Введение
1. Понятие, принципы и гарантии законности
1.1 Понятие и сущность законности
1.2 Принципы законности
1.3 Гарантии законности
2. Понятие принципы и элементы правопорядка
2.1 Правовой порядок: понятие и структура
2.2 Принципы правопорядка
2.3 Элементы структуры правопорядка
3. Соотношение законности и правопорядка
3.1 Взаимоотношение законности и правопорядка
3.2 Проблемы законности и правопорядка в современной России
Заключение
Современное состояние исследования правопорядка характеризуется уникальным сочетанием классических советских утверждений (зачастую воспринимаемых научным сознанием в качестве догм), ярких идей о понятии и сущности правопорядка с одновременным отсутствием четкого понимания его структуры и перспектив прикладного использования категории в сфере юридической деятельности.
Понятие «правопорядок» должно служить для характеристики системы и механизма, а не только результатов правового регулирования. При этом ему отводится инструментальная роль в оценке действующего права.
В настоящее время в научном осмыслении нуждаются не только понятие (в этой части юридическая наука достигла немалых результатов), но и структура правопорядка, его форма, содержание, критерии, показатели, направления, средства и методы укрепления. Решение указанных проблем имеет важное значение для создания теории правопорядка.
Правопорядок невозможен без законности, однако ее роль относительна. Представление о законности как абсолютной идее безусловной реализации правовых норм обладает наряду с положительным и деструктивным значением. Анализ законодательства позволяет увидеть, что значение идеи (принципа) организации и функционирования правовой жизни имеет не только законность, но и необходимость. При этом если законность выступает как принцип права, то необходимость проявляет себя в качестве правового принципа, то есть, формально не получив должного закрепления в праве, необходимость обнаруживает юридическую сущность, поскольку позволяет достигать конкретных правовых результатов в условиях правовой неопределенности. Конкретные формы проявления и роль необходимости в правовой жизни могут быть различны, однако эта идея имеет такое же значение для правового регулирования, что и идея законности.
Объект работы – законность и правопорядок.
Предмет работы – понятие и признаки законности и правопорядка и вопросы их соотношения между собой.
Цель работы – рассмотреть соотношение законности и правопорядка.
1 Дать понятие и выявить сущность законности;
2 Описать принципы законности;
3 Рассмотреть гарантии законности;
- Охарактеризовать понятие и структуру правового порядка;
- Выявить принципы правопорядка;
- Рассмотреть элементы структуры правопорядка;
- Описать взаимоотношение законности и правопорядка;
- Рассмотреть проблемы законности и правопорядка в современной России.
В процессе исследования для оценки норм российского права в изучаемой области, применялись методы: исторический, системного анализа, толкования и сравнительного правоведения, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне.
Данная тема изучена в работах таких авторов как Д.А. Керимов, А. А. Иванов, А. О. Долгопят, Д.А. Матанцев, Ю.С. Назарова, М.О. Мирошниченко, Г.С. Працко и других.
Предложенная структура работы позволит раскрыть тему курсовой работы.
1. Понятие, принципы и гарантии законности
1.1 Понятие и сущность законности
Законность представляет собой сложное и многогранное явление, роль и значение которого как в сфере теории, так и в сфере юридической практики переоценить крайне трудно.
Идея законности неотделима от права и государства. Уже сам факт возникновения последних объективно требует наличия в жизни общества законности. Издаваемые государством юридические нормы должны реализовываться в поведении участников общественных отношений. Осознание необходимости данной идеи в конечном счете приводит к формированию целой системы государственных органов, надзирающих за точной и неукоснительной реализацией права. Возникнув однажды, право и государство оказываются неразрывно связаны необходимостью обеспечения законности.
Характеризуя законность, М. И. Байтин писал: «Законность как особое правовое явление есть своего рода связующее и переходное звено от сущности, содержания (норм) и форм (юридических источников) права к применению и иным видам его реализации, правоотношениям, правопорядку».
В наиболее общем виде законность отражает соответствие поведения субъектов общественных отношений требованиям правовых норм. Это наиболее краткое и достаточно абстрактное понимание законности.
Уяснению сущности понятия «законность» способствует использование философских категорий «содержание» и «форма». В философском словаре содержание определяется как определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление; под формой же понимается способ существования и выражения этого содержания, его различные модификации.
Содержание законности носит многоаспектный характер. В юридической литературе выделяют три его стороны (элемента): предметную, субъектную и нормативную. Специфическим способом выражения содержания законности является форма, а именно законность как принцип, метод и режим правовой жизни. Рассмотрим указанные выше стороны содержания понятия «законность».
Предметная сторона в содержании законности характеризует объективно существующие явления и процессы, которые должны соответствовать требованиям правовых норм. Прежде всего, это действия и поведение людей, а также результаты этих действий - нормативные правовые (подзаконные акты) и индивидуально-правовые акты (правоприменительные акты и правореализующие акты).
Субъектная сторона в содержании законности указывает на круг субъектов, которые обязаны соблюдать правовые предписания, а также имеют право требовать такого соблюдения от других.
В юридической литературе высказывается точка зрения (В. Н. Витрук, И. В. Ростовщиков, А. Г. Фастов), согласно которой требование законности обращено лишь к должностным лицам и органам государственной власти. Безусловно, вред, который может нанести чиновник в результате нарушения закона, несоизмерим с тем вредом, который способен причинить обычный гражданин. Однако из этого нельзя делать вывод о том, что законность обращена исключительно к лицам, облеченным властными полномочиями. При таком подходе искусственно создается видимость того, что обычным, рядовым гражданам необязательно соблюдать законы. Представляется, что позиция названных авторов недостаточно обоснована. Общее понимание законности как характеристики такой деятельности, которая соответствует, не противоречит закону, предполагает, что требование законности обращено ко всем субъектам права начиная от простого гражданина и заканчивая Президентом Российской Федерации. Все обязаны строить свое поведение с учетом требований закона. В этой связи не потеряло своей актуальности следующее утверждение М. С. Строговича: «Законность едина, и она одинаково обязательна для всех - и для органов власти, и для граждан».
Более точной нам представляется вторая точка зрения. Убедительно обосновано, на наш взгляд, мнение М. С. Строговича, согласно которому при определении законности нет необходимости специально оговаривать, что «законность требует соблюдения и исполнения не только законов, но и подзаконных актов, так как подзаконный акт, изданный на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона, представляет собой способ, форму реализации закона... подзаконный акт, противоречащий закону, не основанный на законе, сам является незаконным и, разумеется, не может претендовать на то, чтобы его соблюдали и исполняли».
Следует отметить, что понятие «законность» охватывает не только требование соблюдения норм права, то есть общеобязательных правил поведения, содержащихся в нормативных правовых актах, но и решений, содержащихся в правоприменительных актах.
Обратимся теперь к проблеме определения понятия «законность». В юридической литературе возможно встретить самые разнообразные дефиниции. Наиболее удачным следует признать определение, предложенное профессором В. С. Афанасьевым. По его мнению, законность есть «принцип, метод и режим соответствия поведения (деятельности) участников общественных отношений и его результатов нормам права, выраженным в законах, основанных на них подзаконных нормативных актах и других источниках права». Здесь привлекают внимание к себе два обстоятельства. Во-первых, законность представлена в трех ипостасях - как принцип, метод и режим. Во-вторых, указывается признак, который, как видится, в максимальной степени отражает сущность понятия «законность» (соответствие поведения (деятельности) участников общественных отношений и его результатов нормам права). Фундаментальная роль этого признака становится понятной при семантическом анализе.
Предметное значение понятия «законность» составляет оценочная функция, отражающая соответствие правореализационной деятельности положениям закона. Иными словами, законность - это не сама деятельность по реализации правовых предписаний, а важнейшая характеристика (качественный признак) такого рода деятельности, подчеркивающая юридическую правомерность, законосообразность последней.
Рассмотрев стороны содержания законности, перейдем к анализу формы существования ее идеи. Использование категории «форма» позволяет увидеть особенности способа существования и выражения идеи законности. Как было уже выше отмечено, эти особенности находят отражение в трех аспектах понятия «законность» (принцип, метод и режим).
Законность как принцип, метод и режим органически взаимосвязаны. Так, О. П. Сауляк отмечает, что, «прежде чем совершить осознанные действия правового характера, субъект сопоставляет их с правовыми требованиями и предписаниями, создает правовую модель поведения, в которой законность выступает как принцип деятельности. Руководствуясь принципом законности, государство, в свою очередь, добивается строгой и неукоснительной реализации действующих правовых норм, используя при этом арсенал различных способов и средств, включая возможность использования механизма государственного принуждения. Вследствие этого законность проявляется уже не только как принцип, но и как метод деятельности, причем не только государственных органов и должностных лиц, но и других участников общественных отношений. По мере увеличения числа социальных субъектов, для которых законность становится принципом и методом деятельности, возникает режим социальной жизни, сутью которого является соответствие деятельности различных участников общественных отношений и ее результатов положениям правовых предписаний. Таким образом, развертывание категории «законность» протекает по следующей формуле: принцип законности - метод законности - режим законности».
Следует отметить, что вне зависимости от того, рассматривается ли законность как принцип, метод или режим, речь идет о соответствии различных правовых явлений и процессов, существующих и протекающих в обществе, положениям действующих правовых предписаний. Именно это соответствие и является глубинным свойством законности, ее сущностью. В данном случае более уместно говорить о соответствии как одном из принципов законности.