например, в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. говорится о том, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9); право каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи (ст. 11); право на образование, на обязательный и бесплатный характер начального образования (ст. 13).
В соответствии с Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренним законодательством (ч.4 ст.15). Международные нормы, касающиеся отношений в сфере социального обеспечения, направлены на то, чтобы усовершенствовать саму систему внутреннего национального права социального обеспечения.
Также особо значимым международным актом в сфере социального обеспечения, является Конвенция о правах ребенка (1989 г.), ратифицированная Россией. Данный правовой акт закрепляет социально-экономический критерий (18 лет), до достижения которого человек признается ребенком. Государства-участники данной Конвенции признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения и право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Право на особую заботу со стороны государства признается за неполноценным ребенком с целью обеспечения ему эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья и в итоге наиболее полного вовлечения такого ребенка в социальную жизнь.
Международные нормы в сфере социального обеспечения содержатся и в различных международных многосторонних и двусторонних договорах, соглашениях, а также в актах рекомендательного характера.
Международно-правовое регулирование состоит в разработке международных стандартов в области социального обеспечения. Кроме того, его задачами являются гармонизация и координация законодательства разных стран по вопросам сохранения приобретаемых прав при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а также сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного места жительства.
Можно выделить следующие варианты воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:
- – прямое применение международных актов после ратификации;
- – включение международных норм в текст законов;
- – имплементация положений ратифицированных или нератифицированных актов с помощью внутреннего законодательства.
Гармонизация международно-правового регулирования осуществляется путем формулирования общих принципов, а также минимальных стандартов и других характеристик систем социального обеспечения, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 об основных целях и нормах социальной политики (1962). Данная Конвенция провозгласила, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровне для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и др.
В Конвенции говорится, что всякая политика прежде всего должна направляться на достижение благосостояния и развитие населения (ст. 1), а повышение жизненного уровня должно рассматриваться в качестве основной цели при планировании экономического развития (ст. 2).
В ст. 5 Конвенции подчеркивается, что независимым производителям и наемным работникам должны создаваться условия, которые позволят им улучшать жизненный уровень собственными усилиями и обеспечат поддержание прожиточного минимума. При установлении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.
Целью социально-экономической политики провозглашено упразднение дискриминации среди трудящихся по признакам расы, пола, вероисповедания, профсоюзного членства и др.
Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств-участников или для стран, ратифицировавших договор.